1 Приложение 2.26 к ППКРС по профессии 54.01.20 Графический дизайнер РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 2 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: является частью программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 54.01.20 Графический дизайнер. Программа учебной дисциплины предназначена для реализации требований ФГОС по профессии 54.01.20 Графический дизайнер и призвана формировать общие и профессиональные компетенции. Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО. Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. по профессии 54.01.20 «Графический дизайнер» утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016 № 1543. Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» относится к общепрофессиональному циклу рабочей основной программы и имеет практико-ориентированную направленность. В ходе преподавания учебной дисциплины осуществляются межпредметные связи с дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности», с профессиональными модулями ПМ.01 Разработка технического задания на продукт графического дизайна, ПМ.02 Создание графических дизайн - макетов, ПМ.03 Подготовка дизайн - макета к печати (публикации), ПМ.04 Организация личного профессионального развития и обучения на рабочем месте. 1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Код ПК, ОК ОК 01 Умения распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной 3 ОК 04 организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности ОК 06 описывать значимость своей профессии; применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 08 использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии деятельности психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности сущность гражданскопатриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; средства профилактики перенапряжения Программа дисциплины «Физическая культура» нацелена на обеспечение у студентов необходимого уровня развития жизненно важных навыков и физических качеств, на совершенствование психофизических способностей, всестороннего развития личности, умения использовать физкультурноспортивную деятельность в жизненных и профессиональных целях. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объём часов 4 Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная учебная нагрузка (всего) в том числе лекции практические занятия Самостоятельная работа Итоговый контроль предусмотрен в форме дифференцированного зачета 74 70 32 38 4 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов 1 2 3 Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 Теоретические сведения Техника безопасности на уроках физической культуры. Физическая подготовка как часть физического и спортивного совершенствования. Взаимосвязь физических качеств и двигательных навыков. Основы методики обучения двигательным умениям и навыкам. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Взаимосвязь в развитии физических качеств и возможности направленного воспитания отдельных качеств. Особенности физической и функциональной подготовленности. Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. Дыхательная гимнастика. Практические занятия. 1 Разучивание, закрепление и совершенствование двигательных действий. 2 Физическая подготовка как часть физического и спортивного совершенствования 3.Выполнение комплексов упражнений для укрепления мышц брюшного пресса, для выносливости, гибкости, прыгучести, на силу мышц плечевого сустава. 4. Основы методики обучения двигательным умениям и навыкам. 5.Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику нарушений работы органов и систем организма. 6. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей 10 ОК1,ОК8 Раздел 1. Тема 1.1. Общая физическая подготовка Содержание учебного материала 9 7. Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику 6 нарушений работы органов и систем организма. 8. ОФП. Гимнастика. Строевые упражнения 9. Общеразвивающие упражнения 10. ОРУ с гантелями 11. ОРУ с гимнастической скакалкой 12. ОРУ с гимнастической скамейкой 13. ОРУ в парах 14. Упражнения с элементами акробатики 15. Упражнения с элементами акробатики 16. Круговой метод тренировки Тема 1.2 Легкая атлетика Тема 1.3 Спортивные игры Содержание учебного материала Бег на короткие дистанции (60м, 100м, 500м, 1 км); Техника бега: начало бега – низкий старт, стартовое ускорение, бег по дистанции, финиширование. Кросс: техника бега – начало бега, высокий старт, стартовое ускорение, бег на равных участках по прямой и повороту, бег в гору и под уклона пологом и крутом склоне, финиширование. Сдача нормативов в беге: юноши – 3 км , девушки -2 км.; юноши – 1 км, девушки – 500 м. Чередование с бегом и ходьбой до 5 км. Кросс на 5 км без учета времени. Практические занятия по легкой атлетике 1. Обучение, закрепление и совершенствование двигательных действий в беге на короткие и длинные дистанции. 2. Комплексы физических упражнений по ОФП в беговых упражнениях. 3. Сообщение теоретических сведений на тему: техника элементов бега на длинные дистанции (старт, стартовый разгон, финиширование, правильное дыхание) Классификация видов легкой атлетики. Организация самостоятельных занятий. Правила соревнований. Легкая атлетика на мировой арене. 4. Воспитание двигательных качеств и способностей в процессе занятий легкой атлетикой: -воспитание быстроты -воспитание скоростно-силовых качеств -воспитание выносливости Баскетбол Содержание учебного материала Элементы техники игры в баскетбол. Передвижения и остановки, перебежки без мяча, передвижение в «защитной стойке», приставными шагами; вперед, назад, вправо, влево. Остановка « в два шага», и прыжком Бег- ускорение- остановка « в два шага». Бег с изменением направленности и скорости, с остановкой и в движении вперед и 10 ОК1,ОК8 9 6 7 назад без мяча и после получения мяча. Ловля мяча двумя и одной руками на месте, в движении, в прыжке. Передача мяча двумя и одной руками сверху, снизу, от груди, из-за головы, сбоку, на месте, в движении и в прыжке. Ведение мяча правой и левой рукой на месте, шагом и бегом с изменением направления и скорости движения, высоты отскока, с обводкой препятствий, с сопротивлением противника. Броски мяча в корзину с различных дистанций двумя руками от груди, от головы, одной рукой от плеча с места и в движении, после ловли, остановки, поворота, ведения. Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом, групповые и командные действия игроков. Тактика игры в защите в баскетболе. Двусторонняя игра 5х5. Стрит-бол 2х2. Практические занятия по баскетболу. 1. Обучение, закрепление и совершенствование техники двигательных действий в процессе игры в баскетбол, техника тактических приемов игры. 2. Сообщение теоретических сведений на тему: история развития игры в баскетбол, правила и судейство в баскетболе, лучшие игроки мира, баскетбол на олимпийских играх, методика проведения самостоятельных занятий игры в баскетбол. Баскетбол в системе физического воспитания. Баскетбол как средство совершенствования общей физической подготовки, повышение эмоциональности учебнотренировочных занятий. Особенности регулирования физической нагрузки при занятиях баскетболом. 3. Воспитание двигательных качеств и способностей в процессе занятий баскетболом: -воспитание быстроты -воспитание скоростно-силовых качеств -воспитание выносливости -воспитание координации движений в процессе занятий -воспитание групповых и индивидуальных действий 4. Тренировочные занятия – двусторонняя игра 5х5, стрит-бол 2х2. 5. Принятие контрольных нормативов по элементам технике баскетбола, техникотактических приемов игры. 6. Самостоятельная работа и проведение занятий или фрагментам занятия по изучаемым элементам баскетбола. 7. Самостоятельное проведение судейства игры во время занятий. Волейбол Содержание учебного материала Техника игры в защите. Нападение: стойка и перемещение; техника ведения мяча; 10 ОК1,ОК8 6 8 подачи; передачи; нападающие удары. Защита: стойки и перемещения; техника владения мячом, прием мяча, блокирование. Элементы тактики: тактика нападения, тактика защиты. Передача мяча назад в прыжке, передача одной рукой. Одиночное и групповое блокирование, игра после блока, страховка блока. Тренировочные занятия – двусторонняя игра. Практические занятия по волейболу. 1. Обучение, закрепление и совершенствование техники двигательных действий в процессе игры в волейбол, техника тактических приемов игры. 2. Сообщение теоретических сведений на тему: история развития игры в волейбол, правила и судейство в волейболе, лучшие игроки мира, волейбол на олимпийских играх, методика проведения самостоятельных занятий игры в волейбол. Волейбол в системе физического воспитания. Волейбол как средство совершенствования общей физической подготовки, повышение эмоциональности учебнотренировочных занятий. Особенности регулирования физической нагрузки при занятиях волейболом. 3. Воспитание двигательных качеств и способностей в процессе занятий волейболом: -воспитание быстроты -воспитание скоростно-силовых качеств -воспитание выносливости -воспитание координации движений в процессе занятий -воспитание групповых и индивидуальных действий 4. Тренировочные занятия – двусторонняя игра. 5. Принятие контрольных нормативов по элементам технике волейбола, технико-тактических приемов игры. 6. Самостоятельная работа и проведение занятий или фрагмента занятия по изучаемым элементам волейбола. 7. Самостоятельное проведение судейства игры во время занятий. Всего 2 ОК1,ОК8 10 70 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ - 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы дисциплины имеется спортивный зал, стадион, тренажерный зал. Оборудование спортивного зала: сетка волейбольная – баскетбольные щиты с сетками – шведская стенка; гимнастические скамейки; мячи волейбольные мячи баскетбольные мячи футбольные канат – нестандартное оборудование информационные стенды – плакаты – теннисные столы – комплект для настольного тенниса– скакалки – Технические средства обучения: - ноутбук; - сканер; - мультимедиапроектор; - экран. 3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Перечень учебных изданий: Основные источники: 1. Лях В.И.,Зданевич А.А.;Физическая культура. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. В.И.Ляха. – 7-е изд.- М.: Просвящение, 2019.237 с.: ил Дополнительные источники: Для студентов Барчуков И. С., Назаров Ю. Н., Егоров С. С. и др. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова. — М., 2018. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / под общ.ред. Г. В. Барчуковой. — М., 2017. Бишаева А. А. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018. Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий. —Смоленск, 2019. Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л., Палтиевич Р. Л., Погадаев Г. И. Физическая культура: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020. 10 Сайганова Е. Г, Дудов В. А. Физическая культура. Самостоятельная работа: учеб. пособие. — М., 2020. — (Бакалавриат). Для преподавателей Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ). Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480). Приказ Министерства образования и наука РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб.пособие. — М., 2018. Евсеев Ю. И. Физическое воспитание. — Ростов н/Д, 2020. Кабачков В. А. Полиевский С. А., Буров А. Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие. — М., 2020. Литвинов А. А., Козлов А. В., Ивченко Е. В. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание. — М., 2018. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учеб. пособие. — Тюмень, 2018. Миронова Т. И. Реабилитация социально-психологического здоровья детскомолодежных групп. — Кострома, 2017. Тимонин А. И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — 3-е изд. — М., 2016. Хомич М.М., Эммануэль Ю. В., Ванчакова Н.П. Комплексы корректирующих мероприятий при снижении адаптационных резервов организма на основе саногенетического мониторинга / под ред. С. В. Матвеева. — СПб., 2019.__ Интернет-ресурсы www.edu . ru/ modules/php. www. minstm. gov. ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации). www. edu. ru (Федеральный портал «Российское образование»). www. olympic. ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России). www. goup32441. narod. ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая 11 подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). 3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Физическая культура» используются современные образовательные технологии: личностного ориентированного обучения, здоровье-сберегающие технологии обучения. Для проведения текущего контроля знаний проводятся тесты по общей физической подготовке, легкой атлетике, баскетболу, волейболу, дыхательная гимнастика (индивидуальный и фронтальный), а также контрольная сдача нормативов. Итоговый контроль проводится после завершения курса дисциплины в форме дифференцированного зачёта. 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, фронтального и индивидуального устного опросов, контрольной сдачи нормативов. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, комплексы упражнений атлетической гимнастики Уметь проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями Уметь преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения Уметь осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой Уметь выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, футболу при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма Знать о влиянии оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Оценить самостоятельно составленный конспект комплекса физических упражнений. Наблюдение и оценка проведения комплекса общеразвивающих упражнений Оценить дневник самоконтроля Прием контрольного норматива бег по пересеченной местности (кросс) Наблюдение за тактическим взаимодействием в процессе спортивных, подвижных игр, спортивно- массовых мероприятий Прием контрольных нормативов по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, футболу Тестирование 13 профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни Знать способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности Знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности Проведение тестов для оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности Самостоятельная работа по составлению перспективного плана индивидуальных занятий физическими упражнениями 14 10