Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ОУД.02 РОДНОЙ ЯЗЫК

Приложение 2.2
к ППКРС по профессии
54.01.20 Графический дизайнер

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.02 РОДНОЙ ЯЗЫК

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РОДНОЙ ЯЗЫК»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Родной язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер,
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии 54.01.20.
Графический дизайнер № 1543 от 09 декабря 2016 года.
1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Родной язык»
направлено на достижение следующих целей:
 совершенствование общеучебных умений и навыков студентов:
языковых,
речемыслительных,
орфографических,
пунктуационных,
стилистических;
 формирование функциональной грамотности и всех видов
компетенций
(языковой,
лингвистической
(языковедческой),
коммуникативной, культуроведческой);
 совершенствование умений студентов осмысливать закономерности
языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в
устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
 дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности
к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков;
 воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире;  формирование гуманистического мировоззрения,
национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
 развитие представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, культуры читательского восприятия художественного текста,
понимания
авторской
позиции,
исторической
и
эстетической
обусловленности литературного процесса; образного и аналитического 6
мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве
содержания и формы, основных историко-литературных сведений и

теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об
историко-литературном процессе;
 совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Освоение содержания учебного предмета «Родной язык», обеспечивает
достижение
студентами
следующих
результатов:
личностных,
метапредметных и предметных, направленных на формирование
универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
СОО, а также общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС
СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования.
Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Освоение содержания дисциплины «Родной язык»
обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов;

− понимание роли родного языка как основы успешной социализации
личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и
письменных высказываний с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
−владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых
явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;
− готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
−умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, информационных и коммуникационных технологий для
решения
когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе
изучения русского языка;
• предметных:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
− сформированность умений создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в

учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
– сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Объём часов
34

в том числе:
лекции

-

практические занятия

-

Промежуточная аттестация предусмотрена в форме комплексного экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родной язык»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

Объем
в часах

1
2
Раздел 1. Язык и культура
Тема 1.
Содержание учебного материала
2
Общие сведения
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
о языке
Русский язык как развивающееся явление. Примеры ключевых слов (концептов)
русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и
выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Роль мастеров художественного
слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. С. Островой
«Не тщедушный сверчок за печкой». Выдающиеся ученые-русисты (В.
Г.Костомаров, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов). Труды ученых Саратовской
лингвистической школы.
Практическое занятие №1 по теме: «Выполнение заданий по обобщению знаний о 2
современном русском языке как науке и по анализу методов языкового
исследования (А. Пушкин «Скупой рыцарь», Н. Помяловский о разнообразии
языка).
Самостоятельная работа студента
Работа с орфографическим, орфоэпическим и толковым словарями:
проанализировать устаревшую лексику в новом речевой контексте (губернатор,
диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.). Составление
таблиц.
Раздел 2. Культура речи
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Основные
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение

3

Коды
компетенций и
личностных
результатов ,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 06.

ОК5,6,9,10

ОК 06.

орфоэпические нормы произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение 2
современного русского орфоэпической нормы как художественный приём. Роль логического ударения в
стихах Н. Некрасова.
литературного языка
Практическое занятие №2 по теме: «Основные орфоэпические нормы 2
современного русского литературного языка».
Самостоятельная работа студента
Подготовка справочного материала по темам: «Русская графика», «Русская
фонетика», «Орфоэпические нормы русского языка». Работа в образовательной
среде Интернет по теме: «Стремительный рост словарного состава языка».
Составление вопросов к тексту.
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Основные
1. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная 2
лексические
нормы лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
современного русского сочетаемости.
литературного языка
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение
вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Феликс
Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в структуре
произведения.
2. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. 2
Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари языка писателей.
Практическое занятие №3 по теме: Лексический анализ текста. Статья К. 2
Бальмонта «Русский язык как основа творчества».

Тема 2.3
Основные

Самостоятельная работа студента
Подготовка рефератов по темам: «Неологический бум» – рождение новых слов,
изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов», «Создание новой
фразеологии». Изучение конспекта
1. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; 2
названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и

ОК5,6,9,10

ОК 06.

ОК5,6,9,10

ОК5,6,9,10

ОК5,6,9,10

грамматические
нормы современного
русского
литературного языка.

(директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым
окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п.
мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п.
мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стаканчая
– стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных
числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных.
Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом
склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»),
родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к
разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника –
смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа
(чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.). Нормы
употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший –
не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен –
торжественен).
Практическое занятие №4 по теме: Исследование текста с целью освоения 2
основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические
значения
2.Типичные грамматические ошибки. Глаголы 1 лица единственного числа 2
настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы
глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных
слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Управление: управление предлогов
благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в
словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш).
Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге –
рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное
употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы
– приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности
родительного и творительного падежа. Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух

ОК5,6,9,10
ОК5,6,9,10

однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение
частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное
предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.
Практическое занятие №5 по теме: Наблюдение над функционированием правил
2
орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Подбор текстов с
определенными орфограммами и пунктограммами. Разделение текста на
тематические фрагменты.
Самостоятельная работа студента
Нахождение фрагментов по заданной тематике: «Типичные ошибки в русском
языке: грамматические, речевые и орфографические». Выполнение упражнений
Тема 2.4
Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, 4
лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость,
использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения,
позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение
понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные
формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы
начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные
формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения. Русский язык
в интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных
сетях. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета. Интернет-дискуссии,
Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях
делового общения.
Практическое занятие №6 по теме: Устные высказывания профессионального 2
характера.
Практическое занятие №7 по теме: «Этикетные речевые тактики и приёмы в 2
коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии»

ОК5,6,9,10

ОК5,6,9,10

ОК5,6,9,10

ОК5,6,9,10

Самостоятельная работа студента
Составление презентации: «Этикетное речевое поведение в ситуациях делового
общения»
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение Анекдот, шутка. 2
Тема 3.1.
Язык и речь. Виды Просторечия в произведениях Н. Помяловского. Основные признаки разговорной
речевой деятельности. речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм,
Текст
обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические,
интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности
разговорной речи. Разговорные слова в произведениях Ф. Достоевского.
Невербальные средства общения. Публицистический стиль речи Особенности
публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в
публицистическом стиле. Анализ статьи С. Залыгина «Читал Гоголя» Очерк, эссе. Д.
Гранин «Точка опоры» статья, посвящѐнная Д. Лихачѐву. Устное выступление.
Дискуссия. Мнение о «Японских репортажах» Ю. Овчинникова. Обсуждение
произведения Д.С. Лихачѐва «Любовь, уважение, знание».
Язык художественной литературы. Общая характеристика художественного стиля
(языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других
стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как
первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры
художественного произведения. Источники богатства и выразительности русской
речи. М. Цветаева «Глаза». Изобразительно-выразительные возможности
морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции
порядка слов. Основные виды тропов, их использование мастерами
художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях
русского синтаксиса. Б. Пастернак «Гамлет». Анализ художественно-языковой
формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на
этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств,
эмоционального и эстетического содержания произведения. Фактуальная и
подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в
художественных текстах. Притча.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата
проектной (исследовательской) деятельности. Реферат.
Практическое занятие №8 по теме: «Анализ основных стилевых разновидностей
2

ОК5,6,9,10

письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному
способу). Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Самостоятельная работа студента
Работа над материалом учебника. Изучение особенностей построения текста разных
функциональных типов.
Всего по учебной дисциплине
34

ОК5,6,9,10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной программы дисциплины «Родной язык» имеется учебный
кабинет русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- учебная мебель,
- рабочее место учителя,
- доска,
- ящики для хранения таблиц
Технические средства обучения:
- телевизор,
- экспозиционный экран,
- аудио-центр,
- мультимедиапроектор,
- компьютер,
- принтер, сканер.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык 2016 ОИЦ «Академия»
2.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ 2016 ОИЦ
«Академия»
3.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и литература. Литература. Практикум 2016
ОИЦ «Академия»
Дополнительные источники:
1. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2013
2. «Современная русская речь. Состояние и функционирование»-Изд.: Эксмо,2014
Интернет-ресурсы
1.
Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
2.
Дистанционная поддержка учителей- словесников: - http://www.ipk.
Методические разработки:
1.
Сложноподчиненное предложение ( деловая игра «Слет специалистов» с
мультимедийным приложением)
2.
Степени сравнения наречий (систематизация изученного материала с
мультимедийным приложением)

4 . КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде
тестирования,
в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам
соответствующих разделов, в ходе выполнения студентами индивидуальных заданий (доклады,
рефераты).
Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки

(освоенные умения, усвоенные знания)

результатов обучения

1

2

В результате освоения дисциплины студент
должен продемонстрировать предметные
результаты освоения учебной дисциплины
«Родной русский язык»:
- сформированность понятий о нормах русского
литературного языка и применение знаний о них в
речевой практике
- владение навыками самоанализа и самооценки на
основе наблюдений за собственной речью
- владение умением анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации
- владение умением представлять тексты в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров
- знание содержания произведений русской и мировой
классической литературы, их историко-культурного и
нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой
- сформированность представлений об
изобразительно-выразительных возможностях
русского языка
- сформированность умений учитывать исторический,
историко-культурный контекст и контекст творчества
писателя в процессе анализа художественного
произведения
- способность выявлять в художественных текстах
образы, темы и проблемы и выражать свое отношение
к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях

Оперативный контроль:
- тестирование, аудиторные
контрольные работы;
Оперативный контроль:
- в форме защиты проектов
Оперативный контроль:
- в форме защиты практических
занятий;
- тестирование
Входной контроль: собеседование
Рубежный контроль:
- аудиторная контрольная работа;
- тестирование
Оперативный контроль:
- в форме защиты практических занятий
Оперативный контроль:
- творческая работа.
Оперативный контроль:
- практическая творческая работа
(исследование).

Оперативный контроль:
- творческая работа.

- владение навыками анализа художественных
произведений с учетом их жанрово-родовой
специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в
единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания

- сформированность представлений о системе стилей
языка художественной литературы

Оперативный контроль:
- в форме защиты проектов

Оперативный контроль:
- в форме защиты практических
занятий;
- тестирование
Итоговый контроль:
-комплексный экзамен

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся
не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных
результатов обучения.
Результаты
(личностные и метапредметные)
Личностные результаты
российская гражданская идентичность, патриотизм,
уважение
к
своему
народу,
чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
- нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей;
гражданская
позиция
как
активного
и
ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля
и оценки

- проявление гражданственности, патриотизма;
- знание истории своей страны;
- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

- проявление активной жизненной позиции;
- проявление уважения к национальным и культурным
традициям народов РФ;
- уважение общечеловеческих и демократических
ценностей

Интерпретация результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы.

- демонстрация готовности к исполнению воинского
долга
Своевременность постановки
на воинский учет
Проведение воинских сборов
- демонстрация сформированности мировоззрения,
отвечающего современным реалиям;
Интерпретация результатов
- проявление общественного сознания;
наблюдений за
- воспитанность и тактичность;
деятельностью
- демонстрация готовности к самостоятельной, обучающегося в процессе
творческой деятельности
освоения образовательной
программы

общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
толерантное
сознание
и
поведение
в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том
числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и
безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью,
неприятие
вредных
привычек:
курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное
отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и
мастерами в ходе обучения;
- сотрудничество со сверстниками и преподавателями Успешное прохождение
при выполнении различного рода деятельности
учебной практики.
Участие в коллективных
мероприятиях, проводимых
на различных уровнях
- демонстрация желания учиться;
Интерпретация результатов
- сознательное отношение к продолжению образования наблюдений за
в ВУЗе
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы.
- умение ценить прекрасное;
Творческие и
исследовательские проекты
Дизайн-проекты по
благоустройству
- готовность вести здоровый образ жизни;
- занятия в спортивных секциях;
- отказ от курения, употребления алкоголя;
- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;
Спортивно-массовые
- оказание первой помощи
мероприятия
Дни здоровья

осознанный выбор будущей профессии и
возможностей реализации собственных жизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности как возможности участия в решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления,
понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни;

- демонстрация интереса к будущей профессии;
- выбор и применение методов и способов решения Занятия по специальным
профессиональных задач
дисциплинам
Учебная практика
Творческие проекты
- экологическое мировоззрение;
- знание основ рационального природопользования и Мероприятия по озеленению
охраны природы
территории.
Экологические проекты
- уважение к семейным ценностям;
- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия,
посвящённые институту
семьи.
Мероприятия, проводимые
«Молодёжь+»

- умение самостоятельно определять цели
деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения
общеобразовательных дисциплин;
- умение планировать собственную деятельность;
- осуществление контроля и корректировки своей
деятельности;
- использование различных ресурсов для достижения
поставленных целей

Контроль графика
выполнения индивидуальной
самостоятельной работы
обучающегося; открытые
защиты проектных работ

умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;

- демонстрация коммуникативных способностей;
- умение вести диалог, учитывая позицию других
участников деятельности;
- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью
обучающегося в группе;
портфолио

метапредметные результаты

- владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения
практических
задач,
применению
различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности,
владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться
в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
- умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции
различных социальных институтов;

- демонстрация способностей к учебноисследовательской и проектной деятельности;
- использование различных методов решения
практических задач

Семинары
Учебно-практические
конференции
Конкурсы
Олимпиады

- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников информации,
включая электронные;
демонстрация
способности
самостоятельно
использовать
необходимую
информацию
для
выполнения поставленных учебных задач;
- соблюдение техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.

Подготовка рефератов,
докладов, курсовое
проектирование,
использование электронных
источников.
Наблюдение за навыками
работы в глобальных,
корпоративных и локальных
информационных сетях.

- сформированность представлений о различных
социальных институтах и их функциях в обществе
(институте семьи, институте образования, институте
здравоохранения, институте государственной власти,
институте
парламентаризма,
институте
частной
собственности, институте религии и т. д.)
- умение самостоятельно оценивать и принимать - демонстрация способности самостоятельно давать
решения, определяющие стратегию поведения, с оценку ситуации и находить выход из неё;
учетом гражданских и нравственных ценностей;
- самоанализ и коррекция результатов собственной
работы

Деловые игрымоделирование социальных и
профессиональных ситуаций.

Интерпретация результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

- владение навыками познавательной рефлексии как - умение оценивать свою собственную деятельность,
осознания совершаемых действий и мыслительных анализировать и делать правильные выводы
процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.

Интерпретация результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».