Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ОУД.03 ЛИТЕРАТУРА

Приложение 2.3
к ППКРС по профессии
54.01.20 Графический дизайнер

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.03 ЛИТЕРАТУРА

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: учебная дисциплина «Литература» относится
к общеобразовательному циклу основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер,
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии 54.01.20.
Графический дизайнер № 1543 от 09 декабря 2016 года.
1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Литература» направлено
на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, культуры читательского восприятия художественного текста,
понимания
авторской
позиции,
исторической
и
эстетической
обусловленности литературного процесса; образного и аналитического
мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания
и
формы,
основных
историко-литературных
сведений
и
теоретиколитературных понятий;
формирование общего представления об историколитературном
процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
написания сочинений различных типов;
поиска, систематизации и использования необходимой информации, в
том числе в сети Интернет.
Освоение содержания учебного предмета «Литература», обеспечивает
достижение студентами следующих результатов: личностных,
метапредметных и предметных, направленных на формирование
универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
СОО, а также общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС
СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования.

Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Освоение содержания учебного предмета «Литература» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
•
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного

отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации (словарей, энциклопедий,
интернет-ресурсов и др.);
•
метапредметных:

умение
понимать
проблему,
выдвигать
гипотезу,
структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и
письменных высказываниях, формулировать выводы;

умение
самостоятельно
организовывать
собственную
деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить
ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
•
предметных:

сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познания других культур, уважительного отношения к ним;

сформированность навыков
различных
видов
анализа
литературных произведений;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

знание содержания произведений русской, родной и мировой
классической литературы, их историко-культурного и нравственноценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа художественных произведений с
учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация: комплексный дифференцированный зачёт.

Объем
часов
196
196
110
86
-

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
Наименование

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

Объем

разделов и тем

самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

часов

1

2

3

Содержание дисциплины и её задачи. Связь с другими дисциплинами.
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида
искусства. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Общая характеристика русской
классической литературы, ее гуманистический пафос, художественные поиски жизнеутверждающих
идеалов, высоких духовных ценностей. Связь литературы с общественно-политической жизнью. Периоды
развития литературы как вида искусства. Общественное значение русской литературы.
Содержание учебного материала
Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й
половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

2

Содержание учебного материала

6

Введение

Тема 1.1
Обзор русской
литературы первой
половины ХIХ век
Тема 1.2.

Коды
компетенций и
личностных
результатов ,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 1-11

2

ОК 1-11

А.С. Пушкин. Основные
мотивы и темы лирики

Тема 1.3.
Поэма А.С.Пушкина
«Медный всадник»

Тема 1.4

Изучение жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, определение основных тем и мотивов лирики.
Исследование философского начала в ранней лирике: мотивов свободы, неволи, обманутой любви,
неразрешимых противоречий героев южных поэм Пушкина. Наблюдения над эволюцией романтического
героя. Определение отношения автора к герою. Рассмотрение гражданских, политических и
патриотических мотивов лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к
подвигу.
Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием.
Философское осмысление личной свободы.
Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.
Изучение темы поэта и поэзии. Определение новаторства Пушкина в соединении темы высшего
предназначения поэзии и личного переживания. Анализ лирики любви и дружбы. Средоточие внимания
поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. Рассмотрение
философской лирики. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

2

Практические занятия
Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель
пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет
угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность»,
«Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»,
«Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее
веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы»,
«Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень», «Бесы»,
«Когда по улицам задумчив я брожу…».

4

Содержание учебного материала

2

Изучение поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Рассмотрение проблемы личности и государства в
поэме: образ стихии, образ Евгения и проблема индивидуального бунта, образ Петра. Определение
своеобразия жанра и композиции произведения. Наблюдения над развитием реализма в творчестве
Пушкина.
Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.
Содержание учебного материала

ОК 1-11

ОК 1-11

8

М.Ю. Лермонтов.
Основные мотивы
лирики

Тема 1.5
Н.В. Гоголь
«Петербургские повести»
(«Портрет»)

Тема 2.1
Культурно-историческое
развитие России
середины XIX века

Тема 2.2
А.Н.Островский.
Социально-культурная
новизна драматургии

Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики.
Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее
реальное бессилие — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение
героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.
Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове. Теория литературы: развитие понятия о
романтизме.
Практические занятия
Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»),
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…»,
«Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»),
«Родина»,«Пророк»,«Она не гордой красотой»,«К портрету»,«Силуэт»,«Мой Демон»,«Я не унижусь
пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского»,«Желание». Поэма «Демон».
Содержание учебного материала

ОК 1-11
2

6

2

Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный
замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская
позиция. Или «Невский проспект». Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских
повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя.
Столкновение живой души и пошлого мира в повести «Невский проспект». Значение творчества Н.В.
Гоголя в русской литературе. Критика о Гоголе. В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г.
Гоголя». Теория литературы: романтизм и реализм.
Содержание учебного материала

2

Формирование представлений о культурно-историческом развитии России середины XIX века;
отражении его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и
направлений. Жизнеутверждающий реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика.
Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

2

Содержание учебного материала

2

А.Н.Островский Колумб Замоскворечья. Обзор жизни и творчества А.Н. Роль А.Н.Островского в
становлении русского театра. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. «Гроза».
Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев
драмы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической
личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив
своеволия и свободы в драме. Трагическая острота конфликта Катерины с темным царством в драме
«Гроза». Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы

2

ОК 1-11

2

ОК 1-11

ОК 1-11

Тема 2.3 Пьеса
А.Н.Островского
«Гроза»

Тема 2.4
И.А. Гончаров
«Обломов»

Тема 2.5
И.С. Тургенев
«Отцы и дети»

Тема 2.6
Н.Г.Чернышевский

Содержание учебного материала
Анализ пьесы А.Н.Островского «Гроза». Определение самобытности замысла, оригинальности основного
характера, силы трагической развязки в судьбе героев драмы; позиции автора и его идеала; роли
персонажей второго ряда в пьесе; символики грозы.
Практические занятия
Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». Театрально-сценическое открытие А.
Н. Островского. А. Н. Островский - создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского.
Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское
отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. Теория литературы:
понятие о драме
Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Содержание учебного материала

4

Изучение сведений из биографии И.А. Гончарова.
Обзорное изучение романа И.А. Гончарова «Обломов». Рассмотрение творческой истории романа
И.А.Гончарова «Обломов», сна Ильи Ильича как художественно-философского центра романа. Анализ
образа Обломова, противоречивости его характера. Сопоставление Обломова и Штольца. Определение
прошлого и будущего России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих
отношений. (Сопоставление Ольги Ильинской – Агафьи Пшеницыной). Постижение авторского идеала
человека, живущего в переходную эпоху.
Критическая оценка романа «Обломов» (Н. Добролюбов, Д. Писарев, И. Анненский и др.).
Практические занятия
Сопоставительный анализ образов Обломова и Штольца.
Содержание учебного материала

2

Изучение сведений из биографии И.С. Тургенева Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Формирование знаний о временном и всечеловеческом смысле названия и основном конфликте романа
«Отцы и дети», об особенностях композиции романа Рассмотрение Базарова в системе образов. Нигилизм
Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Определение нравственной
проблематики романа и ее общечеловеческого значения. Значение темы любви в романе. Анализ образа
Базарова. Определение значения заключительных сцен романа, своеобразия художественной манеры
Тургенева-романиста, авторской позиции в романе.
Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович)
Практические занятия
Анализ образа Базарова. Работа по выявлению особенностей поэтики Тургенева, оценке роли пейзажа в
раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

ОК 1-11

4

6

ОК 1-11

4
6

ОК 1-11
2

4

Содержание учебного материала

2

Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Что делать?» (обзор). Эстетические взгляды Чернышевского
и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Изображение «допотопного мира» в романе.
Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Роль снов
в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.

2

ОК 1-11

Тема 2.7
Русская поэзия
второй половины
XIX века

Тема 2.8
Н.А.Некрасов.
Стихотворения.
Поэма «Кому на Руси
жить хорошо»

Содержание учебного материала

4

Изучение сведений из биографии Ф.И. Тютчева.
Рассмотрение философичности как основы лирики поэта. Определение символичности образов поэзии
Тютчева. Формирование знаний об общественно-политической лирике, тютчевском виде-нии России и ее
будущего, о лирике любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.
Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Полдень», «Silentium», «Не то, что мните вы,
природа...», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье…», «Умом Россию не понять...», «О,
как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, — о, эти очи…», «Природа — сфинкс. И
тем она верней...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил Вас - и все былое...»), «День и
ночь», «Эти бедные селенья...» и др. Философичность - основа лирики поэта. Символичность образов
поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего.
Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.
Изучение сведений из биографии А.А.Фета.
Определение связи творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Рассмотрение поэзии как
выражения идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Оценка гармоничности
и мелодичности лирики Фета, лирического героя его поэзии.
Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Облаком волнистым...», «Осень», «Прости - и все
забудь», «Шепот, робкое дыханье...», «Какое счастье - ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был
полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На заре ты ее не
буди...», «Это утро, радость эта...», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др. Связь творчества Фета с
традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и
внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии
А.А. Фета.
Изучение сведений из биографии А.К.Толстого. Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Меня
во мраке и в пыли...», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем
ревнивом взоре...», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя...», «Колокольчики
мои...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...»,
«Минула страсть, и пыл ее тревожный...», «Ты не спрашивай, не распытывай.
Содержание учебного материала

4

Изучение сведений из биографии Н.А.Некрасова.
Определение гражданского пафоса лирики, своеобразия лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов.
Исследование жанрового своеобразия лирики Некрасова. Определение народной поэзии как источника
своеобразия поэзии Некрасова. Выявление разнообразия интонаций. Наблюдения над поэтичностью
языка. Изучение интимной лирики.
Анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Знакомство с замыслом поэмы, жанром,
композицией, сюжетом.
Анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Знакомство с замыслом поэмы, жанром,
композицией, сюжетом.
Рассмотрение многообразия крестьянских типов, образа женщины в поэме. Обсуждение проблемы
счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Выявление нравственной проблематики поэмы,
авторской позиции. Определение роли образа «народного заступника» Гриши Добросклонова в

ОК 1-11

12

ОК 1-11
4

Тема 2.9
Н.С. Лесков
«Очарованный
странник»

Тема 2.10
М.Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города»

Тема 2.11
Ф.М. Достоевский
«Преступление и
наказание»
Тема 2.12
Ф.М. Достоевский
«Преступление и
наказание»

раскрытии идейного замысла поэмы Формирование знаний о поэме Некрасова как энциклопедии
крестьянской жизни середины XIX века.
Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман
Практические занятия
Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай
нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой
бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», «Я не
люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».
Работа по исследованию особенностей стиля (сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими
образами), своеобразия языка.
Содержание учебного материала

8

2

Изучение сведений из биографии Н.С. Лескова.
Анализ повести «Очарованный странник». Определение особенностей сюжета повести. Рассмотрение
темы дороги и изображения этапов духовного пути личности (смысла странствий главного героя).
Концепция народного характера. Анализ образа Ивана Флягина. Обсуждение темы трагической судьбы
талантливого русского человека. Определение смысла названия повести, особенностей
повествовательной манеры Н.С. Лескова.
Содержание учебного материала

2

Изучение сведений из биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Знакомство со своеобразием типизации Салтыкова-Щедрина. Рассмотрение объектов сатиры и
сатирических приемов, гиперболы и гротеска как способов изображения действительности. Определение
своеобразия писательской манеры, роли Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.
Обзорное изучение «Истории одного города»: (Главы: «Обращение к читателю», «Опись
градоначальников», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния»,
«Заключение»). Определение тематики и проблематики произведения. Обсуждение проблемы совести и
нравственного возрождения человека.
Содержание учебного материала

2

Изучение сведений из биографии Ф.М. Достоевского. Творчество писателя в мировой литературе

2

Содержание учебного материала

6

Анализ романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Выявление своеобразия жанра.
Отражение русской действительности в романе. Обсуждение социальной и нравственно-философской
проблематики, теории «сильной личности» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Оценка теории «сильной личности» и ее опровержение в романе. Исследование драматичности характера
и судьбы Родиона Раскольникова, тайн внутреннего мира человека: готовности к греху, попранию
высоких истин и нравственных ценностей. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в
романе. Рассмотрение символических образов в романе.
Практические занятия

2

ОК 1-11

2

ОК 1-11

2

ОК 1-11

ОК 1-11

Тема 2.12
Л.Н. Толстой.
Жизненный и
творческий путь.
Духовные искания
писателя
Тема 2.13
Л.Н. Толстой
«Война и мир»

Тема 2.14
Творчество
Л.Н.Толстого в мировой
литературе

Тема 2.15
А.П.Чехов. Рассказы

Определение роли пейзажа, своеобразия воплощения авторской позиции в романе.
Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов*, Д. Писарев, В. Розанов* и др.).
Содержание учебного материала

4

Изучение жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого, духовных исканий писателя.

2

Содержание учебного материала

8

Анализ романа-эпопеи «Война и мир». Рассмотрение жанрового своеобразия романа, особенностей
композиционной структуры, использования художественных принципов Толстого в изображении русской
действительности
(следование правде, психологизм, «диалектика души»). Соединение в романе идеи личного и всеобщего.
Определение символического значения «войны» и «мира».

2

Практические занятия
Составление схем «Жизненные искания Пьера Безухова, Андрея Болконского и Наташи Ростовой в
романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона
Сопоставительный анализ женских образов романа
Реализация «мысли народной» в романе. Определение значения образа Платона Каратаева Анализ картин
войны 1812 года. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм в понимании писателя.
Обсуждение проблемы народа и личности. Сопоставление Кутузова и Наполеона. Развенчание идеи
«наполеонизма». Изображение Толстым светского общества.
Содержание учебного материала

2

ОК 1-11

ОК 1-11

ОК 1-11
6

2

Формирование знаний об идейных исканиях Толстого. Знакомство с творчеством позднего периода:
«Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Оценка мирового значения творчества Л.
Толстого. Определение места творчества Л. Толстого в культуре XX века.
Теория литературы: понятие о романе-эпопее.

2

Содержание учебного материала

2

Изучение сведений из биографии А.П.Чехова.
Периодизация творчества Чехова.
Определение своеобразия и всепроникающей силы чеховского творчества. Подтверждение
художественного совершенства рассказов А. П. Чехова. Определение новаторства Чехова. Анализ
юмористических рассказов. Выявление пародийности ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках
жанровых форм. Знакомство с новым типом рассказа.
Анализ рассказов А.П.Чехова: «Студент», «Дома»*,«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О
любви», «Дама с собачкой»*, «Палата № 6», «Дом с мезонином». Работа в журналах. Чехов – репортер.

2

ОК 1-11

ОК 1-11

Тема 2.16
Драматургия А.П.Чехова

Тема 3.1
Зарубежная литература
(обзор)
Тема 4.1
И.А. Бунин.
Лирика. Рассказы

Тема 4.2
А.И. Куприн
«Гранатовый браслет»

Тема 4.3
М.Горький. Ранние
рассказы. Пьеса «На дне»

Содержание учебного материала
Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» –
вершина драматургии Чехова. Изучение комедии А.П.Чехова «Вишневый сад». Определение своеобразия
жанра. Изображение дворянства в пьесе «Вишневый сад». Жизненная бесполезность героев. Дискуссия о
Лопахине («Новый хозяин?»). Изображение новых хозяев жизни (Образы Пети Трофимова и Ани).
Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.
Практические занятия
Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пъецух).Теория литературы: развитие понятия о драматургии
(внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.).
Своеобразие Чехова-драматурга.
Содержание учебного материала:

6

ОК 1-11
2

4

2

Знакомство с творчеством зарубежных писателей: В. Шекспир, О. Бальзак, Г. Флобер.
Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).

2

Содержание учебного материала

2

Изучение сведений из биографии И.А. Бунина. Определение философичности лирики Бунина.
Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы
встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и
трава, и колосья…». Анализ рассказов И.А.Бунина: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни»,
«Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из СанФранциско», «Темные аллеи».
Изображение тонкости восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического
прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Сопоставление
реалистического и символического в прозе и поэзии. Определение роли слова, подробности, детали в
поэзии и прозе. Поэтика И. А. Бунина.
Содержание учебного материала

2

Изучение сведений из биографии А.И. Куприна.
Анализ повести «Гранатовый браслет». Рассмотрение смысла названия повести, спора о сильной,
бескорыстной любви, темы неравенства в повести. Определение трагичности смысла произведения.
Сопоставление символического и реалистического в творчестве Куприна
Содержание учебного материала

2

Изучение сведений из биографии М. Горького.
Анализ ранних рассказов М. Горького: «Челкаш», «Старуха Изергиль». Отражение правды жизни.
Выделение типов персонажей в романтических рассказах писателя. Исследование тематики и
проблематики романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Определение
авторской позиции и способа ее воплощения. Изучение пьесы М.Горького «На дне».
Изображение правды жизни в пьесе и определение ее философского смысла. Изображение героев пьесы.
Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ.

2

ОК 1-11

ОК 1-11

2

ОК 1-11

6

ОК 1-11

Тема 5.1
Обзор поэзии
к.XIX-н.XX вв.

Тема 5.2
А.А.Блок.
Стихотворения.
Поэма «Двенадцать»

Тема 6.1
Литературный процесс
20-х годов.

Тема 6.2. Поэзия и проза

Горький – романист.
Критики о Горьком*. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский).
Теория литературы: развитие понятия о драме.
Практические занятия
Анализ спора о назначении человека в пьесе М.Горького «На дне». Определение авторской позиции и
способов ее выражения.
Содержание учебного материала

4
2

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Изучение поэзии «серебряного
века».
Общая характеристика творчества поэтов: Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев,
Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил
Кузмин и др.
Выразительное чтение и анализ стихотворений не менее трех авторов по выбору студентов. Обсуждение
проблемы традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Рассмотрение форм ее разрешения в
творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Рассмотрение Серебряного века как
своеобразного «русского ренессанса». Формирование знаний о литературных течениях поэзии русского
модернизма: символизме, акмеизме, футуризме. Изучение творчества поэтов, творивших вне
литературных течений
Содержание учебного материала

2

Сведения из биографии А.А.Блока.
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока.
Тема родины, тревога за судьбу России. Изучение поэмы А.А.Блока «Двенадцать». Определение
сложности восприятия Блоком социального характера революции. Рассмотрение сюжета поэмы и ее
героев. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначности финала, образа Христа в
поэме. Исследование композиции, лексики, ритмики, интонационного разнообразия поэмы.
Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о
поэме.
Практические занятия
Выразительное чтение и анализ стихотворений А.А.Блока: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка»,
«Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река
раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикла «Кармен». «Скифы», поэмы «Двенадцать»
Содержание учебного материала

2

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные
группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и
др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

2

Содержание учебного материала

4

ОК 1-11

6

ОК 1-11

4

2

ОК 1-11

20-х годов

Тема 6.2
В.В.Маяковский.
Стихотворения

Тема 6.3

Выражение темы России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А.Блок,
А.Белый, М.Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, В.Ходасевич, В.Луговской, Н.Тихонов,
Э.Багрицкий, М.Светлов и др.). Знакомство с крестьянской поэзией 20-х годов. Отражение беспокойства
за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С.Есенина, Н.Клюева, С.Клычкова,
П.Васильева. Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В.Хлебников,
А.Крученых, поэты-обериуты). Анализ разнообразия идейно-художественных позиций советских
писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А.Серафимовича,
«Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М.Шолохова, «Конармия» И.Бабеля, «Голый год»
Б.Пильняка, «Россия, кровью умытая А.Веселого и др.). Изображение гражданской войны в литературе
русского Зарубежья (Р.Гуль, П.Краснов, А.Деникин). Отражение поисков нового героя эпохи («Чапаев»
Д.Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б.Пильняка, «Аэлита» А.Толстого).
Изображение интеллигенции и революции в литературе 20-х годов («Города и годы» К.Федина,
«Хождение по мукам» А.Толстого, «В тупике» В.Вересаева, поэма «1905 год» Б.Пастернака).
Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы – становление нарастающей тревоги за будущее
(«Мы» Е.Замятина, «Чевенгур» А.Платонова). Формирование представлений об альтернативной
публицистике 20-х годов («Грядущие перспективы» М.Булгакова, «Несвоевременные мысли»
М.Горького, «Письма Луначарскому» В.Короленко, «Окаянные дни» И.Бунина и др.).
Знакомство с объектами сатирического изображения в прозе 20-х годов (на примере творчества
М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова, М.Булгакова, А.Аверченко и др.).
Содержание учебного материала

4

Изучение сведений из биографии В.В.Маяковского.
Рассмотрение основных мотивов лирики В.В.Маяковского. Определение поэтической новизны ранней
лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и
противоречия.
Анализ социально-политической лирики Маяковского. Представление темы несоответствия мечты и
действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Отражение характера и личности, проблем
духовной жизни автора в стихах о любви. Формирование знаний о сатире Маяковского. Обличение
мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии
Маяковского. Образ поэта-гражданина.
Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое
стихосложение.
Практическое занятие:
Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Нате!», «Послушайте!», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся», поэма «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо
Татьяне Яковлевой».
Содержание учебного материала

2

ОК 1-11

8

6

8

ОК 1-11

Изучение сведений из биографии С.А.Есенина.
Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.
Формирование знаний о художественном своеобразии творчества Есенина: глубоком лиризме,
необычайной образности, зрительности впечатлений, цветописи, принципе пейзажной живописи,
народно-песенной основе стихов.
Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.
Практические занятия
Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери»,
«Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине»,
«Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову,
не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя,
Шаганэ…». Поэма «Анна Снегина».

2

Тема 7.1
Литературный процесс
30-х- 40-х годов

Содержание учебного материала

2

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре,
искусстве и литературе). Рассмотрение единства и многообразия русской литературы («Серапионовы
братья», «Кузница» и др.). Значение Первого съезда советских писателей. Социалистический реализм как
новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение
индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в твор-честве Н.
Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, В.С. Виш-невского, Н.
Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др Изображение
интеллигенции и революции в романах М. Булгакова, А. Толстого.
Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова.
Отражение исторической темы в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое
обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).

2

Тема 7.2
М.И.Цветаева.
Стихотворения

Содержание учебного материала

8

Изучение сведений из биографии М.И.Цветаевой.
Определение основных тем творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности.
Рассмотрение поэзии как напряженного монолога-исповеди. Использование фольклорных и
литературных образов и мотивов в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.
Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности
Практические занятия:
Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к
Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине!
Давно…» и др.
Содержание учебного материала

2

Изучение сведений из биографии О.Э. Мандельштама.
Противостояние поэта веку-волкодаву. Поиски духовных опор в искусстве и природе. Рассмотрение
петербургских мотивов в поэзии О. Мандельштама. Формирование знаний о теории поэтического слова
О. Мандельштама. Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер.

2

С.А.Есенин. Лирика.
Художественное
своеобразие творчества
С.А.Есенина

Тема 7.3
О.Э. Мандельштам.
Стихотворения

ОК 1-11

6

ОК 1-11

ОК 1-11

6

2

ОК 1-11

Тема 7.4
А.П. Платонов. Повести

Тема 7.5
И.Э.Бабель. Рассказы.
«Конармия»

Тема 7.6
М.А.Булгаков

Тема 7.7
М.А. Шолохов
«Тихий Дон»

Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до
слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим». Теория литературы: развитие понятия
о средствах поэтической выразительности
Содержание учебного материала

2

Изучение сведений из биографии А.П. Платонова.
Наблюдения над поисками положительного героя писателем. Отражение единства нравственного и
эстетического. Рассмотрение труда как основы нравственности человека. Изучение принципов создания
характеров. Анализ социально-философского содержания творчества Платонова, своеобразия
художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героевправдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Отражение традиций русской
сатиры в творчестве писателя.

2

Содержание учебного материала

2

Изучение сведений из биографии И.Э. Бабеля.
Анализ рассказов И.Э. Бабеля: «Мой первый гусь», «Соль». Рассмотрение проблематики и особенностей
поэтики прозы Бабеля. Сопоставление трагического и комического, прекрасного и безобразного в
рассказах Бабеля.
Теория литературы: развитие понятия о рассказе. Изображение событий Гражданской войны в книге
рассказов «Конармия».
Содержание учебного материала

2

Изучение сведений из биографии М.А. Булгакова.
Анализ романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Роман о Добре и Зле. Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские
главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни.
Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Три
мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита
Практические занятия
Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие
писательской манеры.
Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе. Для самостоятельного чтения:
фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный
роман». Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

2

Содержание учебного материала

8

Изучение сведений из биографии М.А. Шолохова.
Обзорное изучение романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Формирование знаний о романе-эпопее «Тихий Дон» как о произведении, изображающем судьбы
русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Определение своеобразия жанра, особенностей
композиции. Рассмотрение столкновения старого и нового мира в романе. Выявление мастерства
психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Анализ образа Григория Мелехова.

2

ОК 1-11

ОК 1-11

8

ОК 1-11

6

ОК 1-11

Тема 8.1
Деятели литературы и
искусства на защите
Отечества

Тема 8.2
А.А.Ахматова. Лирика.
«Реквием»

Тема 8.3
Б.Л.Пастернак

Изображение трагедии человека из народа в поворотный момент истории, определение ее смысла и
значения. Изображение любви на страницах романа.
Практические занятия:
Сопоставительный анализ женских судеб (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»). Определение
многоплановости повествования, традиций Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова, своеобразия
художественной манеры писателя.
Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.
Содержание учебного материала

6

2

Живопись А. Дайнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой,
В. Лебедев-Кумач, И Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Военная поэзия. Лирический
герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М.
Исаковский, М. Алигер, Ю Друнина, М. Джалиль и др. . Проза и драматургия. Формирование
представлений о публицистике военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К.
Паустовского, М. Шолохова и др.
Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А.
Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Изучение произведений первых послевоенных
лет. Обсуждение проблем человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига,
противоборства созидающих и разрушающих сил (по произведениям Э. Казакевича, В Некрасова, А.
Бека, В. Ажаева и др.).
Содержание учебного материала

2

Изучение жизненного и творческого пути А. А. Ахматовой, определение основных тем и мотивов лирики.
Анализ ранней лирики А. А. Ахматовой (глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь,
тревога), тематики и тональности лирики периода первой мировой войны (судьба страны и народа).
Рассмотрение личной и общественной тем в стихах революционных и первых послереволюционных лет;
темы любви к родной земле, к Родине, к России; пушкинской темы в творчестве Ахматовой; темы любви
к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет; темы поэтического мастерства в творчестве
поэтессы.
Наблюдения над своеобразием лирики Ахматовой. Формирование представлений о поэме А.А.
Ахматовой «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической
героини поэтессы.
Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии, поэтическое мастерство
Практические занятия
Выразительное чтение и анализ стихотворений А.А. Ахматовой: «Песня последней встречи», «Мне ни к
чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Родная
земля», «Мне голос был», «Реквием» и др.
Содержание учебного материала

2

Изучение сведений из биографии Б.Л. Пастернака.
Наблюдения над эстетическими поисками и экспериментами в ранней лирике. Определение философской
направленности лирики. Выделение темы пути как ведущей в поэзии Пастернака. Особенности

4

ОК 1-11

8

ОК 1-11

6

4

ОК 1-11

Тема 8.4
А.Т.Твардовский.
Лирика

поэтического восприятия. Простота и легкой поэтической лирики. Своеобразие художественной формы
стихотворений. Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Февраль. Достать чернил и плакать…»,
«Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь» и др.
Содержание учебного материала

2

Изучение сведений из биографии А.Т.Твардовского.
Исследование темы войны и памяти в лирике А.Т.Твардовского. Утверждение нравственных ценностей.
Определение художественного своеобразия творчества А.Т.Твардовского.
Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии. Выразительное
чтение и анализ стихотворений: «Вся суть в одном-единственном завете», Памяти матери», «Я знаю:
никакой моей вины…», «В тот день, когда закончилась война» и др.

2

Тема 9.1
Изменения в
общественной и
культурной жизни
страны

Содержание учебного материала

2

Смерть И.В. Сталина. ХХ съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые
тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и
поэтов.

2

Тема 9.2
Поэзия 60-х годов

Содержание учебного материала

2

Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б. Ахмадулиной, Е. Винокурова, Р.
Рожденственского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы и др. Развитие традиций русской
классики в поэзии Н. Федорова, Н. Рубцова, С. Наровчатова, Д. Самойлова, Л Мартынова, Е. Винокурова,
Н. Старшинова, Ю. Друниной, Б. Слуцкого, С. Орлова, И. Бродского, Р. Гамзатова и др.
Размышления о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии
А. Твардовского. Изучение авторской песни. Оценка ее места в историко-культурном процессе
(содержательность, искренность, внимание к личности). Определение значения творчества А. Галича, В.
Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра творческой песни.
Содержание учебного материала

2

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П. Нилин «Жестокость», А. Солженицын «Один день
Ивана Денисовича», В. Дудинцев «Не хлебом единым…» и др. Анализ романов Ю. Бондарева «Горячий
снег», В. Богомолова «Момент истины» и др. Определение роли произведений о Великой Отечественной
войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. Исследование природы подвига и
предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.
Быкова «Сотников», Б. Окуджава «Будь здоров, школяр», др.
Содержание учебного материала

2

Тема 9.3
Проза. Драматургия.
Новое осмысление
проблемы человека на
войне

Тема 9.4

ОК 1-11

ОК 1-11

ОК 1-11

2

2

ОК 1-11

«Городская» и
«деревенская проза».
Драматургия

Определение тематики, нравственной проблематики, художественных особенностей произведений В.
Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др. Изображение жизни советской деревни:
глубины, цельности духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф.
Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Куприна, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и
др. Исследование нравственной проблематики пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская
история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым
летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др.

2

Тема 9.5. Динамика
нравственных ценностей
во времени, предвидение
опасности утраты
исторической памяти

Содержание учебного материала

2

Анализ динамики нравственных ценностей во времени, предвидения опасности утраты исторической
памяти в произведениях «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок Ч. Айтматова,
«Сон в начале тумана» Ю. Рытхэу и др.

2

Тема 9.5
А.И. Солженицын.
«Один день
Ивана Денисовича»

Содержание учебного материала

2

Изучение сведений из биографии А.И. Солженицына.
Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Выражение нового подхода к
изображению прошлого. Обсуждение проблемы ответственности поколений. Наблюдения над
размышлениями писателя о возможных путях развития человечества в повести. Исследование мастерства
А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве
писателя.
Содержание учебного материала

2

Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Участие в
спорах о путях развития культуры. Определение позиции современных журналов.

2

Комплексный дифференцированный зачет

2

Тема 9.6
Русская литература
последних лет

Всего по дисциплине «Литература»

ОК 1-11

ОК 1-11

ОК 1-11

2

196

ОК 1-11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины
предусмотрен
кабинет
социально-экономических
дисциплин,
оснащённый оборудованием:
Ноутбук,
Проектор,
Интерактивная доска,
Доска классная (меловая),
Комплект учебно-методической документации
Раздаточный материал
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд колледжа имеет печатные
электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые
для использования в образовательном процессе.
Основные печатаные издания
1. Литература: учебник для студ. Учреждений сред. Проф.
Образования/ Г.А. Обернихина. И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова и др.]; под
ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2020
Основные электронные издания
1. Дистанционная поддержка учителей- словесников: - http://www.ipk.
2. Классика. RU: http://www.klassika.ru
3. www. Libnet.ru/cls/fulltxt/r00105.htm

\

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
в форме устного и письменного опроса, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий - проектов, рефератов, презентаций.
Результаты обучения
В результате освоения предмета студент должен
продемонстрировать предметные результаты
освоения учебного предмета
«Литература»:
- сформированность представлений о системе
стилей языка художественной литературы.
- сформированность устойчивого интереса к чтению
как средству познания других культур,
уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов
анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на
основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;

- знание содержания произведений русской, родной
и мировой классической литературы, их историкокультурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой
культуры;
- сформированность умений учитывать
исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
- наблюдение и оценка выполнения
творческих работ;
-устный ( письменный) опрос

- наблюдение и оценка выполнения
анализа художественных
произведений.
- наблюдение и оценка выполнения
интерпретации художественного
произведения
- наблюдение и оценка выполнения
анализа художественных
произведений.

-устный ( письменный) опрос

- наблюдение и оценка выполнения
составления таблиц по творчеству
писателей и поэтов; анализа
произведения

- способность выявлять в художественных текстах
образы, темы и проблемы и выражать свое
отношение к ним в развернутых аргументированных -устный ( письменный) опрос
устных
и письменных высказываниях;

- владение навыками анализа художественных
произведений с учетом их жанрово-родовой
специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в
единстве эмоционального личностного восприятия
и интеллектуального понимания;

- наблюдение и оценка выполнения
творческих заданий; литературных
диктантов.

Итоговый контроль:
- комплексный дифференцированный
зачет

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
позволяют проверить у обучающихся не только сформированность
предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных
результатов обучения.
Результаты
(личностные и метапредметные)
Личностные результаты
- сформированность
мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития
науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а
также различных форм
общественного сознания,
осознание своего места в
поликультурном мире;
- сформированность основ
саморазвития и самовоспитания в
соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
готовность и способность к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и
оценки

-потребность в формировании
Интерпретация
мировоззрения, соответствующего
результатов
современному уровню развития
наблюдений за
науки и общественной практики.
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
-потребность в саморазвитии и
самовоспитании в соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества.
-демонстрация готовности к
самостоятельной, творческой
деятельности.

- толерантное сознание и
поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести
диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;

-проявление терпимости и
уважительного отношения к
людям иных национальностей и
культурам других государств:
- желание к сотрудничеству и
взаимопониманию .

- готовность и способность к
образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному
образованию

-проявление готовности и
стремление к
самообразованию как условию
успешной профессиональной и
общественной деятельности;
- демонстрация желания учиться;
- сознательное отношение к

Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Участие в
художественной
самодеятельности.
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Внеклассные
мероприятия,
посвящённые
данной тематике.
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной

продолжению образования в ВУЗе

- эстетическое отношение к миру;

- совершенствование духовнонравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству ,
уважительного отношения к
русской литературе, культурам
других народов;

использование для решения
познавательных и
коммуникативных задач
различных источников
информации (словарей,
энциклопедий, интернет-ресурсов
и др.);

метапредметные результаты
- умение понимать проблему,
выдвигать гипотезу,
структурировать материал,
подбирать аргументы для
подтверждения собственной
позиции, выделять причинноследственные связи в устных и

- умение
прекрасное.

видеть

программы.
Участие в
ярмарках
профессий.

и

ценить Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Просмотр
художественных
фильмов и
виртуальных
экскурсий в музеи
писателей.
-проявление стремления
Интерпретация
к совершенствованию духовнорезультатов
нравственных и патриотических
наблюдений за
качеств.
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Участие в
мероприятиях
патриотической
тематики.
-стремление к продуктивному Интерпретация
использованию различных
результатов
источников
информации наблюдений за
(словарей,
энциклопедий, деятельностью
интернет-ресурсов и
обучающегося в
др.) для решения познавательных процессе освоения
и коммуникативных задач.
образовательной
программы.
Посещение
библиотеки.
-демонстрация умения приводить
материал в систему ;
- составление докладов ,
сообщений , рефератов и т.д

-оценка
выполнения
презентаций,
анализа
произведений,
составления
устных и

письменных высказываниях.

- умение самостоятельно
организовывать собственную
деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными
источниками информации,
находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной
деятельности;
- владение навыками
познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками
разрешения проблем; способность
и готовность к самостоятельному
поиску методов решения
практических задач, применению
различных методов познанания.

письменных
высказываний.
- демонстрация умения
самоорганизации и проявления
творческих способностей
- демонстрация работы с
различными источниками;
- аналитическая работа.
- демонстрация навыков
исследовательской и проектной
деятельности .

-оценка
выполнения
творческих
заданий.
-оценка работы с
первоисточниками.

оценка
выполнения
заданий по
самостоятель ному
поиску материала
и методов решения
практических
задач.


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».