Приложение 2.2 к ППКРС по профессии 54.01.20 Графический дизайнер РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 РОДНОЙ ЯЗЫК СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНОЙ ЯЗЫК» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Родной язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 54.01.20. Графический дизайнер № 1543 от 09 декабря 2016 года. 1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы учебной дисциплины «Родной язык» направлено на достижение следующих целей: совершенствование общеучебных умений и навыков студентов: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой); совершенствование умений студентов осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического 6 мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Освоение содержания учебного предмета «Родной язык», обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных, метапредметных и предметных, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ОК 10. ОК 11. Наименование общих компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Освоение содержания дисциплины «Родной язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: − воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; − понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; − осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; − формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; − способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; − готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; − способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; • метапредметных: − владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; −владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; − применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; − овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; − готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; −умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; • предметных: − сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; − сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения; − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; − сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; − сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; − владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; – сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) Объём часов 34 в том числе: лекции - практические занятия - Промежуточная аттестация предусмотрена в форме комплексного экзамена 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родной язык» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) Объем в часах 1 2 Раздел 1. Язык и культура Тема 1. Содержание учебного материала 2 Общие сведения Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). о языке Русский язык как развивающееся явление. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. С. Островой «Не тщедушный сверчок за печкой». Выдающиеся ученые-русисты (В. Г.Костомаров, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов). Труды ученых Саратовской лингвистической школы. Практическое занятие №1 по теме: «Выполнение заданий по обобщению знаний о 2 современном русском языке как науке и по анализу методов языкового исследования (А. Пушкин «Скупой рыцарь», Н. Помяловский о разнообразии языка). Самостоятельная работа студента Работа с орфографическим, орфоэпическим и толковым словарями: проанализировать устаревшую лексику в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.). Составление таблиц. Раздел 2. Культура речи Тема 2.1 Содержание учебного материала Основные Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение 3 Коды компетенций и личностных результатов , формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 06. ОК5,6,9,10 ОК 06. орфоэпические нормы произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение 2 современного русского орфоэпической нормы как художественный приём. Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова. литературного языка Практическое занятие №2 по теме: «Основные орфоэпические нормы 2 современного русского литературного языка». Самостоятельная работа студента Подготовка справочного материала по темам: «Русская графика», «Русская фонетика», «Орфоэпические нормы русского языка». Работа в образовательной среде Интернет по теме: «Стремительный рост словарного состава языка». Составление вопросов к тексту. Тема 2.2 Содержание учебного материала Основные 1. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная 2 лексические нормы лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической современного русского сочетаемости. литературного языка Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в структуре произведения. 2. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. 2 Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари языка писателей. Практическое занятие №3 по теме: Лексический анализ текста. Статья К. 2 Бальмонта «Русский язык как основа творчества». Тема 2.3 Основные Самостоятельная работа студента Подготовка рефератов по темам: «Неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов», «Создание новой фразеологии». Изучение конспекта 1. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; 2 названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и ОК5,6,9,10 ОК 06. ОК5,6,9,10 ОК5,6,9,10 ОК5,6,9,10 грамматические нормы современного русского литературного языка. (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стаканчая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.). Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен). Практическое занятие №4 по теме: Исследование текста с целью освоения 2 основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения 2.Типичные грамматические ошибки. Глаголы 1 лица единственного числа 2 настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух ОК5,6,9,10 ОК5,6,9,10 однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Практическое занятие №5 по теме: Наблюдение над функционированием правил 2 орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами. Разделение текста на тематические фрагменты. Самостоятельная работа студента Нахождение фрагментов по заданной тематике: «Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические». Выполнение упражнений Тема 2.4 Речевой этикет Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, 4 лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения. Русский язык в интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Практическое занятие №6 по теме: Устные высказывания профессионального 2 характера. Практическое занятие №7 по теме: «Этикетные речевые тактики и приёмы в 2 коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии» ОК5,6,9,10 ОК5,6,9,10 ОК5,6,9,10 ОК5,6,9,10 Самостоятельная работа студента Составление презентации: «Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения» Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Разговорная речь, сферы ее использования, назначение Анекдот, шутка. 2 Тема 3.1. Язык и речь. Виды Просторечия в произведениях Н. Помяловского. Основные признаки разговорной речевой деятельности. речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, Текст обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Разговорные слова в произведениях Ф. Достоевского. Невербальные средства общения. Публицистический стиль речи Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Анализ статьи С. Залыгина «Читал Гоголя» Очерк, эссе. Д. Гранин «Точка опоры» статья, посвящѐнная Д. Лихачѐву. Устное выступление. Дискуссия. Мнение о «Японских репортажах» Ю. Овчинникова. Обсуждение произведения Д.С. Лихачѐва «Любовь, уважение, знание». Язык художественной литературы. Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Источники богатства и выразительности русской речи. М. Цветаева «Глаза». Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Б. Пастернак «Гамлет». Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Практическое занятие №8 по теме: «Анализ основных стилевых разновидностей 2 ОК5,6,9,10 письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом. Самостоятельная работа студента Работа над материалом учебника. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Всего по учебной дисциплине 34 ОК5,6,9,10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации учебной программы дисциплины «Родной язык» имеется учебный кабинет русского языка и литературы. Оборудование учебного кабинета: - учебная мебель, - рабочее место учителя, - доска, - ящики для хранения таблиц Технические средства обучения: - телевизор, - экспозиционный экран, - аудио-центр, - мультимедиапроектор, - компьютер, - принтер, сканер. 3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык 2016 ОИЦ «Академия» 2.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ 2016 ОИЦ «Академия» 3.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и литература. Литература. Практикум 2016 ОИЦ «Академия» Дополнительные источники: 1. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2013 2. «Современная русская речь. Состояние и функционирование»-Изд.: Эксмо,2014 Интернет-ресурсы 1. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» http://www.gramota.ru 2. Дистанционная поддержка учителей- словесников: - http://www.ipk. Методические разработки: 1. Сложноподчиненное предложение ( деловая игра «Слет специалистов» с мультимедийным приложением) 2. Степени сравнения наречий (систематизация изученного материала с мультимедийным приложением) 4 . КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения студентами индивидуальных заданий (доклады, рефераты). Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные знания) результатов обучения 1 2 В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Родной русский язык»: - сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике - владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью - владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации - владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров - знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой - сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка - сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения - способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях Оперативный контроль: - тестирование, аудиторные контрольные работы; Оперативный контроль: - в форме защиты проектов Оперативный контроль: - в форме защиты практических занятий; - тестирование Входной контроль: собеседование Рубежный контроль: - аудиторная контрольная работа; - тестирование Оперативный контроль: - в форме защиты практических занятий Оперативный контроль: - творческая работа. Оперативный контроль: - практическая творческая работа (исследование). Оперативный контроль: - творческая работа. - владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания - сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы Оперативный контроль: - в форме защиты проектов Оперативный контроль: - в форме защиты практических занятий; - тестирование Итоговый контроль: -комплексный экзамен Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения. Результаты (личностные и метапредметные) Личностные результаты российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы - проявление активной жизненной позиции; - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; - уважение общечеловеческих и демократических ценностей Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. - демонстрация готовности к исполнению воинского долга Своевременность постановки на воинский учет Проведение воинских сборов - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; Интерпретация результатов - проявление общественного сознания; наблюдений за - воспитанность и тактичность; деятельностью - демонстрация готовности к самостоятельной, обучающегося в процессе творческой деятельности освоения образовательной программы общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями Успешное прохождение при выполнении различного рода деятельности учебной практики. Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях - демонстрация желания учиться; Интерпретация результатов - сознательное отношение к продолжению образования наблюдений за в ВУЗе деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. - умение ценить прекрасное; Творческие и исследовательские проекты Дизайн-проекты по благоустройству - готовность вести здоровый образ жизни; - занятия в спортивных секциях; - отказ от курения, употребления алкоголя; - забота о своём здоровье и здоровье окружающих; Спортивно-массовые - оказание первой помощи мероприятия Дни здоровья осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - демонстрация интереса к будущей профессии; - выбор и применение методов и способов решения Занятия по специальным профессиональных задач дисциплинам Учебная практика Творческие проекты - экологическое мировоззрение; - знание основ рационального природопользования и Мероприятия по озеленению охраны природы территории. Экологические проекты - уважение к семейным ценностям; - ответственное отношение к созданию семьи Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи. Мероприятия, проводимые «Молодёжь+» - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - демонстрация коммуникативных способностей; - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности; - умение разрешить конфликтную ситуацию Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио метапредметные результаты - владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение определять назначение и функции различных социальных институтов; - демонстрация способностей к учебноисследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач Семинары Учебно-практические конференции Конкурсы Олимпиады - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. - сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.) - умение самостоятельно оценивать и принимать - демонстрация способности самостоятельно давать решения, определяющие стратегию поведения, с оценку ситуации и находить выход из неё; учетом гражданских и нравственных ценностей; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы Деловые игрымоделирование социальных и профессиональных ситуаций. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы - владение навыками познавательной рефлексии как - умение оценивать свою собственную деятельность, осознания совершаемых действий и мыслительных анализировать и делать правильные выводы процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы