Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования

I.

Пояснительная записка

Структура примерной программы развития универсальных учебных действий (УУД)
сформирована в соответствии ФГОС СОО и содержит значимую информацию о
характеристиках, функциях и способах оценивания УУД на уровне среднего общего
образования, а также описание особенностей, направлений и условий реализации учебноисследовательской и проектной деятельности.
1.1. Цели и задачи, включающие учебно-исследовательскую и проектную
деятельность обучающихся как средство совершенствования их универсальных
учебных действий; описание места Программы и ее роли в реализации требований
ФГОС СОО
Программа развития УУД является организационно-методической основой для
реализации требований ФГОС СОО к личностным и метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы.
Требования включают:
– освоение межпредметных понятий (например, система, модель, проблема, анализ,
синтез, факт, закономерность, феномен) и универсальных учебных действий
(регулятивные, познавательные, коммуникативные);
– способность их использования в познавательной и социальной практике;
– самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
– способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение
навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Программа направлена на:
– повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной
программы, а также усвоение знаний и учебных действий;
– формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебно- исследовательской
деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на
решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Программа обеспечивает:
– развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и
самоопределению; формирование личностных ценностно-смысловых
ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных
отношений;
– формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построения индивидуального образовательного маршрута;
– решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития
обучающихся;
– повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий,
формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебноисследовательской, проектной, социальной деятельности;
– создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной
работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;
– формирование навыков участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности (творческих конкурсах, научных обществах,
научно-практических конференциях, олимпиадах, национальных образовательных
программах и др.), возможность получения практико-ориентированного результата;

– практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных
проектов;
–возможность практического использования приобретенных обучающимися
коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;
– подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной
деятельности.
Цель программы развития УУД - обеспечить организационно-методические
условия для реализации системно-деятельностного подхода таким образом, чтобы
приобретенные компетенции могли самостоятельно использоваться обучающимися в
разных видах деятельности за пределами образовательной организации, в том числе в
профессиональных и социальных пробах.
В соответствии с указанной целью программа развития УУД среднего общего
образования определяет следующие задачи:
– организацию взаимодействия педагогов, обучающихся и, в случае необходимости,
их родителей по совершенствованию навыков проектной и исследовательской
деятельности, сформированных на предыдущих этапах обучения, таким образом, чтобы
стало возможным максимально широкое и разнообразное применение универсальных
учебных действий в новых для обучающихся ситуациях;
– обеспечение взаимосвязи способов организации урочной и внеурочной
деятельности обучающихся по совершенствованию владения УУД, в том числе на
материале содержания учебных предметов;
–включение
развивающих
задач,
способствующих
совершенствованию
универсальных учебных действий, как в урочную, так и во внеурочную деятельность
обучающихся;
– обеспечение преемственности программы развития универсальных учебных
действий при переходе от основного общего к среднему общему образованию.
Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом
возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающихся. УУД
представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую общей логикой
возрастного развития. Отличительными особенностями первокурсника являются: активное
формирование чувства взрослости, выработка мировоззрения, убеждений, характера и
жизненного самоопределения.
Среднее общее образование - этап, когда все приобретенные ранее компетенции
должны использоваться в полной мере и приобрести характер универсальных.
Компетенции, сформированные в основной школе на предметном содержании, теперь
могут быть перенесены на жизненные ситуации, не относящиеся к учебе в колледже.
1.2.
Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных
учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и
внеурочной деятельностью, а также места универсальных учебных действий в
структуре образовательной деятельности
Универсальные учебные действия целенаправленно формируются в дошкольном,
младшем школьном, подростковом возрастах и достигают высокого уровня развития к
моменту перехода обучающихся на уровень среднего общего образования. Помимо
полноты структуры и сложности выполняемых действий, выделяются и другие
характеристики, важнейшей из которых является уровень их рефлексивности
(осознанности). Именно переход на качественно новый уровень рефлексии выделяет
возраст первокурсника как особенный этап в становлении УУД.
Для удобства анализа универсальные учебные действия условно разделяют на
регулятивные, коммуникативные, познавательные. В целостном акте человеческой

деятельности одновременно присутствуют все названные виды универсальных учебных
действий. Они проявляются, становятся, формируются в процессе освоения культуры во
всех ее аспектах.
Процесс индивидуального присвоения умения учиться сопровождается усилением
осознанности самого процесса учения, что позволяет подросткам обращаться не только к
предметным, но и к метапредметным основаниям деятельности. Универсальные учебные
действия в процессе взросления из средства (того, что самим процессом своего становления
обеспечивает успешность решения предметных задач) постепенно превращаются в объект
(в то, что может обучающимся рассматриваться, анализироваться, формироваться как бы
непосредственно). Этот процесс, с одной стороны, обусловлен спецификой возраста, а с
другой - глубоко индивидуален, взрослым не следует его форсировать.
На уровне среднего общего образования в соответствии с цикличностью возрастного
развития происходит возврат к универсальным учебным действиям как средству, но уже в
достаточной степени отрефлексированному, используемому для успешной постановки и
решения новых задач (учебных, познавательных, личностных). На этом базируется
начальная профессионализация: в процессе профессиональных проб сформированные
универсальные учебные действия позволяют первокурснику понять свои дефициты с точки
зрения компетентностного развития, поставить задачу доращивания компетенций.
К уровню среднего общего образования предъявляется требование открытости:
обучающимся целесообразно предоставить возможность участвовать в различных
дистанционных учебных, осуществить управленческие или предпринимательские пробы,
проверить себя в гражданских и социальных проектах, принять участие в волонтерском
движении и т.п.
Динамика формирования универсальных учебных действий учитывает возрастные
особенности и социальную ситуацию, в которых действуют и будут действовать
обучающиеся, специфику образовательных стратегий разного уровня (государства,
региона, колледжа, семьи).
При переходе на уровень среднего общего образования важнейшее значение
приобретает начинающееся профессиональное самоопределение обучающихся (при том
что по-прежнему важное место остается за личностным самоопределением). Продолжается
учебное смыслообразование, связанное с осознанием связи между осуществляемой
деятельностью и жизненными перспективами.
Недостаточный уровень сформированности регулятивных универсальных учебных
действий к началу обучения на уровне среднего общего образования существенно
сказывается на успешности обучающихся. Переход на индивидуальные образовательные
траектории, сложное планирование и проектирование своего будущего, согласование
интересов многих субъектов, оказывающихся в поле действия первокурсников,
невозможны без базовых управленческих умений (целеполагания, планирования,
руководства, контроля, коррекции). На уровне среднего общего образования регулятивные
действия должны прирасти за счет развернутого управления ресурсами, умения выбирать
успешные стратегии в трудных ситуациях, в конечном счете, управлять своей
деятельностью в открытом образовательном пространстве.
Развитие
регулятивных
действий
тесно
переплетается
с
развитием
коммуникативных универсальных учебных действий. Первокурсники при нормальном
развитии осознанно используют коллективно-распределенную деятельность для решения
разноплановых задач: учебных, познавательных, исследовательских, проектных,
профессиональных. Развитые коммуникативные учебные действия позволяют
обучающимся эффективно разрешать конфликты, выходить на новый уровень рефлексии в
учете разных позиций.
Открытое образовательное пространство на уровне среднего общего образования
является залогом успешного формирования УУД. В открытом образовательном
пространстве происходит испытание сформированных компетенций, обнаруживаются

дефициты и выстраивается индивидуальная программа личностного роста. Важной
характеристикой уровня среднего общего образования является повышение вариативности.
Старшеклассник оказывается в сложной ситуации выбора набора предметов, которые
изучаются на базовом и углубленном уровнях, выбора профиля и подготовки к выбору
будущей профессии. Это предъявляет повышенные требования к построению учебных
предметов (курсов) не только на углубленном, но и на базовом уровне. Учителя и
старшеклассники нацеливаются на то, чтобы решить две задачи: во-первых, построить
системное видение самого учебного предмета и его связей с другими предметами (сферами
деятельности); во-вторых, осознать учебный предмет как набор средств решения широкого
класса предметных и полидисциплинарных задач. При таком построении содержания
образования создаются необходимые условия для завершающего этапа формирования
универсальных учебных действий в школе.
1.3. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий
Основные требования ко всем форматам урочной и внеурочной работы,
направленной на формирование универсальных учебных действий на уровне среднего
общего образования:
- обеспечение возможности самостоятельной постановки целей и задач в
предметном обучении, проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
- обеспечение возможности самостоятельного выбора обучающимися темпа, режимов и
форм освоения предметного материала;
- обеспечение возможности конвертировать все образовательные достижения
обучающихся, полученные вне рамок образовательной организации, в результаты в
форматах, принятых в данной образовательной организации (оценки, портфолио и т.п.);
- обеспечение наличия образовательных событий, в рамках которых решаются задачи,
носящие полидисциплинарный и метапредметный характер;
- обеспечение наличия в образовательной деятельности образовательных событий, в рамках
которых решаются задачи, требующие от обучающихся самостоятельного выбора
партнеров для коммуникации, форм и методов ведения коммуникации;
- обеспечение наличия в образовательной деятельности событий, требующих от
обучающихся предъявления продуктов своей деятельности.
Формирование познавательных универсальных учебных действий
Задачи должны быть сконструированы таким образом, чтобы формировать у
обучающихся умения:
а) объяснять явления с научной точки зрения;
б) разрабатывать дизайн научного исследования;
в) интерпретировать полученные данные и доказательства с разных позиций и
формулировать соответствующие выводы.
На уровне среднего общего образования формирование познавательных УУД
обеспечивается созданием условий для восстановления полидисциплинарных связей,
формирования рефлексии обучающегося и формирования метапредметных понятий и
представлений.
Для обеспечения формирования познавательных УУД на уровне среднего общего
образования рекомендуется организовывать образовательные события, выводящие
обучающихся на восстановление межпредметных связей, целостной картины мира.
Например:
- полидисциплинарные и метапредметные погружения и интенсивы;
- методологические и философские семинары;
- образовательные экспедиции и экскурсии;

- учебно-исследовательская работа обучающихся, которая предполагает:
- выбор тематики исследования, связанной с новейшими достижениями в области
науки и технологий;
- выбор тематики исследований, связанных с учебными предметами, не
изучаемыми в школе: психологией, социологией, бизнесом и др.;
- выбор тематики исследований, направленных на изучение проблем местного
сообщества, региона, мира в целом.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Принципиальное отличие образовательной среды на уровне среднего общего
образования - открытость. Это предоставляет дополнительные возможности для
организации и обеспечения ситуаций, в которых обучающийся сможет самостоятельно
ставить цель продуктивного взаимодействия с другими людьми, сообществами и
организациями и достигать ее.
Открытость образовательной среды позволяет обеспечивать возможность
коммуникации:
- с обучающимися других образовательных организаций региона, как с
ровесниками, так и с детьми иных возрастов;
- представителями местного сообщества, бизнес-структур, культурной и научной
общественности для выполнения учебно-исследовательских работ и реализации проектов;
- представителями власти, местного самоуправления, фондов, спонсорами и др.
Такое
разнообразие выстраиваемых
связей
позволяет
обучающимся
самостоятельно ставить цели коммуникации, выбирать партнеров и способ поведения во
время коммуникации, освоение культурных и социальных норм общения с
представителями различных сообществ.
К типичным образовательным событиям и форматам, позволяющим обеспечивать
использование всех возможностей коммуникации, относятся:
–
межшкольные (межрегиональные) ассамблеи обучающихся; материал,
используемый для постановки задачи на ассамблеях, должен носить полидисциплинарный
характер и касаться ближайшего будущего;
–
комплексные задачи, направленные на решение актуальных проблем,
лежащих в ближайшем будущем обучающихся: выбор дальнейшей образовательной или
рабочей траектории, определение жизненных стратегий и т.п.;
–
комплексные задачи, направленные на решение проблем местного
сообщества;
–
комплексные задачи, направленные на изменение и улучшение реально
существующих бизнес-практик;
–
социальные проекты, направленные на улучшение жизни местного
сообщества. К таким проектам относятся:
а) участие в волонтерских акциях и движениях, самостоятельная организация
волонтерских акций;
б) участие в благотворительных акциях и движениях, самостоятельная организация
благотворительных акций;
б) создание и реализация социальных проектов разного масштаба и
направленности, выходящих за рамки образовательной организации;
–
получение
предметных
знаний
в
структурах,
альтернативных
образовательной организации:
а) в заочных и дистанционных школах и университетах;
б) участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах;
в) самостоятельное освоение отдельных предметов и курсов;
г) самостоятельное освоение дополнительных иностранных языков.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий
На уровне среднего общего образования формирование регулятивных УУД
обеспечивается созданием условий для самостоятельного целенаправленного действия
обучающегося.
Для формирования регулятивных учебных действий целесообразно использовать
возможности
самостоятельного
формирования
элементов
индивидуальной
образовательной траектории. Например:
а) самостоятельное изучение дополнительных иностранных языков с последующей
сертификацией;
б) самостоятельное освоение глав, разделов и тем учебных предметов;
в) самостоятельное обучение в заочных и дистанционных школах и университетах;
г) самостоятельное определение темы проекта, методов и способов его реализации,
источников ресурсов, необходимых для реализации проекта;
д) самостоятельное взаимодействие с источниками ресурсов: информационными
источниками, фондами, представителями власти и т. п.;
е) самостоятельное управление ресурсами, в том числе нематериальными;
ж) презентация результатов проектной работы на различных этапах ее реализации.
1.4. Описание особенностей учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся
Особенности учебно-исследовательской деятельности и проектной работы
первокурсников обусловлены, в первую очередь, открытостью колледжа на уровне
среднего общего образования.
На уровне основного общего образования делается акцент на освоении учебноисследовательской и проектной работы как типа деятельности, где материалом являются,
прежде всего, учебные предметы На уровне среднего общего образования исследование и
проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного
характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры.
На уровне основного общего образования процесс становления проектной
деятельности предполагает и допускает наличие проб в рамках совместной деятельности
обучающихся и преподавателя. На уровне среднего общего образования проект реализуется
самим первокурсником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют
предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр. Начинают
использоваться элементы математического моделирования и анализа как инструмента
интерпретации результатов исследования.
На уровне среднего общего образования сам обучающийся определяет параметры
и критерии успешности реализации проекта. Кроме того, он формирует навык принятия
параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых другими, внешними по
отношению к школе социальными и культурными сообществами.
Презентацию результатов проектной работы целесообразно проводить не в
колледже, а в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался. Если
это социальный проект, то его результаты должны быть представлены местному
сообществу или сообществу благотворительных и волонтерских организаций. Если бизнеспроект — сообществу бизнесменов, деловых людей.
1.5. Описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности
являются:
–
исследовательское;
–
инженерное;
–
прикладное;

–
бизнес-проектирование;
–
информационное;
–
социальное;
–
игровое;
–
творческое.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:
–
социальное;
–
бизнес-проектирование;
–
исследовательское;
–
инженерное;
–
информационное.
1.6. Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся
получат представление:
–
о философских и методологических основаниях научной деятельности и
научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
–
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
–
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от
исследований в естественных науках;
–
об истории науки;
–
о новейших разработках в области науки и технологий;
–
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской
и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и
др.);
–
о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в
результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и
реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и
др.);
Обучающийся сможет:
–
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных предметов;
–
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
–
использовать основные принципы проектной деятельности при решении
своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной
жизни;
–
использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
–
использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения
принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
–
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
–
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
–
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития

различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке
собственных целей;
–
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
–
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
–
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
–
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
–
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
–
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
–
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.
1.7. Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных
действий у обучающихся, в том числе системы организационно-методического и
ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся
Условия реализации основной образовательной программы, в том числе
программы развития УУД, должны обеспечить совершенствование компетенций проектной
и учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Условия включают:
–
укомплектованность колледжа педагогическими, руководящими и иными
работниками;
–
уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной
организации;
–
непрерывность профессионального развития педагогических работников
колледжа, реализующей образовательную программу среднего общего образования.
Педагогические кадры должны иметь необходимый уровень подготовки для
реализации программы УУД, что может включать следующее:
–
педагоги владеют представлениями о возрастных особенностях
обучающихся;
–
педагоги прошли курсы повышения квалификации, посвященные ФГОС;
–
педагоги участвовали в разработке программы по формированию УУД или
участвовали во внутриколледжном семинаре, посвященном особенностям применения
выбранной программы по УУД;
–
педагоги могут строить образовательную деятельность в рамках учебного
предмета в соответствии с особенностями формирования конкретных УУД;
–
педагоги осуществляют формирование УУД в рамках проектной,
исследовательской деятельности;
–
характер взаимодействия педагога и обучающегося не противоречит
представлениям об условиях формирования УУД;
–
педагоги владеют методиками формирующего оценивания; наличие позиции
тьютора или педагога, владеющего навыками тьюторского сопровождения обучающихся;
–
педагоги умеют применять инструментарий для оценки качества
формирования УУД в рамках одного или нескольких предметов.

Наряду с общими можно выделить ряд специфических характеристик организации
образовательного пространства общеобразовательных предметов, обеспечивающих
формирование УУД в открытом образовательном пространстве:
–
обеспечение возможности реализации индивидуальной образовательной
траектории обучающихся (разнообразие форм получения образования в колледже,
обеспечение возможности выбора обучающимся формы получения образования, уровня
освоения предметного материала, преподавателя, учебной группы, обеспечения
тьюторского сопровождения образовательной траектории обучающегося);
–
обеспечение возможности «конвертации» образовательных достижений,
полученных обучающимися в иных образовательных структурах, организациях и событиях,
в учебные результаты основного образования;
–
привлечение дистанционных форм получения образования (онлайн-курсов,
заочных школ, дистанционных университетов) как элемента индивидуальной
образовательной траектории обучающихся;
–
привлечение сети Интернет в качестве образовательного ресурса:
интерактивные конференции и образовательные события с ровесниками из других городов
России и других стран, культурно-исторические и языковые погружения с носителями
иностранных языков и представителями иных культур;
–
обеспечение возможности вовлечения обучающихся в проектную
деятельность, в том числе в деятельность социального проектирования и социального
предпринимательства;
–
обеспечение возможности вовлечения обучающихся в разнообразную
исследовательскую деятельность;
–
обеспечение широкой социализации обучающихся как через реализацию
социальных проектов, так и через организованную разнообразную социальную практику:
работу в волонтерских и благотворительных организациях, участие в благотворительных
акциях, марафонах и проектах.
К обязательным условиям успешного формирования УУД относится создание
методически единого пространства внутри колледжа как во время уроков, так и вне их.
Нецелесообразно допускать ситуации, при которых на уроках разрушается
коммуникативное пространство (нет учебного сотрудничества), не происходит
информационного обмена, не затребована читательская компетенция, создаются
препятствия для собственной поисковой, исследовательской, проектной деятельности.
Создание условий для развития УУД — это не дополнение к образовательной
деятельности, а кардинальное изменение содержания, форм и методов, при которых
успешное обучение невозможно без одновременного наращивания компетенций. Иными
словами, перед обучающимися ставятся такие учебные задачи, решение которых
невозможно без учебного сотрудничества со сверстниками и взрослыми (а также с
младшими, если речь идет о разновозрастных задачах), без соответствующих
управленческих умений, без определенного уровня владения информационнокоммуникативными технологиями.
Например, читательская компетенция наращивается не за счет специальных задач,
лежащих вне программы или искусственно добавленных к учебной программе, а за счет
того, что поставленная учебная задача требует разобраться в специально подобранных (и
нередко деформированных) учебных текстах, а ход к решению задачи лежит через анализ,
понимание, структурирование, трансформацию текста. Целесообразно, чтобы тексты для
формирования читательской компетентности подбирались педагогом или группой
педагогов-предметников. В таком случае шаг в познании будет сопровождаться шагом в
развитии универсальных учебных действий.
Все перечисленные элементы образовательной инфраструктуры призваны
обеспечить возможность самостоятельного действия обучающихся, высокую степень
свободы выбора элементов образовательной траектории, возможность самостоятельного

принятия решения, самостоятельной постановки задачи и достижения поставленной цели.
1.8. Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий
Наряду с традиционными формами оценивания метапредметных образовательных
результатов на уровне среднего общего образования универсальные учебные действия
оцениваются в рамках специально организованных колледжем модельных ситуаций,
отражающих специфику будущей профессиональной и социальной жизни обучающегося
(например, образовательное событие, защита реализованного проекта, представление
учебно-исследовательской работы).
Образовательное событие как формат оценки успешности освоения и
применения обучающимися универсальных учебных действий
–
Материал образовательного события должен носить полидисциплинарный
характер;
–
в событии целесообразно обеспечить участие обучающихся разных возрастов
и разных типов образовательных организаций и учреждений (техникумов, колледжей,
младших курсов вузов и др.).
–
в событии могут принимать участие представители бизнеса, государственных
структур, педагоги вузов, педагоги образовательных организаций, чьи выпускники
принимают участие в образовательном событии;
–
во время проведения образовательного события могут быть использованы
различные форматы работы участников: индивидуальная и групповая работа, презентации
промежуточных и итоговых результатов работы, стендовые доклады, дебаты и т.п.
Основные требования к инструментарию оценки универсальных учебных действий
во время реализации оценочного образовательного события:
–
для каждого из форматов работы, реализуемых в ходе оценочного
образовательного события, педагогам целесообразно разработать самостоятельный
инструмент оценки; в качестве инструментов оценки могут быть использованы оценочные
листы, экспертные заключения и т.п.;
–
правила проведения образовательного события, параметры и критерии
оценки каждой формы работы в рамках образовательного оценочного события должны
быть известны участникам заранее, до начала события. По возможности, параметры и
критерии оценки каждой формы работы обучающихся должны разрабатываться и
обсуждаться с самими старшеклассниками;
–
каждому параметру оценки (оцениваемому универсальному учебному
действию), занесенному в оценочный лист или экспертное заключение, должны
соответствовать точные критерии оценки: за что, при каких условиях, исходя из каких
принципов ставится то или иное количество баллов;
–
на каждом этапе реализации образовательного события при использовании
оценочных листов в качестве инструмента оценки результаты одних и тех же участников
должны оценивать не менее двух экспертов одновременно; оценки, выставленные
экспертами, в таком случае должны усредняться;
–
в рамках реализации оценочного образовательного события должна быть
предусмотрена возможность самооценки обучающихся и включения результатов
самооценки в формирование итоговой оценки. В качестве инструмента самооценки
обучающихся могут быть использованы те же инструменты (оценочные листы), которые
используются для оценки обучающихся экспертами.

Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий
Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:
–
защита темы проекта (проектной идеи);
–
защита реализованного проекта.
На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены:
–
актуальность проекта;
–
положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого
автора, так и для других людей;
–
ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для
реализации проекта, возможные источники ресурсов;
–
риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при
реализации данного проекта;
В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая
корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять
реальное проектное действие.
На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный
проект по следующему (примерному) плану:
1. Тема и краткое описание сути проекта.
2. Актуальность проекта.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор,
так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для
реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
5. Ход реализации проекта.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось
преодолеть в ходе его реализации.
Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским)
сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся
проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между
обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь.
Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта,
параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны
обучающимся заранее. По возможности, параметры и критерии оценки проектной
деятельности должны разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками.
Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных
учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:
–
оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и
динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты
проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность,
уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла
проекта;
–
для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в
которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации
образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех
сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы;
–
оценивание производится на основе критериальной модели;
–
для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный
инструмент; способ агрегации данных, формат вывода данных и способ презентации
итоговых оценок обучающимся и другим заинтересованным лицам определяет сама
образовательная организация;

–
результаты оценивания универсальных учебных действий в формате,
принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.
Представление учебно-исследовательской работы как формат оценки
успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных
действий
Исследовательское направление работы первокурсников должно носить
выраженный научный характер. Для руководства исследовательской работой обучающихся
привлекаются специалисты из различных областей знаний. Возможно выполнение
исследовательских работ и проектов обучающимися вне колледжа – в лабораториях вузов,
исследовательских институтов, колледжей. В случае если нет организационной
возможности привлекать специалистов и ученых для руководства проектной и
исследовательской работой обучающихся очно, желательно обеспечить дистанционное
руководство этой работой (посредством сети Интернет).
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
–
естественно-научные исследования;
–
исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки
школьной программы, например, в психологии, социологии);
–
экономические исследования;
–
социальные исследования;
–
научно-технические исследования.
Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка
гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение
исследования и интерпретация полученных результатов.
Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и
экономической областях желательным является использование элементов математического
моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.

Требования к результатам освоения ООП среднего общего образования

Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего общего
образования, включает формирование компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной
деятельности
Универсальные учебные действия
УУД
Требования к результатам освоения ООП среднего общего
образования
1. Регулятивные
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
УУД
планы деятельности
Умение самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность
Умение
использовать все
возможные ресурсы
для
достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности
Умение выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и
нравственных ценностей
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов

и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения
2.
Умение
продуктивно общаться
и
взаимодействовать
Коммуникативные в процессе совместной деятельности
УУД
Умение учитывать позиции других участников деятельности
Умение эффективно разрешать конфликты
Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности
Умение ориентироваться в различных источниках информации
Умение критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников
Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности
Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Умение использовать адекватные языковые средства.
3. Познавательные Владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и
УУД
проектной деятельности
Владение навыками разрешения проблем
Умение самостоятельно осуществлять поиск методов решения
практических задач, применять различные методы познания
Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов
В результате изучения учебных предметов на базовом или углубленном уровне, а
также в ходе внеурочной деятельности у выпускников среднего общего образования будут
сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные
универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в
общении. Подробное описание планируемых результатов формирования универсальных
учебных действий представлено в таблице «Универсальные учебные действия» данной
программы.
Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует
использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых
учебных заданий, которые наделяют обучающихся функциями организации их
выполнения: планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в
выполнении задания, соблюдение графика подготовки и предоставления материалов, поиск
необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроля качества выполнения
работы при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
Примерами такого рода заданий могут служить: подготовка внеклассного
мероприятия для младших обучающихся; подготовка материалов для сайта (стенгазеты,
выставки и т.д.); ведение протоколов выполнения учебного задания; выполнение
различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации,
подготовка предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и
презентация.
Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является
жёстким, начальное освоение одних и тех же универсальных учебных действий и
закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам.
Распределение типовых задач внутри предмета должно быть направлено на достижение
баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий.

При этом особенно важно учитывать, что достижение цели развития УУД по программе
среднего общего образования не является уделом отдельных предметов, а становится
обязательным для всех без исключения учебных курсов, как в урочной, так и внеурочной
деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
имеющую следующие особенности:
1)
цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их
личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна
быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной
области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на
создание продукта, имеющего значимость для других;
2)
учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть
организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в
общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя
различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и
продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными
людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки
индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3)
организация учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся
обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах
деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков,
реализованы личные интересы к тому или иному виду деятельности.
Построение учебно-исследовательского процесса основывается на следующих
принципах:
–
выбор темы исследования должен быть ориентирован на познавательные
потребности обучающегося и совпадать с кругом интересов преподавателя;
–
обучающийся должен хорошо осознавать суть проблемы исследования, иначе
весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен
преподавателем правильно;
–
организация хода работы
над раскрытием проблемы
исследования строится
во взаимоответственности и взаимопомощи преподавателя и обучающегося;
–
раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое
обучающемуся, а уже потом науке.
В ходе развития универсальных учебных действий большое значение придается
проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу),
создания определенного продукта, соединения теории и практики, обеспечивается
совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что
необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания
должны быть найдены самими учащимися. При этом изменяется роль учителя - из простого
транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с
обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения
знаниями.
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить,
что проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся,
совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной
на достижение поставленной цели - решения определенной проблемы, значимой для
обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Типология форм организации проектной деятельности обучающихся (проектов) в
Учреждении представлена по следующим основаниям:

–
видам проектов (информационный (поисковый), исследовательский,
творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой),
инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
–
по содержанию (предметный, метапредметный, относящийся к области
знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.);
–
по количеству участников (индивидуальный, парный, до 5 человек,
групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках Учреждения),
муниципальный, региональный, всероссийский, международный, сетевой (в рамках
сложившейся партнерской сети, в т.ч. в Интернет);
–
по длительности (продолжительности) проекта (от проект-урока до
вертикального многолетнего проекта);
–
по дидактической цели (ознакомление обучающихся с методами и
технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации
обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.).
Особое значение для развития УУД персональный проект, который следует
рассматривать как форму внеурочной деятельности по развитию УУД на уровне среднего
общего образования.
Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая
обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного
года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с помощью педагога
составляет план предстоящей работы. Умение планировать и работать по плану — это
важнейшие УУД, которым должен овладеть обучающийся. Одной из особенностей работы
над персональным проектом является смыслообразование и самоопределение хода и
результата работы. Это позволяет на основе самоанализа увидеть допущенные просчеты
(на первых порах — это переоценка собственных сил, неправильное распределение
времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью), найти
оптимальные способы их устранения, провести коррекцию и обеспечить достижение
поставленной цели.
Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов,
направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию
совместной деятельности партнеров, ориентированной на удовлетворение их
эмоционально-психологических потребностей на основе развития соответствующих УУД,
а именно:
–
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
–
обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
–
устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания;
–
проводить эффективные групповые обсуждения;
–
обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия
эффективных совместных решений;
–
четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять
инициативу для достижения этих целей;
–
адекватно реагировать на нужды других.
В ходе проектной деятельности самым важным и самым трудным является
постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе
осмысления проблемы и постановки цели: необходимо помочь автору будущего проекта
найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос,
обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует
сделать. Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы. Следующий шаг — как это
делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при
создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это
поможет представить ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно
приступать к работе.

Кроме того, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний обучающихся,
контрольная работа по пройденной теме может проводиться в форме защиты учебного
проекта.
Для
успешного
осуществления
учебно-исследовательской
деятельности
обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
•
постановка проблемы и аргументирование ее актуальности;
•
формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла - сущности
будущей деятельности;
•
планирование исследовательских работ и выбор необходимого
инструментария;
•
собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем
и коррекцией результатов работ;
•
оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как
конечного продукта;
•
представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных
лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
2.2. Формы
урочных занятиях

организации

учебно-исследовательской

деятельности

на

•
урок - исследование, урок - лаборатория, урок - творческий отчёт, урок
изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок - рассказ об учёных, урок - защита
исследовательских проектов, урок - экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок
открытых мыслей;
•
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких
элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента,
обработка и анализ его результатов;
•
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе
разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно
протяжённое во времени.
2.3. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на
внеурочных занятиях:
•
исследовательская практика обучающихся;
•
образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко
обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными
формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную
образовательную деятельность обучающихся, в том числе и исследовательского характера;
•
занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие
возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности
обучающихся;
•
ученическое научно-исследовательское общество - форма внеурочной
деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное
обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых
столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др.;
•
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч.
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает
выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить
интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.
Еще одной особенностью учебно-исследовательской деятельности является ее связь с
проектной деятельностью обучающихся. Как было указано выше, одним из видов учебных

проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной
деятельности учащихся, одним из ее компонентов выступает исследование.
При этом должен выполняться ряд необходимых условий:
–
проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и
соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;
–
для выполнения проекта должны быть необходимые условия информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;
–
обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных
исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования,
так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых:
–
для успешной реализации выбранного вида проекта;
–
необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в
отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении
собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
–
использование для начинающих дневника самоконтроля, где отражаются
элементы самоанализа в ходе работы, который используется при составлении отчетов и во
время собеседований с руководителем и проекта;
–
наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового
результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера
проекта или исследования) каждого участника;
–
результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны
быть презентованы, иметь общественную оценку и признание достижений в форме
общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или выставлены в открытых
ресурсах Интернет для открытого обсуждения.
Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и
исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение
технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу курса.
3. Программы отдельных учебных предметов и курсов
3.1. Программы отдельных учебных предметов
Филология

Предметная область Филология включает учебные предметы:
"Русский язык", "Литература". Изучение предметной области
«Филология» должно обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека,
общества, государства; приобщение через изучение русского и родного
(нерусского) языкак ценностям национальной и мировой культуры;
способность свободно общаться в различных формах и на разные
темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность умений написания текстов по различным
темам на русском и родном (нерусском) языках, в том числе
демонстрирующих творческие способности обучающихся;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность
навыков
различных
видов
анализа
литературных произведений.
Русский язык и литература (базовый уровень)
1)
сформированность понятий о нормах русского, родного
(нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой
практике;

Иностранные
языки

2)
владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью;
3)
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в
нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4)
владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5)
знание содержания произведений русской, родной и мировой
классической литературы, их историко-культурного и нравственноценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6)
сформированность
представлений
об
изобразительновыразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7)
сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
8)
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
9)
владение навыками анализа художественных произведений с
учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной
картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
10)
сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.
Иностранные языки(базовый уровень)
Предметная область Иностранные языки включает учебные предметы:
"Английский язык", "Немецкий язык". Изучение предметной области
«Иностранные языки» должно обеспечить:
приобщение через изучение иностранного языка и литературы к
ценностям национальной и мировой культуры;
способность свободно общаться в различных формах и на
разныетемы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность умений написания текстов по различным
темам и поизученной проблематике на иностранном языке, в том числе
демонстрирующих творческие способности обучающихся;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познаниядругих культур, уважительного отношения к ним;
1)
сформированность коммуникативной иноязычной компетенции,
необходимой для успешной социализациии самореализации, как
инструмента межкультурного общения в современном поликультурном
мире;
2)
владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран
изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение
адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в
культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3)
достижение порогового уровня владения иностранным языком,
позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах
как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с
представителями других стран, использующими данный язык как
средство общения;

4) сформированность умения использовать иностранный язык как
средство для получения информации из иноязычных источников в
образовательных и самообразовательных целях.
Общественные Предметная область «Общественные науки» включает предметные
науки
результаты
изучения
учебных
предметов:
«История»,
"Обществознание", "Право", "География". Изучение предметной
области «Общественные науки» должно обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой
сферы обучающихся, российской гражданской идентичности,
поликультурности,
толерантности,
приверженности
ценностям,
закреплённым Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся
глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и
синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования,
характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных,
экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать
информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к
общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки
гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике
общественных наук.
История (базовый уровень)
1)
сформированность представлений о современной исторической
науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении
задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2)
владение комплексом знаний об истории России и человечества в
целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом
процессе;
3)
сформированность умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном
общении;
4)
владение навыками проектной деятельности и исторической
реконструкции с привлечением различных источников;
5)
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою
точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание (базовый уровень)
1)
сформированность знаний об обществе как целостной
развивающейся системе
в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2)
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3)
владение умениями
выявлять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов
и процессов;
4)
сформированность представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном
мире;
5)
сформированность представлений о методах познания
социальных явлений и процессов;
6)
владение умениями применять полученные знания в

повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых
решений;
7)
сформированность
навыков
оценивания
социальной
информации, умений поиска информации в источниках различного
типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения
и
оценки
разнообразных
явлений
и
процессов
общественного развития.
География (базовый уровень)
1)
владение представлениями о современной географической науке,
её участии в решении важнейших проблем человечества;
2)
владение географическим мышлением для определения
географических аспектов природных, социально-экономических и
экологических процессов и проблем;
3)
сформированность
системы
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных
особенностях
процессов,
протекающих
в
географическом пространстве;
4)
владение умениями проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями
в результате природных и антропогенных воздействий;
5)
владение умениями использовать карты разного содержания для
выявления закономерностей и тенденций, получения нового
географического знания о природных социально-экономических и
экологических процессах и явлениях;
6)
владение умениями географического анализа и интерпретации
разнообразной информации;
7)
владение умениями применять географические знания для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к изменению её условий;
8)
сформированность представлений и знаний об основных
проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем.
Право (базовый уровень)
1) сформированность представлений о понятии государства, его
функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права,
законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической
ответственности;
4)
сформированность представлений о Конституции Российской
Федерации
Математика и Предметная область "Математика и информатика" включает
информатика
учебные предметы
"Математика ", "Информатика".
Изучение предметной области «Математика и информатика» должно
обеспечить:
сформированность представлений о социальных, культурных и
историческихфакторах становления математики и информатики;

сформированность основ логического, алгоритмического и
математического мышления;
сформированность умений применять полученные знания при
решении различных задач;
сформированность представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем
описывать и изучать реальные процессы и явления;
сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в
современном обществе, понимание основ правовых аспектов
использования компьютерных программ и работы в Интернете;
сформированность представлений о влиянии информационных
технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального,
экономического,
политического,
культурного,
юридического,
природного, эргономического, медицинского и физиологического
контекстов информационных технологий;
принятие этических аспектов информационных технологий;
осознание
ответственности людей, вовлечённых в создание и использование
информационных систем, распространение информации.
Математика
Математика
(углубленный уровень)
(базовый уровень)
1)
сформированность
1)
сформированность
представлений о математике как представлений о необходимости
части мировой культуры и о доказательств при обосновании
месте математики в современной математических утверждений и
цивилизации,
о
способах роли аксиоматики в проведении
описания на математическом дедуктивных рассуждений;
2)
сформированность
языке явлений реального мира;
понятийного
аппарата
по
2) сформированность
разделам
курса
представлений о математических основным
математики;
знаний
основных
понятиях как о важнейших
теорем, формул и умения их
математических моделях,
позволяющих
описывать
и применять; умения доказывать
и
находить
изучать разные процессы и теоремы
способы
явления;
понимание нестандартные
решения
задач;
возможности аксиоматического
3)
сформированность
построения
математических
умений
теорий;
реальные
3) владение
методами моделировать
ситуации,
исследовать
доказательств и алгоритмов
построенные
модели,
решения; умение их
применять,
проводить интерпретировать полученный
доказательные рассуждения в результат;
4)
сформированность
ходе решения задач;
представлений
об основных
4) владение
стандартными
понятиях
математического
приёмами
решения
анализа
и
их
свойствах,
рациональных
и
владение
умением
иррациональных,
характеризовать
поведение
показательных,
степенных,
функций,
использование
тригонометрических уравнений
полученных
знаний
для
и неравенств, их систем;
описания
и
анализа
реальных
использование
готовых
зависимостей;

компьютерных программ, в том
числе для поиска пути решения
и
иллюстрации
решения
уравнений и неравенств;
5) сформированность представлений об основных понятиях,
идеях и методах
математического анализа;
6) владение
основными
понятиями
о
плоских
и
пространственных
геометрических фигурах, их основных
свойствах;
сформированность
умения
распознавать
на
чертежах, моделях и в реальном
мире геометрические фигуры;
применение
изученных
свойств
геометрических
фигур и формул для решения
геометрических задач и задач
с практическим содержанием;
7) сформированность
представлений о процессах и
явлениях,
имеющих
вероятностный характер, о
статистических
закономерностях в реальном
мире, об основных понятиях
элементарной
теории
вероятностей; умений находить
и
оценивать
вероятности
наступления событий в
простейших практических
ситуациях и основные
характеристики случайных
величин;
владение
навыками
использования
готовых
компьютерных программ при
решении задач
Информатика (базовый
уровень)
1)
сформированность представлений о роли информации и
связанных с ней процессов в
окружающем мире;
2)
владение
навыками
алгоритмического мышления и
понимание
необходимости
формального
описания
алгоритмов;
3)
владение
умением

владение умениями составления
вероятностных
моделей
по
условию задачи и вычисления
вероятности
наступления
событий, в том числе с
применением
формул
комбинаторики и основных
теорем теории вероятностей;
исследования
случайных
величин по их распределению.

Информатика (углубленный
уровень)
Требования
к
предметным
результатам
освоения
углубленного курса информатики
должны включать требования к
результатам освоения базового
курса и дополнительно отражать:
1) владение системой базовых
знаний,
отражающих
вклад
информатики в формирование
современной научной картины

понимать программы, написанные
на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом
языке высокого уровня; знанием
основных
конструкций
программирования;
умением
анализировать
алгоритмы
с
использованием таблиц;
4)
владение
стандартными
приёмами
написания
на
алгоритмическом
языке
программы
для
решения
стандартной
задачи
с
использованием основных
конструкций программирования и
отладки
таких
программ;
использование
готовых
прикладных
компьютерных
программ
по
выбранной
специализации;
5)
сформированность представлений
о
компьютерноматематических
моделях
и
необходимости
анализа
соответствия
модели
и
моделируемого
объекта
(процесса); о способах хранения и
простейшей обработке данных;
понятия о базах данных и
средствах доступа к ним, умений
работать с ними;
6) владение компьютерными
средствами
представления
и
анализа данных;
7) сформированность базовых
навыков и умений по соблюдению
требований техники безопасности,
гигиены и ресурсосбережения при
работе
со
средствами
информатизации;
понимания
основ
правовых
аспектов
использования
компьютерных
программ и работы в Интернете.

мира;
2) овладение понятием сложности
алгоритма,
знание
основных
алгоритмов обработки числовой и
текстовой
информации,
алгоритмов поиска и сортировки;
3) владение
универсальным
языком
программирования
высокого уровня (по выбору),
представлениями о базовых типах
данных и структурах данных;
умением использовать основные
управляющие конструкции;
4) владение навыками и опытом
разработки программ в выбранной
среде программирования, включая
тестирование и отладку программ;
владение элементарными навыками формализации прикладной
задачи
и
документирования
программ;
5) сформированность представлений о важнейших видах
дискретных объектов и об их
простейших
свойствах,
алгоритмах
анализа
этих
объектов, о кодировании и
декодировании
данных
и
причинах искажения данных
при передаче; систематизацию
знаний,
относящихся
к
математическим
объектам
информатики; умение строить
математические
объекты
информатики,
в
том
числе
логические формулы;
6) сформированность
представлений об устройстве современных
компьютеров,
о
тенденциях
развития
компьютерных
технологий;
о
понятии
«операционная
система»
и
основных функциях операционных
систем; об общих принципах
разработки и функционирования
интернет- приложений;
7) сформированность
представлений о компьютерных сетях
и их роли в современном мире;
знаний
базовых
принципов
организации и функционирования
компьютерных
сетей,
норм

информационной этики и права,
принципов
обеспечения
информационной
безопасности,
способов и средств обеспечения
надёжного
функционирования
средств ИКТ;
8) владение основными
сведениями о базах данных, их
структуре, средствах создания и
работы сними;
9) владение опытом построения и
использования компьютерноматематических моделей,
проведения экспериментов и
статистической обработки
данных с помощью компьютера,
интерпретации результатов,
получаемых в ходе
моделирования реальных
процессов; умение оценивать
числовые параметры
моделируемых объектов и
процессов, пользоваться базами
данных и справочными
системами; сформированность
умения работать с библиотеками
программ; наличие опыта
использования компьютер-ных
средств представления и анализа
данных.
Естественные Предметная область «Естественные науки» включает предметные
науки
результаты изучения учебных предметов: «Физика», «Химия»,
«Биология», «Астрономия».
Изучение предметной области «Естественные науки» должно
обеспечить:
сформированность основ целостной научной картины мира;
формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости
естественных наук; сформированность понимания влияния естественных
наук на окружающую среду, экономическую, технологическую,
социальную и этическую сферы деятельности человека;
создание условий для развития навыков учебной, проектноисследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к
саморазвитию;
сформированность умений анализировать, оценивать, проверять
на достоверность и обобщать научную информацию;
сформированность навыков безопасной работы во время
проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при
использовании лабораторного оборудования.
Физика (базовый уровень)
Физика (углубленный уровень)
1) сформированность представле- Требования
к
предметным
ний о роли и месте физики в результатам освоения углубленного
современной научной картине курса физики должны включать

мира; понимание физической
сущности
наблюдаемых
во
Вселенной явлений; понимание
роли физики в формировании
кругозора и функциональной
грамотности
человека
для
решения практических задач;
2) владение
основополагающими
физическими
понятиями,
закономерностями, законами и
теориями;
уверенное
пользование
физической терминологией и
символикой;
3) владение основными методами
научного
познания,
используемыми
в
физике:
наблюдение,
описание,
измерение, эксперимент; умения
обрабатывать
результаты
измерений,
обнаруживать
зависимость между физическими
величинами,
объяснять
полученные результаты и делать
выводы;
4) сформированность
умения
решать физические задачи;
5) сформированность
умения
применять полученные знания
для
объяснения
условий
протекания физических явлений
в природе и для принятия
практических
решений
в
повседневной жизни;
сформированность собственной
позиции
по
отношению
к
физической
информации,
получаемой из разных источников

требования к результатам освоения
базового курса и дополнительно
отражать:
1)
сформированность системы
знаний об общих физических
закономерностях, законах, теориях,
представлений о действии во
Вселенной физических законов,
открытых в земных условиях;
2)
сформированность умения
исследовать
и
анализировать
разнообразные физические явления
и свойства объектов, объяснять
принципы работы и характеристики
приборов и устройств, объяснять
связь
основных
космических
объектов
с
геофизическими
явлениями;
3)
владение
умениями
выдвигать гипотезы на основе
знания
основополагающих
физических закономерностей и
законов,
проверять
их
экспериментальными средствами,
формулируя цель исследования;
4)
владение
методами
самостоятельного планирования и
проведения
физических
экспериментов, описания и анализа
полученной
измерительной
информации,
определения
достоверности
полученного
результата;
5)
сформированность умений
прогнозировать, анализировать и
оценивать последствия бытовой и
производственной
деятельности
человека, связанной с физическими
процессами,
с
позиций
экологической безопасности

Биология (базовый уровень)
1)
сформированность представлений о роли и месте биологии в
современной научной картине мира; понимание роли биологии в
формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
2)
владение основополагающими понятиями и представлениями о
живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное
пользование биологической терминологией и символикой;
3)
владение
основными
методами
научного
познания,
используемыми при биологических исследованиях живых объектов и
экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и
оценка антропогенных изменений в природе;

4)
сформированность умений объяснять результаты биологических
экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных источников, к глобальным
экологическим проблемам и путям их решения.
Химия (базовый уровень)
1) сформированность представлений о месте химии в современной
научной картине мира; понимание роли химии в формировании
кругозора и функциональной грамотности человека для решения
практических задач;
2)
владение
основополагающими
химическими
понятиями,
теориями,
законами и закономерностями; уверенное пользование химической
терминологией и символикой;
3)
владение
основными
методами
научного
познания,
используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение,
эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых
опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы
познания при решении практических задач;
4)
сформированность умения давать количественные оценки и
проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;
5)
владение правилами техники безопасности при использовании
химических веществ;
сформированность собственной позиции по отношению к химической
информации, получаемой из разных источников.
Астрономия (базовый уровень)
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы,
эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах
Вселенной;
2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями,
теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование
астрономической терминологией и символикой;
4) сформированность представлений о значении астрономии в
практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом
развитии;
5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании
космического пространства и развитии международного сотрудничества
в этой области.
Физическая
Изучение учебных предметов «Физическая культура», "Экология",
культура,
«Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить:
экология
и – сформированность экологического мышления, навыков здорового,
ОБЖ
безопасного и экологически целесооборазного образа жизни, понимание
рисков и угроз современного
мира;
– знание правил и владение навыками поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного
характера;
– владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных
и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи
пострадавшим;

– умение действовать индивидуально и в группе в опасных и
чрезвычайных ситуациях.
«Физическая культура» – требования к предметным результатам
освоения учебного предмета должны отражать:
1.
умение использовать разнообразные формы и виды
физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни,
активного отдыха и досуга;
2.
владение современными технологиями укрепления и сохранения
здоровья,
поддержания
работоспособности,
профилактики
и
предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной
деятельностью;
3.
владение основными способами самоконтроля индивидуальных
показателей здоровья, умственной и физической работоспособности,
физического развития и физических качеств;
4.
владение физическими упражнениями разной функциональной
направленности, использование их в режиме
учебной и
производственной деятельности с целью профилактики переутомления и
сохранения высокой работоспособности;
5.
владение техническими приёмами и двигательными действиями
базовых видов спорта, активное применение их в игровой и
соревновательной деятельности.
Предметные результаты изучения физической культуры
1)
умение использовать разнообразные формы и виды
физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни,
активного отдыха и досуга;
2)
владение современными технологиями укрепления и сохранения
здоровья,
поддержания
работоспособности,
профилактики
предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной
деятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных
показателей здоровья, умственной и физической работоспособности,
физического развития и физических качеств;
4)
владение физическими упражнениями разной функциональной
направленности, использование их в режиме
учебной и
производственной деятельности с целью профилактики переутомления и
сохранения высокой работоспособности;
3)
владение техническими приёмами и двигательными действиями
базовых видов спорта, активное применение их в игровой и
соревновательной деятельности.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности»
1)
сформированность представлений о культуре безопасности
жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности
как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а
также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное
влияние человеческого фактора;
2)
знание
основ
государственной
системы,
российского
законодательства, направленных на защиту населения от внешних и
внутренних угроз;

3)
сформированность представлений о необходимости отрицания
экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а
также асоциального поведения;
4)
сформированность представлений о здоровом образе жизни как о
средстве обеспечения духовного, физического и социального
благополучия личности;
5)
знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
6)
знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека,
исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т.д.);
7)
знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской
обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
8)
умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать
различные информационные источники;
9)
умение применять полученные знания в области безопасности на
практике, проектировать модели личного безопасного поведения в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
10)
знание основ обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской обязанности
граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва
и прохождения военной службы, уставные отношения, быт
военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы,
строевая, огневая и тактическая подготовка;
11)
знание основных видов военно-профессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту,
увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
12)
владение основами медицинских знаний и оказания первой
помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах,
отравлениях и различных видах поражений), включая знания об
основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или
учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность
навыков
коммуникативной,
учебноисследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретённых знаний и способов
действий при решении различных задач, используя знания одного или
нескольких учебных предметов или предметных областей;
-способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации
необходимой информации, структурирования

аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного
или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого
учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого
учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского, инженерного.


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».