Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ОП.08 История изобразительного искусства

Приложение 2.27
к ППКРС по профессии
54.01.20 Графический дизайнер

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05. «История
изобразительного искусства» является частью основной образовательной
программы (далее – ООП) в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего профессионального
образования (далее – СПО) по профессии 54.01.20. Графический дизайнер,
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Безопасность
жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования. по профессии 54.01.20 «Графический
дизайнер» утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09 декабря 2016 № 1543.
Область профессиональной деятельности, в которой выпускники
освоившие
образовательную
программу,
могут
осуществлять
профессиональную деятельность: Архитектура, проектирование, геодезия,
топография и дизайн.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель дисциплины состоит в создании цельного представления об
общем ходе развития искусства.
Задачи дисциплины: знакомство со структурой и выразительными
средствами изобразительного искусства; знакомство с основными этапами
истории изобразительного искусства, региональными особенностями,
художественными стилями, школами, их наиболее яркими представителями;
раскрытие генезиса, возможностей и специфики художественного образа в
изобразительном искусстве; раскрытие информационной и эстетической
функции художественного творчества.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- характерные особенности искусства разных исторических эпох;
- процессы, влияющие на формирование эстетических взглядов;
уметь:
- определять стилевые особенности в искусстве разных эпох;
- использовать знания в творческой и профессиональной работе.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы
компетенций:
Общие и
профессиональные
компетенции
ОК 1.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной

Дескрипторы
сформированности
(действия)
- выявление
сложных
проблемных
ситуаций в

Уметь
- распознавать
задачу и/или
проблему в
профессиональном

Знать
- актуальный
профессиональный и
социальный контекст,
в котором приходится

деятельности,
применительно к
различным
контекстам.

ОК 2.
Осуществлять поиск,
анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.

различных
контекстах;
- проведение
анализа сложных
ситуаций при
решении задач
профессиональной
деятельности;
- определение
этапов решения
задачи;
- определение
потребности в
информации;
- осуществление
эффективного
поиска;
- выделение всех
возможных
источников
ресурсов, в том
числе
неочевидных;
- разработка
детального плана
действий;
- оценка рисков
своего плана и его
реализации;
- оценка плюсов и
минусов
полученного
результата;
- предложение
критериев оценки и
рекомендаций по
улучшению плана.
- планирование
информационного
поиска из
широкого набора
источников,
необходимого для
выполнения
профессиональных
задач.
- проведение
анализа

и/или социальном
контексте;
- анализировать
задачу и/или
проблему и
выделять её
составные части;
- правильно
выявлять и
эффективно искать
информацию,
необходимую для
решения задачи
и/или проблемы;
- составить план
действия;
- определить
необходимые
ресурсы;
- владеть
актуальными
методами работы в
профессиональной
деятельности и
смежных сферах;
- реализовать
составленный план;
- оценивать
результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно
или с помощью
наставника).

работать и жить;

- определять задачи
поиска
информации;
- определять
необходимые
источники
информации;
- планировать
процесс поиска;
- структурировать
получаемую

- номенклатуру
информационных
источников
применяемых в
профессиональной
деятельности;

- основные источники
информации и
ресурсы для решения
задач и проблем в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
- алгоритмы
выполнения работ в
профессиональной
деятельности и
смежных областях;
- методы работы в
профессиональной
деятельности и
смежных сферах;
- структуру плана для
решения задач;
- порядок оценки
результатов решения
задач в
профессиональной
деятельности.

- приемы
структурирования
информации;

ОК 3.
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.

ОК 4.
Работать в коллективе
и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
ОК 5.
Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей

полученной
информации,
выделение в ней
главных аспектов;
- структурирование
отобранной
информации в
соответствии с
параметрами
поиска;
- интерпретация
полученной
информации в
контексте
профессиональной
деятельности.
- использование
актуальной
нормативноправовой
документацию по
профессии
(специальности);
- применение
современной
научной
профессиональной
терминологии;
- определение
траектории
профессионального
развития и
самообразования.
- участие в деловом
общении для
эффективного
решения деловых
задач;
- планирование
профессиональной
деятельности.
- грамотное
изложение (устное
и письменное)
своих мыслей по
профессиональной
тематике на
государственном

информацию;
- выделять наиболее
важное в перечне
информации;
- оценивать
практическую
значимость
результатов поиска;
- оформлять
результаты поиска.

- формат оформления
результатов поиска
информации.

- определять
актуальность
нормативноправовой
документации в
профессиональной
деятельности;

- содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации;

- выстраивать
траектории
профессионального
и личностного
развития.

- современную
научную и
профессиональную
терминологию;
- возможные
траектории
профессионального
развития и
самообразования.

- организовывать
работу коллектива и
команды;
- взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.

- психологию
коллектива;
- психологию
личности;
- основы проектной
деятельности.

- излагать свои
мысли на
государственном
языке;

- особенности
социального и
культурного
контекста;

- оформлять
документы.

- правила оформления
документов.

социального и
культурного
контекста.

ОК 6.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
общечеловеческих
ценностей.
ОК 7.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.

ОК 8.
Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержание
необходимого уровня
физической
подготовленности.

языке;
- проявление
толерантность в
рабочем
коллективе.
- понимание
значимости своей
профессии
(специальности);
- демонстрация
поведения на
основе
общечеловеческих
ценностей.

- описывать
значимость своей
профессии;
- презентовать
структуру
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности).

- соблюдение
правил
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
- обеспечение
ресурсосбережения
на рабочем месте.

- соблюдать нормы
экологической
безопасности;

- сохранение и
укрепление
здоровья
посредством
использования
средств физической
культуры;

- использовать
физкультурнооздоровительную
деятельность для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных и
профессиональных
целей;
- применять
рациональные
приемы
двигательных
функций в
профессиональной
деятельности;
- пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения

- поддержание
уровня физической
подготовленности
для успешной
реализации
профессиональной
деятельности.

- определять
направления
ресурсосбережения
в рамках профессии
(специальности).

- сущность
гражданскопатриотической
позиции;
- общечеловеческие
ценности;
- правила поведения в
ходе выполнения
профессиональной
деятельности.
- правила
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
- основные ресурсы
задействованные в
профессиональной
деятельности;
- пути обеспечения
ресурсосбережения.
- роль физической
культуры в
общекультурном,
профессиональном и
социальном развитии
человека;
- основы здорового
образа жизни;
- условия
профессиональной
деятельности и зоны
риска физического
здоровья для
профессии
(специальности);
- средства
профилактики
перенапряжения.

ОК 9.
Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

- применение
средств
информатизации и
информационных
технологий для
реализации
профессиональной
деятельности.

ОК 10.
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке.

- применение в
профессиональной
деятельности
инструкций на
государственном и
иностранном
языке;
- ведение общения
на
профессиональные
темы.

ОК 11.
- определение
Планировать
инвестиционной
предпринимательскую привлекательности

характерными для
данной профессии
(специальности)
- применять средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач;
- использовать
современное
программное
обеспечение.
- понимать общий
смысл четко
произнесенных
высказываний на
известные темы
(профессиональные
и бытовые);
- понимать тексты
на базовые
профессиональные
темы;
- участвовать в
диалогах на
знакомые общие и
профессиональные
темы;
- строить простые
высказывания о
себе и о своей
профессиональной
деятельности;
- кратко
обосновывать и
объяснить свои
действия (текущие
и планируемые);
- писать простые
связные сообщения
на знакомые или
интересующие
профессиональные
темы.
- выявлять
достоинства и
недостатки

- современные
средства и устройства
информатизации;
- порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности.
- правила построения
простых и сложных
предложений на
профессиональные
темы;
- основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная
лексика);
- лексический
минимум,
относящийся к
описанию предметов,
средств и процессов
профессиональной
деятельности;
- особенности
произношения,
правила чтения
текстов
профессиональной
направленности.

- основы
предпринимательской
деятельности;

деятельность в
профессиональной
сфере.

коммерческих идей
в рамках
профессиональной
деятельности;
- составление
бизнес-плана;
- презентация
бизнес-идеи;
- определение
источников
финансирования;
- применение
грамотных
кредитных
продуктов для
открытия дела.
ПК 1.1. Осуществлять - проведение сбора
сбор, систематизацию информации в
и анализ данных
соответствии с
необходимых для
техническим
разработки
заданием и
технического задания предпроектным
дизайн-продукта.
анализом;
- разработка
концепции проекта
в соответствии с
теоретическими
основами и
современными
тенденциями в
дизайне.
ПК 4.1.
- использование
Анализировать
сведений по
современные
истории развития
тенденции в области
искусства и
графического дизайна культуры для
для их адаптации и
анализа
использования в своей современных
тенденции в
профессиональной
области дизайна;
деятельности.
- применение
знаний в
обосновании и
выборе проектного
решения.

коммерческой идеи;
- презентовать идеи
открытия
собственного дела в
профессиональной
деятельности;
- оформлять бизнесплан;
- рассчитывать
размеры выплат по
процентным
ставкам
кредитования.

- основы финансовой
грамотности;
- правила разработки
бизнес-планов;
- порядок
выстраивания
презентации;
- кредитные
банковские продукты.

- проводить
проектный анализ;
- разрабатывать
концепцию проекта.

- теоретические
основы
композиционного
построения в
графическом и в
объемнопространственном
дизайне;
- законы
формообразования.

- определять
стилевые
особенности в
искусстве разных
эпох;

- характерные
особенности
искусства разных
исторических эпох;

- использовать
знания в творческой
и
профессиональной
работе.

- процессы, влияющие
на формирование
эстетических
взглядов;
- современные
тенденции в области
дизайна.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка
Объем образовательной нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)
Консультации
Итоговая аттестация в форме экзамена

74
58
46
12
4
6
6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История изобразительного искусства»
Наименование разделов
и тем
1
Тема 1
Искусство эпохи
палеолита, мезолита,
неолита, бронзы,
железа.

Тема 2
Искусство Древнего
Египта

Объем часов
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
2
Содержание учебного материала:
- эволюция человеческого общества в эпоху первобытнообщинного строя;
- взаимосвязь зарождения архитектуры с формированием у древнего человека
основ понимания эстетики и тектоники.
Понятие «древний мир»: хронологические и географические рамки.
Происхождение искусства. Функции первобытного и традиционного искусства.
Особенности наскальных изображений палеолита, мезолита и неолита. Скульптура
малых форм. Особенности монументального искусства: техника. Масштаб,
организация комплексов. Мегалитические сооружения. Появление керамики.
Культура Мезоамерики. Древнейшие цивилизации Африки.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Содержание учебного материала:
- эволюция древнеегипетского искусства, стилевые особенности;
- формирование канона;
- этапы развития древнеегипетской культуры;
- основные памятники архитектуры, стилевые особенности и пропорции
египетского ордера.
Социально-экономический облик и основные этапы истории Древнего Египта.
Эволюция древнеегипетского искусства. Закрепление образных и изобразительных
норм. Назначение рельефов и росписей в заупокойных храмах. Формирование
египетского художественного канона (приемы передачи изображения в круглой
скульптуре, рельефах и росписях).
Древнее царство (XXVII-XXIII вв. до н. э.) Архитектура – ведущий вид искусства.
Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе. Большой сфинкс. Эпоха Среднего
царства. Новый тип заупокойного храма. Храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эльБахри (XXI в. до н. э.). Искусство нового царства (XVI - XV вв. до н. э.). Храмовое
строительство в эпоху Нового царства. Храмы в Карнаке и Луксоре. Время
правления Аменхотепа IV (Эхнатона) – первая половина XIV в. до н. э. Искусство

3
2

4

2

Осваиваемые
элементы
компетенций
5
ОК 1-6
ОК 9-10

ОК 1-6
ОК 9-10

Тема 3
Искусство Древней
Азии

Тема 4
Эгейское искусство.
Искусство Древней
Греции

Тема 5
Искусство Этрусков.
Искусство Древнего

Амарнского периода. Мастерская скульптура Тутмеса. Гробница Тутанхамона.
Искусство второй половины Нового царства (вторая половина XIV - начало XI вв.
до н. э.). Храмовый ансамбль Рамсеса II в Абу-Симбеле.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Содержание учебного материала:
- цивилизация Двуречья и её особенности;
- влияние религиозных воззрений на храмовую типологию;
- основные памятники архитектуры и искусства, стилевые особенности;
- культура Древнего Ирана.
Географические особенности и характер цивилизации Двуречья (Месопотамии).
Особенности религиозных представлений. Сложение храмовой типологии в
Шумере (храм в Уруке). Круглая скульптура, рельеф. Скульптура аккадского
периода (голова Саргона). Шумеро-аккадская глиптика. Старовавилонский период.
Тип зиккурата. Круглая скульптура и рельеф (стела Хаммурапи). Искусство
Ассирии и Нововавилонского царства. Архитектура и изобразительное искусство
Вавилона I тыс. до н.э. Искусство ахеменидского Ирана. Планировка Персеполя.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Содержание учебного материала:
- особенности формирования древнегреческой цивилизации, греческая мифология;
- этапы развития культуры, искусства и архитектуры. Основные памятники;
- формирование классической ордерной системы;
- античная скульптура, живопись, прикладное искусство.
Социальные особенности и основные этапы политической истории Древней
Греции. Миросозерцание древних греков. Греческая мифология. Искусство
греческой архаики. Древнегреческое искусство классического периода. Ордерная
система в греческой архитектуре. Акрополь. Античная скульптура; творчество
Мирона, Поликлета, Фидия, Скопаса; эволюция древнегреческой пластики,
Пергамский алтарь. Живопись Древней Греции. Прикладное искусство;
древнегреческая керамика. Греческое искусство эпохи эллинизма.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Содержание учебного материала:
- культура этрусков;
- этапы развития древнеримской культуры;

2

ОК 1-6
ОК 9-10

2

ОК 1-6
ОК 9-10

2

4

ОК 1-6
ОК 9-10

Рима.

Тема 6
Искусство Древнего
Востока.

- типология сооружений. Материалы и конструктивные системы. Архитектурные
ансамбли;
-древнеримская скульптура, живопись, прикладное искусство.
Место римского искусства в истории античной культуры. Периодизация.
Архитектура и изобразительное искусство этрусков, их влияние на позднейшее
римское искусство. Искусство Рима периода Республики. Типология сооружений,
основные типы построек. Инженерные сооружения Рима. Материал и роль ордера
в римской архитектуре. Римский скульптурный портрет. Исторический рельеф.
Стили росписей. Социально-экономический облик и политическая эволюция
Древнего Рима. Миросозерцание римского гражданина. Архаическое искусство
раннего периода римской истории.
Греческое культурное влияние. Древнеримская архитектура, скульптура,
живопись, прикладное искусство, их эволюция. Упадок римского искусства времен
Империи. Раннехристианское искусство в Риме, его связь с античным искусством.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Практические занятия
Семинар по темам 1-5.
Содержание учебного материала:
- культура древнеиндийской цивилизации, природно-климатические условия,
религиозные воззрения;
- культура древнего Китая, типы построек, религиозные воззрения;
- отражение в архитектуре Японии местных народных традиций и строительной
культуры Китая.
Религиозно-этические учения древней и средневековой Индии – брахманизм,
буддизм, индуизм. Характер культового зодчества. Основные сооружения – ступы,
стамбхи, чайтьи и вихары. Буддийские памятники в Карли. Росписи Аджанты.
Пещерные храмы Эллора, Элефанта (VII – VIII вв.).
Религиозно-мифологические представления древнего Китая, связанные с культом
природы. Отсутствие антропоморфизма. Философско-религиозные системы
Древнего Китая – конфуцианство, даосизм, чань-буддизм. Объединение Китая в
период Хань (III в. до н.э.). Буддийские храмовые комплексы IV – VII вв.
Основные этапы развития японского искусства. Философско-религиозные системы
– синтоизм и буддизм, их отражение в искусстве. Культ природы и ее эстетизация.

2

2
2

2

ОК 1-6
ОК 9-10

Тема 7
Искусство Византии.

Тема 8
Средневековое
искусство Западной
Европы.

Особенности архитектуры. Связь с сейсмическими условиями. Раннее
возникновение модуля и стандартизации. Буддийский ансамбль Хорюдзи в Нара
(VII в.). Храм Феникса близ Киото. Садовое искусство. Буддийская скульптура и
ее роль в храмовых ансамблях. Нэцке. Буддийская религиозная и светская
живопись на свитках XI – XIII вв. Школа ямато-э. Портрет Минамото Еритомо.
Расцвет японской монохромной пейзажной живописи XV века. Демократическая и
реалистическая школа укиё-э. Развитие ксилографии. Главнейшие мастера XVIII –
XIX вв. – Харунобу, Утамаро, Хиросигэ, Хокусай
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Содержание учебного материала:
- периоды развития культуры Византии;
- придворный характер византийского искусства;
- византийская мозаика, иконопись.
Византийская империя. Отголоски античности в жизни Византии. Примат
религиозного искусства над светским. Придворный характер византийского
искусства. Иконопись. Византийская мозаика, книжная миниатюра. Архитектура
Византии. Средневековое общество, его экономический, социальный и
политический облик. Миросозерцание средневекового человека. Борьба
религиозных и светских элементов в средневековом искусстве. Связь
средневекового искусства с античностью. Раннесредневековое искусство эпохи
варварских завоеваний.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Содержание учебного материала:
- романское искусство;
- роль Франции в развитии готического стиля;
- особенности искусства в странах Европы.
Романское искусство. Романский стиль в архитектуре, скульптуре, книжной
миниатюре, прикладном искусстве.
Переход к готике. Особенности раннеготического искусства. Готическая
архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство, книжная миниатюра.
Роль Франции в развитии готического стиля. Высокая готика. Особенности
готического искусства в странах Европы. Поздняя готика. Искусство Нидерландов
и Германии в эпоху поздней готики. Зарождение и развитие станковой живописи.

2

ОК 1-6
ОК 9-10

2

2

2

ОК 1-6
ОК 9-10

Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Тема 9
Содержание учебного материала:
Искусство Итальянского - зарождение в культуре Италии гуманизма, универсальности, интереса к
Возрождения
античности;
- проявление новых тенденций в науке, искусстве, архитектуре;
- искусство Высокого Возрождения;
- Позднее Возрождение в Италии, зарождение барокко и классицизма.
Особенности социально-экономического и политического строя Италии. Новые
элементы в психологии средневекового человека: гуманизм, универсализм,
интерес к античности. Искусство Предвозрождения; творчество Н. и Дж. Пизано,
Чимабуэ, Джотто. Итальянское палаццо эпохи Предвозрождения. Искусство
Раннего Возрождения. Творчество Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Ботичелли.
Зарождение элементов возрожденческого искусства в Бургундии и Нидерландах;
творчество Яна Ван Эйка и Босха.
Архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство Высокого
Возрождения; творчество Браманте, Палладио, Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Рафаэля. Позднее Возрождение. Новые элементы в архитектуре и
переход к стилю барокко. Творчество Виньолы. Новые черты позднеренессанской
живописи; творчество Тинторетто, Эль Греко.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Тема 10
Содержание учебного материала:
Искусство Северного
- появление «Северного Возрождения» в Европе;
Возрождения
- Возрождение в Нидерландах;
- Возрождение в Германии;
- Возрождение во Франции.
Понятие «Северного Возрождение» и его применение к искусству XVI века,
главным образом Нидерландов, Германии, Франции. Связь с поздней готикой и
искусством итальянского Ренессанса.
Возрождение в Нидерландах. Творчество Яна ван Эйка. Гентский алтарь,
портреты. Творчество Рогира ван дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса, Ханса
Мемлинга. Религиозные и аллегорические картины на темы народных пословиц,
притч и поговорок в творчестве Иеронима Босха. Триптихи Босха. Творчество
Питера Брейгеля Старшего.

2

ОК 1-6
ОК 9-10

2

4

2

ОК 1-6
ОК 9-10

Возрождение в Германии. Влияние идей Реформации и крестьянской войны.
Живопись и графика Альбрехта Дюрера. Творчество Грюневальда, Кранаха,
Альтдорфера, Ганса Гольбейна Младшего.
Возрождение во Франции. Влияние поздней готики. Искусства Италии и
Нидерландов. Творчество Ж. Фуке. Расцвет искусства французского Возрождения
в XVI веке. Замки и дворцы Франции. Культура и искусство Франции в период
правления Франциска I. Школа Фонтенбло. Особенности ренессанского искусства
в Германии, Нидерландах, Франции, Англии; творчество Брейгеля, Дюрера,
Гольбейна.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Практические занятия
Семинар по темам 6-10.

Тема 11
Европейское искусство
XVII-XVIII веков.

Самостоятельная работа обучающихся
- изучение литературы по темам;
- составление глоссария;
- выполнение реферата;
- подготовка сообщений и презентаций.
Индивидуальная форма организации деятельности обучающихся.
Содержание учебного материала:
- становление и развитие стиля барокко в Европе;
- развитие классицизма во Франции;
- стилистические особенности французского искусства эпохи Людовиков;
- французская буржуазная революция и искусство.
Искусство барокко, его принципиальные особенности. Барочная архитектура;
творчество Барромини, Бернини, марьризм в живописи; творчество Караваджо,
Веласкеса, Мурильо, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, «малых голландцев».
Развитие классицизма во Франции и его связь с французским абсолютизмом.
Творчество Пуссена, Лоррена, братьев Ленен. Перерождение классицизма во
Франции в барокко и рококо. Стилистические особенности различных периодов
французского искусства (т.н. «королевские» стили Людовика XIV, регенства,
Людовика XV). Творчество Ватто, Буше, Греза, Фрагонара, Гудона. Разложение
дворянского искусства и переход к классицизму буржуазии.

2

2

2

ОК 1-6
ОК 9-10

Тема 12
Искусство Европы XIX
– начала XX веков.

Архитектура, скульптура, живопись и прикладное искусство второй половины
XVIII века (т.н. «стиль» Людовика XVI). Французская буржуазная революция и
искусство; творчество Давида.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Самостоятельная работа обучающихся
- изучение литературы по теме;
- составление глоссария.
Индивидуальная форма организации деятельности обучающихся.
Содержание учебного материала:
6
- романтизм в искусстве;
- ампир;
- стиль «бидермейер»;
- реалистическое искусство Англии и Франции;
- импрессионизм и постимпрессионизм;
- формализм в искусстве: экспрессионизм, кубизм, футуризм.
Обострение борьбы передовых и консервативных элементов в искусстве в
2
первой четверти XIX века. Живопись эпохи романтизма; творчество Давида,
Прюдона, Энгра, Жерико, Гро, Делакруа. Архитектура стиля «ампир». Прикладное
искусство. Эклектизм в архитектуре середины - второй половины XIX века. Стиль
«бидермейер» в прикладном искусстве и переход к эклектике и т. н.
«историческим стилям». Реалистическое искусство в Англии и Франции середины
XIX века; творчество Констебля, Домье, Коро, барбизонцев.
Борьба передовой художественной интеллигенции за прогресс в искусстве.
Зарождение импрессионизма. «Салон отверженных». Особенности
импрессионистского искусства в живописи и скульптуре. Творчество Родена, Э.
2
Мане, Ренуара и др. Тема труда в творчестве Менье, Менцеля, Ленбаха,
постимпрессионизм; творчество Гогена, Ван Гога, Сера, Синьяка.
Формалистические поиски в искусстве в 1900-1920 годов: экспрессионизм, кубизм,
футуризм; творчество Штука, Мунка, Пикассо, Матиса, Сезана и др. Идея
искусства в теоретической мысли и искусстве XX века. Основные течения и
направления в искусстве Западной Европы XX века. Ведущие представители
европейского искусства.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.

ОК 1-6
ОК 9-10

Практические занятия
Семинар по темам 11-12.
Самостоятельная работа обучающихся
- изучение литературы по темам;
- составление глоссария;
- выполнение реферата;
- подготовка сообщений и презентаций.
Индивидуальная форма организации деятельности обучающихся.
Тема 13
Содержание учебного материала:
Искусство Древней Руси - этапы русского искусства;
X-XV веков.
- архитектура домонгольского периода;
- особенности местных архитектурных школ XIV - XV вв.
Основные этапы развития русского, искусства. Ремесло и искусство древних
славян. Влияние Византии на древнерусское, искусство. Культурные связи Руси с
Западной Европой. Роль церкви в развитии русского искусства древнего периода.
Усиление светских элементов в искусстве в новый период русской истории.
Архитектура домонгольского периода. Общие принципы зодчества Древней Руси;
крестово-купольный храм. Элементы византийского и западноевропейского
зодчества в древнерусской архитектуре.
Архитектура XIV - XV вв. Особенности местных архитектурных школ.
Возникновение элементов общерусской архитектуры в московских землях в XV
веке.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Тема 14
Содержание учебного материала:
Искусство XIV-XVII
- развитие крестово-купольного храма;
веков. Московская Русь. - деревянное зодчество;
- «Нарышкинское барокко»;
- древнерусская живопись.
Особенности развития крестово-купольного храма в XVI - XVII вв. Принципы
деревянного зодчества. Шатровый стиль в каменном зодчестве и его эволюция.
«Нарышкинское барокко». Древнерусское светское оборонное и жилищное
строительство.
Особенности древнерусской живописи, ее религиозный характер. Принципиальное

2

2

ОК 1-6
ОК 9-10

2

4

2

ОК 1-6
ОК 9-10

отличие иконописи от станковой живописи. Искусство мозаики в Древней Руси.
Связь древнерусской живописи с византийским искусством. Складывание
местных иконописных школ. Новгородская школа; творчество Феофана Грека.
Московская школа; творчество Андрея Рублева и его влияние на развитие
древнерусской живописи.
Отражение политических идей и событий в живописи XV - XVI вв. Творчество
Дионисия. Строгоновская и «царская» школы. Творчество Симона Ушакова.
Влияние европейского искусство на русскую живопись в XV - XVII веках.
Парсуна.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Практические занятия
Семинар по темам 13-14.
Тема 15
Содержание учебного материала:
Русское искусство XVIII - особенности русского барокко;
века.
- творчество ведущих мастеров русского классицизма;
- отражение барокко и классицизма в живописи и скульптуре.
Искусство барокко, его характерные черты и связь с социально-политическими
особенностями эпохи. Особенности развития архитектуры в Петербурге, Москве и
провинции. Раннее барокко; творчество Д. Трезини, И. Зарудного.
«Елизаветинское» барокко; творчество Б. Растрелли.
Переход к классицизму. Зодчество раннего классицизма; творчество А. Кокорнова,
А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерона. Псевдоготическая архитектура конца
XVIII века. Деятельность В. Баженова. Творчество М. Казакова и его
архитектурная школа.
Особенности барочной живописи. Развитие русской живописи XVIII века от
парсуны к портрету. Творчество И. Никитина. Портретное искусство середины
XVIII века творчества Ф. Рокотова Д. Антропова, Д. Левицкого. Переход к
классицизму; основные черты классицистической живописи. Параднопредставительный портрет; творчество В. Боровиковского. Историческая и
мифологическая живопись. Г. Угрюмова и А. Лосенко. Пейзажная живопись
городской пейзаж Ф. Алексеева.
Особенности скульптуры эпохи барокко. Б. Растрелли и его скульптурные
портреты. Творчество Ф. Шубина. Основные представители русской скульптуры

2
6

2

2

2

ОК 1-6
ОК 9-10

Тема 16
Русское искусство XIX
века.

Тема 17
Русский авангард.

периода классицизма: Э. Фальконе, И. Прокофьев, М. Козловский, И. Мартос, Ф.
Щедрин и их произведения. Монументально-декоративная скульптура начала XIX
века. Творчество Б. Орловского, П. Клодта, И. Витали.
Светский характер культуры XVIII века. Усиление проникновения элементов
европейского искусства в Россию.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Содержание учебного материала:
- стиль «ампир»;
- стилевые направления в русской живописи первой половины XIX в.
- творческие объединения художников;
- импрессионизм в русской живописи
Классицизм начала XIX века. Стиль ампир. Творчество Тома де Томона, А.
Воронихина, А. Захарова. Архитектурные ансамбли первой трети XIX века и
творчество К. Росси. «Комиссия для строений» г. Москвы и деятельность О. Бове.
Сентиментализм, романтизм, критический, реализм в русской живописи первой
половины XIX в. Творчество А. Венецианова, О. Кипренского, В. Тропинина, К.
Брюллова. Пейзажная живопись С. Щедрина. Зарождение критического реализма;
творчество П. Федотова, А. Иванов и его «Явление Христа народу». Портретная
живопись передвижников. Русский пейзаж второй половины XIX века.
Петербургская группа молодых художников: А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере и др.
«Мир искусства». Ретроспективизм «мирискусников», проявления настроения
«ухода от реальной действительности» у А. Бенуа, К. Сомова, М. Нестерова и др.
Трагическое мироощущение в живописи М. Добужинского и М. Врубеля.
Аналитический портрет В. Серова. Внутренние противоречия и распад «Мира
искусства». «Союз русских художников». Импрессионизм в русской живописи;
творчество И. Грабаря, К. Коровина, Л. Туржанского и др.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Практические занятия
Семинар по темам 15-16.
Содержание учебного материала:
- символизм и экспрессионизм в русской живописи;
- «Бубновый валет»;
- план монументальной пропаганды;

4

ОК 1-6
ОК 9-10

2

2
4

ОК 1-6
ОК 9-10

Тема 18
Современное искусство.

- развитие политического плаката;
- художественные группировки 20-х годов;
Символизм в русском искусстве начала XX века. «Голубая роза». Творчество В.
Борисова-Мусатова, П. Кузнецова и др. Формалистические поиски в русской
живописи начала XX века. «Бубновый валет» и другие формалистические
художественные группировки и объединения; творчество П. Кончаловского, Р.
Фалька, А. Лентулова и др. Экспрессионизм в русской живописи.
Политика советского правительства в области художественной культуры. План
монументальной пропаганды. Работы скульпторов С. Коненкова, Н. Андреева, С.
Меркурова, В. Мухиной. Развитие политического плаката, Д. Моор, В. Дени «Окна
РОСТа».
Основные художественные группировки 20-х годов. Ассоциация художников
революционной России (АХРР), Общество станковистов (ОСТ), «4 искусства».
Живопись 20-30-х годов. Жанры в живописи: исторический, батальный,
портретный. Новые темы и образы.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.
Содержание учебного материала:
- поиски новых средств выразительности в искусстве середины XX века;
- влияние распада СССР (1991г.) на развитие культуры,
- художественные направления современного искусства.
Теоретические занятия
ХХ съезд КПСС (1956) – начало процесса демократизации общества. Поиски
новых средств выразительности в искусстве. Расширение круга традиций.
Изобразительное искусство 1950 – 1990-х гг. Неофициальное искусство.
«Актуальное» искусство. Реформирование советского общества (середина 80-х
годов), распад СССР (1991г.) и влияние этих процессов на сферу художественной
культуры. Отказ российских властей от диктата над духовной жизнью общества.
Некоторые тенденции в развитии современного изобразительного искусства.
Многообразие художественных направлений и стилей (от реализма до
постмодернизма) И. Глазунов, А. Шилов, М. Шемякин. Органическая связь с
предшествующим развитием русского и советского изобразительного искусства.
Формы современного искусства. Биоарт. Виртуальное искусство. Киберпанк.
Фронтальная форма организации деятельности обучающихся.

2

2

6

2

2

ОК 1-6
ОК 9-10

Практические занятия
Семинар по темам 17-18.

2

Самостоятельная работа обучающихся
- изучение литературы по темам;
- составление глоссария;
- выполнение реферата;
- подготовка сообщений и презентаций.
Индивидуальная форма организации деятельности обучающихся.
Всего:

58

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение.
Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов
Рисунка и живописи.
Оборудование учебного кабинета:
- плакаты;
- иллюстрации;
- раздаточный материал;
-столы,
-стулья,
-доска.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудивизуальные средства – рисунки и иллюстрации к лекциям в виде
слайдов и электронных презентаций;
- коллекция видеофильмов по изучаемым темам.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Сокольникова, Н.М., Сокольникова, Е.В., История изобразительного
искусства. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с.
2. Беляева С.Е., Основы изобразительного искусства и художественного
проектирования (9-е изд.) учебник. – М.: Издательский центр «Академия»,
2019. – 208 с.
Дополнительные источники:
1. Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учебное пособие / Н.В. Бирюкова. М.:
НИЦ
Инфра-М,
2013.
367
с.
http://znanium.com/bookread.php?book=3724284.
2. Креленко, Н.С. История культуры: от Возрождения до модерна: Учебное
пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с.
Интернет-ресурсы Кругосвет - http://www.Krugosvet.ru
Онлайн музей - http://www.museum-online.ru
Русская живопись - http://www.artsait.ru
Советская реалистическая живопись - http://www.sovietart.net
Французская живопись - http://www.artfrance.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
знать:
- характерные особенности
искусства разных
исторических эпох;
- процессы, влияющие на
формирование эстетических
взглядов;

уметь:
- определять стилевые
особенности в искусстве
разных эпох;

- использовать знания в
творческой и
профессиональной работе.

Критерии оценки

Формы и методы
оценки

- уверенно называет
признаки,
характеризующие
архитектуру и искусство
определённого времени;
- проявляет
осведомленность о
взаимовлиянии
материальной и
духовной сторонах
жизни человеческого
общества;
- руководствуется в
своих рассуждениях
триадой Витрувия –
«польза, прочность,
красота»;

- опрос;
- тестирование;
- доклад, сообщение;
- презентация;
- защита реферата.
- доклад, сообщение;
- презентация;
- защита реферата.

- правильно использует
сведения по истории
искусства и
архитектуры;
- обладает навыками
анализа характерных
стилевых признаков.
- демонстрирует
способность применять
знания в творческой
деятельности.
- может обосновать
выбор и привести
необходимые
аргументы.

- опрос;
- тестирование;
- доклад, сообщение;
- презентация;
- защита реферата.
- творческая работа,
- презентация;
- защита реферата.


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».