Приложение 2.6 к ППКРС по профессии 54.01.20 Графический дизайнер РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.06 МАТЕМАТИКА 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА» 1.1. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования для социально-экономического профиля, по профессии: 54.01.20 «Графический дизайнер», реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. по профессии 54.01.20 «Графический дизайнер» утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016 № 1543 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Общие цели изучения математики традиционно реализуются в четырех направлениях: 1) общее представление об идеях и методах математики; 2) интеллектуальное развитие; 3) овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями; 4) воспитательное воздействие. Освоение содержания учебной дисциплины «Математика», обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: личностных, метапредметных и предметных, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии социально-экономического профиля 54.01.20 « Графический дизайнер» на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК): ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; 3 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. • личностных: - сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики; - понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; - развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования; - овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности; - готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 4 - отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; • метапредметных: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения; - целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира; • предметных: - сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке; - сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; - владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; - владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; 5 - сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей; - владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; - сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; - владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лекции практические занятия Консультации Итоговый контроль по завершению курса дисциплины в форме экзамена Объём часов 302 286 250 36 10 6 6 7 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 1 Объем часов Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 01, ОК02, ОК04; 2 Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования. Раздел 1.Развитие понятия о числе Тема 1.1. Действительные Содержание учебного материала числа 1 Целые и рациональные числа. Действительные числа. 2 Приближённые вычисления. Приближённое значение величины и погрешности приближений. 3 2 4 ОК01, ОК 02, ОК04, Тема 1.2. Комплексные числа Содержание учебного материала 1. Расширение представлений о числе. Геометрическая интерпретация комплексных чисел. 2 Действия над комплексными числами в алгебраической форме. Практическое занятие №1 «Действия над комплексными числами» 4 ОК01, ОК 02, ОК04, 2 ОК 01, ОК02, ОК 04. Введение Раздел 2. Корни и степени. Тема 2.1.Степень и её Содержание учебного материала 1-2 Корни натуральной степени из числа и их свойства. 8 ОК01, ОК 02, 8 Степени с рациональными показателями и их свойства. Степени с действительными показателями и их свойства Практическое занятие №2 «Действия с корнями» Практическое занятие №3 «Действия со степенями» Раздел 3. Функции, их свойства и графики. Тема 3.1. Числовая функция, Содержание учебного материала 1 Функции. Область определения и множество значений; график её свойства функции, построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функции: монотонность, чётность, нечётность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и 2 убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Арифметические операции над функциями. Сложная функция Тема 3.2 Степенная функция Содержание учебного материала 1 Степенная функция. Определение функции, её свойства и 2-3 график. 4 Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства. свойства Тема 3.3Показательная функция ОК04 3-4 Содержание учебного материала 1 Показательная функция. Определение функции, её свойства и 2-3 графики. 4 Показательные уравнения. 5 Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств. Практическое занятие № 4 «Решение показательных уравнений и 2 2 4 ОК01, ОК 02, ОК04, 8 ОК01, ОК 02, ОК04, 10 ОК01, ОК02, ОК04, 2 9 неравенств» Тема Содержание учебного материала 3.4Логарифмическаяфункция 1 Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. 2 Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию. Десятичные логарифмы. 3 Преобразования логарифмических выражений. 4 Логарифмическая функция. Определение функции, её свойства 6-7 и график. 8 Логарифмические уравнения Логарифмические неравенства Практическое занятие № 5 «Преобразование логарифмических выражений». Практическое занятие № 6 «Решение логарифмических уравнений и неравенств». Раздел 4. Прямые и плоскости в пространстве Тема 4.1. Содержание учебного материала Начальные понятия 1 Аксиомы стереометрии и следствия из них стереометрии. Содержание учебного материала Тема 4.2. 1 Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное Параллельность прямых и расположение прямых в пространстве. Скрещивающиеся плоскостей 2 прямые. Параллельность плоскостей. Содержание учебного материала Тема 4.3 1 Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и Перпендикулярность прямых 2 наклонные. Угол между прямой и плоскостью. 3 Двугранный угол. Перпендикулярность двух плоскостей. и плоскостей 16 ОК01, ОК02, ОК04, 2 2 2 ОК01, ОК02, ОК04, 4 ОК01, ОК02, ОК04, 6 ОК01, ОК02, ОК04, 6 ОК01, ОК02, Раздел 5. Многогранники Тема 5.1Многогранники Содержание учебного материала 10 Понятие многогранника. Призма и её виды. Параллелепипед и его виды. Куб 2 Пирамида, правильная пирамида. Усечённая пирамида 3 Правильные многогранники (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр). Практическое занятие № 7 «Решение задач по теме «Многогранники»» Раздел 6.Координаты и векторы в пространстве Содержание учебного материала Тема 6.1 Векторы в 1 Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. пространстве 2 Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по направлениям. Содержание учебного материала 1 Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Координаты точки и вектора. Связь между координатами Тема 6.2Метод координат в вектора и координатами точек. Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач пространстве 2 Простейшие задачи в координатах. 3 Угол между двумя векторами. Скалярное произведение векторов. Содержание учебного материала 1 Геометрические преобразования пространства: параллельный Тема 6.3. Геометрические перенос, симметрия относительно плоскости. преобразования Параллельное проектирование. Площадь ортогональной пространства проекции. Изображение пространственных фигур Решение прикладных задач Раздел 7.Основытригонометрии Содержание учебного материала Тема 7.1 1 Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, Тригонометрические косинус, тангенс и котангенс числа. Основные ОК04, 1 2 4 ОК01, ОК02, ОК04, 6 ЛР9, ЛР11, ЛР13, ЛР14, ЛР15; ОК01, ОК02, ОК04, ПК1.1 2 ОК01, ОК02, ОК04, 10 ОК01, ОК02, ОК04, 11 формулы тригонометрические тождества, формулы приведения. Синус косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. 3 Формулы половинного угла. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. 4 Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. 5 Преобразования простейших тригонометрических выражений. Практическое занятие №8 «Формулы тригонометрии» 2 Тема 7.2 Тригонометрические уравнения и неравенства Тема 7.3Тригонометрические функции, их свойства и графики Содержание учебного материала 1-2 Арксинус, арккосинус арктангенс числа. 3-4 Простейшие тригонометрические уравнения. 5-6 Решение тригонометрических уравнений. 7-8 Простейшие тригонометрические неравенства. Практическое занятие №9«Решение тригонометрических уравнений Содержание учебного материала 1 Тригонометрические функции синус и косинус. Определение функций, их свойства и графики. Обратные 2 тригонометрические функции. Тригонометрические функции тангенс и котангенс. Определение функций, их свойства и графики. Обратные тригонометрические функции. Обязательная контрольная работа №1 2 16 ОК01, ОК02, ОК04, 2 4 ОК01, ОК02, ОК04, 2 ОК01, ОК02, ОК 04. Раздел 8. Тела и поверхности вращения Тема 8.1 Цилиндр и конус Содержание учебного материала 1 2 Цилиндр и конус. Усечённый конус. Основание, высота, боковая 6 ОК01, ОК02, ОК04, 12 поверхность, образующая, развёртка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. Решение задач по теме. Содержание учебного материала Тема 8.2. Шар и сфера 1 Шар и сфере, их сечения. Касательная плоскость к сфере. Уравнение сферы. Площадь сферы 2-3 Решение задач по теме. Практическое занятие №10 «Решение задач по теме «Тела вращения»» Раздел 9. Измерения в геометрии Содержание учебного материала Тема 9.1. Объём и его 3 измерение 1 Содержание учебного материала 1 Подобие тел. Отношение площадей поверхностей и объёмов подобных тел. Раздел 10. Начала математического анализа Содержание учебного материал Тема 10.1. Последовательности 1-2 Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. ОК01, ОК02, ОК04, 2 10 Объём и его измерение. Формулы объёма куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объёма пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объёма шара. 2 3 4 Вычисление объёмов и площадей поверхности тел 5 Практическое занятие №11«Вычисление объёмов геометрических тел» Тема 9.2. Подобие тел 6 ОК01, ОК02, ОК04, 2 2 ОК01, ОК02, ОК04, 4 ОК01, ОК02, ОК04, 13 Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и её сумма. Понятие о непрерывности функции. Тема 10.2 Содержание учебного материала Производная функции 1-2 16 ОК01, ОК02, ОК04, Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. 3-4 Производные основных элементарных функций. 5-6 Производные суммы, разности, произведения, частного и сложной функции 7-8 Уравнение касательной к графику функции. Практическое занятие№12 «Вычисление производных функций» Практическое занятие№13 «Физическое и геометрическое приложения производной» Содержание учебного материала 16 Тема 10.4. Вторая 1-2 Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции 3-4 Применение производной к построению графиков 5-6 Наибольшее и наименьшее значения функции. 7-8 Задачи на нахождение оптимального результата Содержание учебного материала ОК01, ОК02, ОК04, 2 производная 1 ОК01, ОК02, ОК04, Тема 10.3. Применение производной к исследованию функций Тема 10.5. Интегральное Вторая производная, её геометрический и физический смысл. Применение второй производной к исследованию функций и построению графиков. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком. Практическое занятие№14 «Применение производной к исследованию функций и построению графиков» Содержание учебного материала 2 2 2 14 ОК01, ОК02, 14 Первообразная и интеграл. Правила нахождения первообразных Применение определённого интеграла для нахождения 5-6 площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона – 7 Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. Решение задач на применение интеграла Практическое занятие№ 15«Вычисление площади криволинейной трапеции» Раздел 11. Элементы комбинаторики Содержание учебного материала. Тема 11.1. Основные понятия 1 Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчёт числа комбинаторики размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на 2 перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных 3-4 коэффициентов. Треугольник Паскаля Решение комбинаторных задач Практическое занятие№ 16 «Решение задач на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний; на перебор вариантов» Раздел 12.Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики Тема12.1. Основные понятия Содержание учебного материала теории вероятностей. исчисление ОК04, 1-2 3-4 1 2 События, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Решение задач на вычисление вероятностей событий 2 8 ОК01, ОК02, ОК04, 2 8 ОК01, ОК02, ОК04, 3 Понятие о независимости событий. 15 Дискретная случайная величина, закон её распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел Практическое занятие№ 17 «Решение задач по теории вероятностей» Тема 12.2 Основные понятия Содержание учебного материала математической статистики. 1-2 Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, 3-4 медиана. Понятие о задачах математической статистики. Решение практических задач с применением вероятностных методов Практическое занятие№ 18 «Решение практических задач статистики» Раздел13. Уравнения и неравенства 4 Тема.13.1 Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения и системы Тема 13.2 Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические неравенства Содержание учебного материала 1-2 Равносильность уравнений, неравенств, систем. Основные приёмы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод). 3-7 Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения и системы. Содержание учебного материала Равносильность неравенств, систем. Основные приёмы их 1-2 решения (разложение на множители, метод интервалов, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод). 3-7 Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические неравенства. Обязательная контрольная работа №2 2 8 ОК01, ОК02, ОК04, 2 14 ОК01, ОК02, ОК04, 14 ОК01, ОК02, ОК04, 2 ОК01, ОК02, ОК 04. 16 Итоговое занятие. 2 286 17 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет математики. Оборудование учебного кабинета - учебная мебель; - рабочее место учителя; - доска; Технические средства обучения - ноутбук; -мультимедийный проектор; - экран; - аудиовизуальные средства- схемы и таблицы к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций. 3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Перечень учебных изданий Основные источники: 1. Алимов Ш. А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. — М., 2018. 2.Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2018. Дополнительные источники: 1. Башмаков М. И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. —М., 2018. 2. Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018. 3. Башмаков М. И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018. 4. Башмаков М. И. Математика. Электронный учеб.-метод. комплекс для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2018. 5. Башмаков М. И. Математика (базовый уровень). 10 класс. — М., 2018. 6. Башмаков М. И. Математика (базовый уровень). 11 класс. — М., 2018. 7. Башмаков М. И. Алгебра и начала анализа, геометрия. 10 класс. — М., 2018. 18 8. Башмаков М. И. Математика (базовый уровень). 10 класс. Сборник задач: учеб. пособие. — М., 2018. 9. Башмаков М. И. Математика (базовый уровень). 11 класс. Сборник задач: учеб. пособие. — М., 2018. 10. Колягин Ю.М., Ткачева М. В, Федерова Н. Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 10 класc / под ред. А. Б. Жижченко. — М., 2018. 11. Колягин Ю.М., Ткачева М. В., Федерова Н. Е. и др. Математика: алгебра и начала мате матического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / под ред. А. Б. Жижченко. — М., 2018. Для преподавателей Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». Башмаков М.И. Математика: кн. для преподавателя: метод. пособие. — М., 2017 Башмаков М.И., Цыганов Ш.И. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ. — М., 2019. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 19 Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з). Интернет-ресурсы 1. https://mathematics.ru/ (Математика в Открытом колледже) 2. http://www.allmath.ru/ (Вся математика в одном месте) 3. http://mathtest.ru/ (Математика в помощь школьнику и студенту ) 4. http://mathem.h1.ru(Математика on-line) 5. https://www.mathedu.ru/ (Библиотека математической литературы) 6. https://ege.sdamgia.ru/ (Решу ЕГЭ) 7. http://fcior.edu.ru/ (Информационные, тренировочные и контрольные материалы). 8. http://school-collection.edu.ru/catalog/ (Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов). 9. https://resh.edu.ru/ (Российская электронная школа) 10. http://math4school.ru/ (Математика для школы) 11.https://cknow.ru/ (Я решу ЕГЭ) 12. https://www.yaklass.ru/ (ЯКласс. Видеоуроки и тренажёры) 3.3. Методические рекомендации по организации изучения учебного предмета В целях реализации компетентностного подхода при преподавании учебного предмета используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия). Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады) по соответствующим темам разделов. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта. Итоговый контроль в форме экзамена по завершению курса. 20 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения обучающийся должен предметные результаты предмета «Математика» : Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебного предмета продемонстрировать освоения учебного - сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; - владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; - владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; Входной контроль: собеседование Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях; - подготовка сообщений Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях, - подготовка сообщений, - тестирование, - контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме. Рубежный контроль - письменная самостоятельная работа. Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях, - подготовка сообщений, - тестирование, - письменные самостоятельные работы, - контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме, - защита практических занятий. Рубежный контроль - коллоквиум в устной форме; - сформированность представлений об основных Оперативный контроль: понятиях, идеях и методах математического анализа; - устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях, - владение основными понятиями о плоских и 21 пространственных геометрических фигурах, их - тестирование, основных свойствах; сформированность умения - письменные самостоятельные распознавать на чертежах, моделях и в реальном работы мире геометрические фигуры; применение - контроль самостоятельной изученных свойств геометрических фигур и формул работы студентов в письменной и устной для решения геометрических задач и задач с форме. практическим содержанием; Рубежный контроль - владение навыками использования готовых - защита практических занятий компьютерных программ при решении задач. - сформированность представлений о процессах и Оперативный контроль: явлениях, имеющих вероятностный характер, о - устный опрос на лекциях, статистических закономерностях в реальном мире, практических и семинарских об основных понятиях элементарной теории занятиях, вероятностей; умений находить и оценивать Рубежный контроль вероятности наступления событий в простейших - проведение практических ситуациях и основные характеристики контрольной работы№1. случайных величин; Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях, - сформированность представлений о необходимости практических и семинарских доказательств при обосновании математических занятиях, утверждений и роли аксиоматики в проведении - тестирование, дедуктивных рассуждений; - письменные самостоятельные работы, Рубежный контроль - письменная самостоятельная работа. - сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач; Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях, письменные самостоятельные работы, контроль самостоятельной работы студентов в письменной и устной форме. Рубежный контроль - проведение письменной тестовой работы. Оперативный контроль: - устный опрос на - сформированность умений моделировать реальные лекциях, ситуации, исследовать построенные модели, - подготовка сообщений, интерпретировать полученный результат; - контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме. Рубежный контроль - проведение 22 - сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей; - владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению. письменной самостоятельной работы Оперативный контроль: - устный опрос на лекциях, - подготовка сообщений, - контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме. Рубежный контроль - коллоквиум в устной форме Оперативный контроль: практических и семинарских занятиях, - защита лабораторных работ, - тестирование, Рубежный контроль - проведение контрольной работы №2. Итоговый контроль - экзамен 23 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения. Результаты (личностные и метапредметные) Личностные результаты Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. - демонстрация готовности к исполнению воинского долга - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ Своевременность постановки на воинский учет Проведение воинских сборов Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. - проявление активной жизненной позиции; - проявление уважения к национальным и культурным Интерпретация результатов традициям народов РФ; наблюдений за деятельностью - уважение общечеловеческих и демократических обучающегося в процессе ценностей освоения образовательной программы. - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - проявление общественного сознания; 24 ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий - воспитанность и тактичность; уважение к людям труда, осознающий ценность - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой собственного труда. Стремящийся к формированию в деятельности сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и ЛР 6. Проявляющий уважение к людям мастерами в ходе обучения; старшего поколения и готовность к участию в - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при социальной поддержке и волонтерских движениях выполнении различного рода деятельности - проявление общественного сознания; - воспитанность и тактичность; Успешное прохождение учебной практики. Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; - уважение общечеловеческих и демократических Интерпретация результатов ценностей наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе - проявление общественного сознания; освоения образовательной - воспитанность и тактичность; программы. 25 ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. - готовность вести здоровый образ жизни; - занятия в спортивных секциях; - отказ от курения, употребления алкоголя; - забота о своём здоровье и здоровье окружающих; - оказание первой помощи ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. ЛР 13. Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации ЛР 14. Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм ЛР 15. Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному - уважение к семейным ценностям; - ответственное отношение к созданию семьи Спортивно-массовые мероприятия Дни здоровья Мероприятия по озеленению - экологическое мировоззрение; территории. - знание основ рационального природопользования и Экологические проекты охраны природы - умение ценить прекрасное; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности - демонстрация интереса к будущей профессии; -выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач - демонстрация желания учиться; - сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе Творческие и исследовательские проекты Дизайн-проекты по благоустройству Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи. Мероприятия, проводимые «Молодёжь+» Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Занятия по специальным дисциплинам Учебная практика Творческие проекты 26 образованию как условию успешной - демонстрация сформированности профессиональной и общественной деятельности. отвечающего современным реалиям; метапредметные результаты умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и мировоззрения, - организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ - демонстрация коммуникативных способностей; Наблюдение за ролью - умение вести диалог, учитывая позицию других обучающегося в группе; участников деятельности; портфолио - умение разрешить конфликтную ситуацию - демонстрация способностей к учебно-исследовательской Семинары и проектной деятельности; Учебно-практические - использование различных методов решения конференции практических задач Конкурсы Олимпиады - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. 27 коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение определять назначение и функции - сформированность представлений о различных различных социальных институтов; социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.) - умение самостоятельно оценивать и принимать - демонстрация способности самостоятельно давать решения, определяющие стратегию поведения, с оценку ситуации и находить выход из неё; учетом гражданских и нравственных ценностей; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы - владение навыками познавательной рефлексии как - умение оценивать свою собственную деятельность, осознания совершаемых действий и мыслительных анализировать и делать правильные выводы процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы 28