Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ОУД.07 ИСТОРИЯ

Приложение 2.7
к ППКРС по профессии
54.01.20 Графический дизайнер

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.07 ИСТОРИЯ

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………31

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» ……………………………………………………..34

2

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих:

Учебная дисциплина «История» относится к общеобразовательному
циклу основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
профессии 54.01.20 Графический дизайнер, приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 54.01.20. Графический дизайнер № 1543 от 09
декабря 2016 года.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «История» направлено на
достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими
исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных
традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и
процессов современного мира, определять собственную позицию по
отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы
с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных
знаний
об
истории
человечества,
формирование целостного представления о месте и роли России во
всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного
анализа исторической информации;
формирование исторического мышления — способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,
определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и
современности.
Освоение содержания учебного предмета «История», обеспечивает
достижение
студентами
следующих
результатов:
личностных,
метапредметных и предметных, направленных на формирование
универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
СОО, а также общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС
СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования.
Личностные результаты
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
3

2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
Метапредметные результаты
4

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты освоения учебной дисциплины «История»
(базовый уровень) отражают:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической
реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения
в дискуссии по исторической тематике.
5

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Консультации

Объём часов
182
172
166
6
10

Итоговый контроль – комплексный дифференцированный зачёт

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2
Историческое знание, его достоверность и источники. Факторы исторического
развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурнополитический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное
значение. Российская история как часть мировой и европейской истории.
Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.
Самостоятельная работа обучающихся: составление глоссария
Раздел 1.Древнейшая стадия истории человечества
Содержание учебного материала
1. Цивилизации Древнего мира. Природное и социальное в человеке и
Тема 1.1.
человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из
Жизнь
животного мира. Расселение людей по земному шару.
первобытных
Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение
людей
социальных функций между полами. Последствия для человека глобальных
климатических изменений.
Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных
связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом
Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к
производящему. Появление частной собственности. Разложение родового
строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда.
Предпосылки возникновения цивилизации
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата по теме
«Разложение родового строя»
Раздел 2.Цивилизации Древнего мира
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Наименование
разделов и тем
1
Введение

Объём
часов
3
2

Уровень
освоения
4
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02

8

Ранние цивилизации, их отличительные черты. Хронологические и
географические рамки истории Древнего мира.
Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная
культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и
военная организация. Идеология.
Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока
Новоегипетская держава. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в
Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите.
Ахейские государства.
Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское
«царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формировании
древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.
Самостоятельная работа обучающихся: составление глоссария
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Античная
Античная Цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции:
цивилизация
географические и социальные предпосылки. Александр Македонский и
эллинизм.
Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика,
общественный строй, - государственный аппарат в республиканском и
императорском Риме.
Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций
Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе.Возникновение
мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия
древних евреев. Раннее христианство.
Самостоятельная работа обучающихся: анализ исторических и социальных
источников по теме
Раздел III. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
Тема 3.1. Развитие Содержание учебного материала
Востока в Средние
Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников,
века
хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных
устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической
жизни как главная черта восточных цивилизаций.
Самостоятельная работа обучающихся: составление плана-конспекта

ОК 06
ОК 09

Древневосточные
цивилизации

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

9

Тема 3.2. Основные
древневосточные
цивилизации

Содержание учебного материала
Китайско-конфуцианская цивилизация
Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и
границы.
Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность
государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм
жизни.
Нашествия на Китай в IV-XIII вв.: варварство и цивилизация. Характер
монгольского владычества.
Буддизм на Востоке в Средние века
Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы,
границы. Индийское общество в Средние века. Сущность буддизма. Священные
места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию.
Особенности распространения буддизма в Китае.
Проникновение буддизма в
Японию и его роль как государственной религии.
Арабо-мусульманская цивилизация
Возникновение ислама. Мухаммад. Особенности государственного и
общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и
методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы
мира ислама к концу XVв.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентации по теме
Китайско-конфуцианская цивилизация

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

10

Тема 3.3.
Средневековая
Европа

Содержание учебного материала

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

11

Хронологические рамки западного Средневековья.
Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы
взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. - V в. н.э.).
Великое переселение народов и его исторические результаты.
Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII-XI
вв. Политическая раздробленность и ее причины.
Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации
Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации.
Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений
земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура
и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и
внешние причины гибели Византии.
Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации
Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых
классов и сословий.
Аграрный характер средневековой цивилизации.
Основные формы государственной власти. Сословно-представительные
монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество.
Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания,
народные движения.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений по теме «Этапы
развития восточнохристианской цивилизации»
Тема 3.4.
Содержание учебного материала
Взаимодействие
Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и
Запада и Востока в
контактов
Средние Века
Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые
походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской
цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.
Самостоятельная работа обучающихся: составление презентации по теме:
«Крестовые походы»
Раздел IV.История России с древнейших времен до конца XVII века.
Содержание учебного материала

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

4

ОК 02

12

Тема 4.1.
Восточные славяне
в древности

Тема 4.2.
Образование
государства
Киевская Русь

Тема 4.3.
Русь в XI – начале
XII веков

Тема 4.4.

Славяне и Великое переселение народов (IV-VI вв.). Его причины.
Германские и славянские племена в Европе.
Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финноугорские племена.
Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского
полуострова.
Восточные славяне в VII-VIII вв.
Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования.
Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования.
Славянский пантеон и языческие обряды.
Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение
первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен.
Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники:
происхождение и социальный статус.
Самостоятельная работа обучающихся: составление плана-конспекта
Содержание учебного материала
Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их
дружины. Свободные и несвободные. Путь «из варяг в греки».
Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы.
Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX-X вв.
Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение
христианизации.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентации по теме
«Введение христианства»
Содержание учебного материала
Взаимоотношения Руси и Византии в XI-XII вв.
Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние,
этническое и культурное взаимовлияние.
Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и
собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и
простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада по теме: ««Русская
правда» Ярослава Мудрого»
Содержание учебного материала

ОК 06
ОК 09

4

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

4

ОК 02

13

Период феодальной
раздробленности

Тема 4.5.
Культура Руси
домонгольского
периода
Тема 4.6. Борьба
Руси с иноземными
завоевателями

Тема 4.7.

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и
Великая степь.
Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.
Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое
устройство.
Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства.
Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения по теме
«Междоусобная борьба князей»
Содержание учебного материала
Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной
культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность.
Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.
Самостоятельная работа обучающихся: анализ исторических и социальных
источников на тему: «Культура домонгольского периода»
Содержание учебного материала
Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы
Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.
Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое
устройство.
Русь под властью Золотой Орды.
Укек – город Золотой Орды, средневековая Троя между Запалом и Востоком.
Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли.
Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев.
Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский.
Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские
земли в составе Великого княжества Литовского.
Самостоятельная работа обучающихся: составление плана-конспекта
Содержание учебного материала

ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

4

ОК 02
ОК 06
ОК 09

4

14

Формирование
централизованного
государства

Тема 4.8.
Правление Ивана
Грозного

Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар.
Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения.
Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и
ремесло. Церковь и духовенство.
Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и
политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван
Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига.
Куликовская битва и ее значение.
Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и
Польша.
Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские.
Еретические движения.
Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода
и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования
единого Русского государства.
Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г.
Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного
строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и
великокняжеская власть.
Вклад православной церкви в укрепление единого государства.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата по теме «Русь и
Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение»
Содержание учебного материала

ОК 02
ОК 06
ОК 09

4

ОК 02
ОК 06
ОК 09

15

Тема 4.9.
Смута в России
начала XVII века

Тема 4.10.

Территория и население России в XVI в.
Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного,
формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы.
Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г.
Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.
Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социальноэкономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и
Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в.
Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение
Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав
России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским
ханством. «Дикое поле». Казачество.
Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558-1583 гг.).
Образование Речи Посполитой (1569 г.).
Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака.
Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.
Самостоятельная работа обучающихся: анализ исторических и социальных
источников на тему: «Исторический портрет Ивана Грозного»
Содержание учебного материала
Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение
патриаршества.
Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания.
Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина.
Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало
правления Романовых. Окончание гражданской войны.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата по теме «Первое
и второе ополчения»
Содержание учебного материала

4

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02

16

Первые Романовы

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла.
Торговля. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного
права. Городские восстания середины XVII столетия.
Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли
Боярской думы и земских соборов.
Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение.
Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Основные направления внешней политики России. Присоединение
Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и
Дальнего Востока.
Русская культура в XIII-XVII вв.
Самостоятельная работа обучающихся: работа с Интернет – источниками по теме
«Русская культура в XIII-XVII вв.»

Тема 4.11. Русская
культура XIII XVII вв.

Содержание учебного материала
Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика.
«Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской
культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой.
Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе.

ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

Самостоятельная работа обучающихся: Составление плана-конспекта по теме
«Русская культура XIII - XVIIвв.»
Раздел V.Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Модернизация
Запад и Восток в XVI-XVII ВВ.: многообразие цивилизаций, их сходства и
общественных
различия. Россия - «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки
отношений
возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона.
Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на
активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе
обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в
качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к
познанию, освоению и покорению окружающего мира.

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

17

Тема 5.2.
Великие
географические
открытия и начало
европейской
колониальной
экспансии

Тема 5.3.
Эволюция
международных
отношений

Тема 5.4.
Европа в XVII веке

Тема 5.5.

Самостоятельная работа обучающихся: составление презентации «Россия «мост» между Западом и Востоком»
Содержание учебного материала
Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного
диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация
традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие
модернизирующейся цивилизации Запада.
Образование централизованных государств. Империи и национальные
государства. АбсолютизмАнглийская революция XVII в. и ее значение для
Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии,
России.
Самостоятельная работа обучающихся: анализ исторических и социальных
источников по теме «Великие географические открытия»
Содержание учебного материала
Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между
государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи.
Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические,
торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских
конфликтах - войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней
войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с
турецкой угрозой.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций по теме
«Семилетняя война»
Содержание учебного материала
XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных
ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение
нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике
городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать
внешние черты сословной принадлежности.
Секуляризация общественного сознания.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада по теме «Процесс
модернизации западного мира»
Содержание учебного материала

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02

18

Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации
просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских
событий на европейское общество.
Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции.
Конституции.
Самостоятельная работа обучающихся: анализ исторических и социальных
источников на тему: «Великая французская буржуазная революция»
Раздел VI. Россия в XVIII веке

ОК 06
ОК 09

Революции XVIII
века

Тема 6.1.
Внутренняя
политика Петра I.

Тема 6.2. Внешняя
политика Петра I.

Тема 6.3. Период
дворцовых
переворотов

Содержание учебного материала
Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в
России. Политика Петра I и социальная структура русского общества.
Крепостная экономика. «Регулярное государство».
Культурный переворот петровского времени.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентации «Культурный
переворот петровского времени»
Содержание учебного материала
Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее
империей.
Самостоятельная работа обучающихся: составление плана-конспекта
Содержание учебного материала
Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр
II . «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.
Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая
политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление
Петра III . Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством
Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой.
Павел I - характеристика личности и основные направления его политики.
Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному
морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель
в состав Российской империи.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата по теме «Характер и
направленность реформ Екатерины Великой»

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

4

ОК 02
ОК 06
ОК 09

19

Тема 6.4. Культура
XVIII века

Содержание учебного материала
Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное
общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства.
Барокко и классицизм в России.
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентации на тему:
«Культура XVIII века»
Раздел VII. Становление индустриальной цивилизации
Тема 7.1.
Содержание учебного материала
Европейские
Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования,
революции XIX
формы организации, результативность.
века
Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и
Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.
Самостоятельная работа обучающихся: анализ исторических и социальных
источников по теме «Европейские революции середины XIX в»
Тема 7.2.
Содержание учебного материала
Формирование
Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство.
капиталистического
Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское
общества
население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы
деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и
праздники горожан.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата по теме «Движение за
эмансипацию женщин»
Тема 7.3. Духовная Содержание учебного материала
жизнь Нового
Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ
времени
«положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира.
Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и
дарвинизм. История - «муза века».
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения по теме «История «муза века»»
Раздел VIII. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
Тема 8.1.
Содержание учебного материала

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02

20

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и
изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его
значение. Создание колониальных империй, формы их организации.
«Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.
«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога.
Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи.
Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции:
Китай в борьбе за сохранение «своего лица».
Самостоятельная работа обучающихся: составление докладов на тему «Проблема
Суэцкого канала»
Раздел IX. Россия в XIX веке
Тема 9.1. Население Содержание учебного материала
России в XIX веке
Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль
географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии
России. Национальный вопрос.
Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население.
Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между
сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего
большинства».
Самостоятельная работа обучающихся: составление презентации по теме:
Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства»
Тема 9.2. Александр Содержание учебного материала
I. Отечественная
Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения
война 1812 года.
просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая
Декабристы
оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.
Россия в 1815-1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ
Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения.
Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и
принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная
война 1812 г. Отечественная война 1812 года и Саратовский край.
Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская
автономия и польская Конституция.
Общественное движение. Декабристы.
Самостоятельная работа обучающихся: анализ исторических и социальных
источников на тему «Герои 1812 года»

ОК 06
ОК 09

Традиционные
общества Востока в
период
колониальной
экспансии

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

6

ОК 02
ОК 06
ОК 09

21

Тема 9.3. Николай
IКрымская война.

Тема 9.4. Реформы
Александра II .
отмена крепостного
права

Тема 9.5.
Общественнополитическое
движение в России
во второй половине
XIX веке

Содержание учебного материала
Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии.
Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и
идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.
Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского
полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская
война.
Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и
виляние. Вхождение Закавказья в состав России.
Россия и европейские революции 1830-1831 ГГ., 1848-1849 гг. Крымская война
и крах «Венской системы».
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов на тему: «Оборона
Севастополя»
Содержание учебного материала
Россия после Крымской войны. Александр II . Подготовка крестьянской
реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы.
Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги
реформ, их историческое значение.
Самостоятельная работа обучающихся: составление глоссария
Содержание учебного материала
Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание.
Особенности государственно-политического консерватизма второй половины Х
IХ в. Российский либерализм.
Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к
бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к
«Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор.
Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций по теме
«Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия»

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

4

ОК 02
ОК 06
ОК 09

4

ОК 02
ОК 06
ОК 09

22

Тема 9.6.
Контрреформы
Александра III

Тема 9.7. Культура
России в XIX веке

Содержание учебного материала

Общество и государство. Завершение промышленного переворота.
Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в
условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение
крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и
пролетариат.
Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение
цензуры. Сословная и национальная политика правительства.
Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена
условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия
и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее результаты.
Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем
Востоке.
Самостоятельная работа обучающихся: работа с Интернет – источниками по теме
«Консервативный курс Александра III».
Содержание учебного материала
Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо
политической борьбы.
Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования:
училища, школы, гимназии, университеты.
Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов по теме: «Золотой век
русской литературы»
Раздел X. От Новой истории к Новейшей

23

Тема 10.1.
Содержание учебного материала
Международные
отношения в начале
XXв.

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

4

ОК 02
ОК 06
ОК 09

Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX-XX вв.
Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и
США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных
отношений. Начало борьбы за передел мира. Русско-японская война.
Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав
- Тройственного союза и Антанты.

Тема 10.2.
Западное общество
на рубеже XIX –
XXв

Тема 10.3. Россия в
начале XX века

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата по теме «Русскояпонская война»
Содержание учебного материала
Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран.
Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса
сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Изменения в
положении рабочих. Профсоюзное движение.
Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома».
Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных
потоков. Транспорт - кровеносная система индустриального общества.
Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка презентации «Достижения естественных наук»
Содержание учебного материала

24

Тема 10.4. Первая
мировая война

Тема 10.5. Россия в
1917 году

Социальный и демографический состав российского общества. Миграционные
процессы. Кризис сословного деления.
Российская правовая система. Свод законов Российской империи.
Государство. Особенности российской монархии. Система министерств.
Становление российского парламентаризма. Государственная дума и
Государственный совет. Региональная структура управления. Местное
самоуправление.
Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905-1907 гг.:
социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и
модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.
Экономические реформы С.Ю. Витте и П.Л. Столыпина.
Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей
модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи.
Русско-японская война. Военно-политические блоки.
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов на тему:
«Формирование российского парламентаризма»
Содержание учебного материала
Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в ХХв.: техносфера
против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военноадминистративных империй. Версальская система.
Россия в Первой мировой войне:
Влияние войны на общество. Изменения в
социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и
национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях.
Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции;
замыслы и результат. Изменение правовой системы.
Самостоятельная работа обучающихся: работа с интернет-источником по
теме «Версальская система»
Содержание учебного материала

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

6

ОК 02
ОК 06
ОК 09

25

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г.
Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества.
Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.
Приход большевиков к власти в России.
Первые шаги советской власти.
Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление,
армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой право
вой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.
Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена
конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти.
Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри
руководства.
Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная
модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики
«военного коммунизма».
Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон.
Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская
эмиграция.
Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран
Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции».

Самостоятельная работа обучающихся: составление плана-конспекта: «Три
кризиса временного правительства»
Раздел XI. Между мировыми войнами
Тема 11.1. Страны Содержание учебного материала
Европы в 20-30
Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма.
гг.XX века
Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система
догоняющего развития. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие
авторитарных режимов. Стабилизация 1925-1929 гг.
Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие,
последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики
ведущих мировых держав.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата по теме «Мировой
экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия.»
Тема 11.2.
Содержание учебного материала

4
ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02

26

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый
фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на
международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии.
Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира.
Возникновение
и
консолидация
реваншистского
блока.
Политика
«умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова-Рибентропа.
Самостоятельная работа: подготовка презентаций по теме «Лига Наций»
Тема 11.3.
Содержание учебного материала
Внутренняя
Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп):
политика СССР в
сущность и направления.
20-30гг.XX в
Постепенный отход от идей
«мировой революции. Приоритеты
внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей
объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национальногосударственного строительства. Централизация государственного аппарата.
Основные направления общественно-политического и государственного
развития СССР в 20-30-e годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях
социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти
И.В. Сталина. Культ личности. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии.
Развитие экономики СССР в конце 20-30-х годов. Форсированная
модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в
экономике. Успехи и недостатки экономического курса.
«Культурная революция». Создание советской системы образования.
Достижения и потери в сфере науки и искусства.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов на тему: «Внутренняя
политика СССР 20-30 гг.ХХ века»
Тема 11.4. Внешняя Содержание учебного материала
политика СССР в
1
Внешняя политика СССР в 20-30-е годы: от конфронтации к поиску контактов.
20-30 гг. XX в.
Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская
война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной
Украины и Западной Белоруссии.
Самостоятельная работа обучающихся: составление плана- конспекта
Раздел XII. Вторая мировая война
Тема 12.1. Вторая
Содержание учебного материала

ОК 06
ОК 09

Международные
отношения в 20-30
гг. XX века

6

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

4

ОК 02

27

мировая война

Тема 12.2. Великая
Отечественная
война

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе
международных отношений со вступлением в войну СССР и США.
Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и
Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война
технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентации по теме «Вторая
мировая война»
Содержание учебного материала
1
Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных,
культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и
Политических стереотипов. Партизанское движение. Национальная политика.
Основные этапы военных действий. Советское военное искусство.
Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.

ОК 06
ОК 09

1

2

10

ОК 02
ОК 06
ОК 09

4

ОК 02
ОК 03
ОК 06

2

ОК 04

Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в
военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных
действий.
Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой
Отечественной войне.

Самостоятельная работа обучающихся: написание реферата на индивидуальную
тему по разделу «Великая Отечественная война»

Раздел XIII. Мир во второй половине XX века
Тема 13.1.
«Холодная война»

Тема 13.2.

Содержание учебного материала
Сверхдержавы: CШA и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании
образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и
локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы два мира.
Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках
«холодной войны». Крах биполярного мира.
Содержание учебного материала

28

Научнотехнический
прогресс

Тема 13.3.
Экономическое и
политическое
развитие США и
стран Европы

Тема 13.4.
Экономическое и
политическое
развитие стран
Латинской
Америки, Азии и
Африки
Тема 13.5.
Формирование
глобальной
цивилизации

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности
общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи.
Компьютер, информационные сети и электронные носители информации.
Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия
иприрода. Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация
искусства.
Самостоятельная работа:
работа с Интернет – источниками по теме «Научно-технический прогресс»
подготовка доклада по теме «Холодная война»
Содержание учебного материала
Возрастание роли транснациональных корпораций. Влияние НТР на экономику и
социальную сферу. Идейно-политическая борьба (социал-реформизм,
неоконсерватизм). Изменения в политической жизни в 1990-е гг.
Диалектика развития современной экономики Англии. Утрата позиций
Великобританией. Факторные условия Великобритании. Условия спроса.
Родственные и поддерживающие отрасли. Стратегия, структура и соперничество
фирм. Роль правительства Эволюционные особенности внешнеэкономических связей
Великобритании на современном этапе
Внутренняя и внешняя политика лейбористов и консерваторов. Ирландская
проблема. Политика правительства Т. Блэра. Политика Г. Брауна
Содержание учебного материала
Латинская Америка во второй половине ХХ века. Модернизация 40-50х гг.
Неоконсерватизм 70-90х гг.
Напряженное положение на Ближнем Востоке (Палестина, Ирак, район проживания
курдов) Создание Лиги Арабских Государств. Обострение противоречий между
Индией и Пакистаном. Подземные ядерные испытания. Азиатский финансовоэкономический кризис.
Африка во второй половине ХХ века. Деколонизация. Пути развития. АТР. Итоги.
Содержание учебного материала
Глобализация. Позитивные и негативные последствия глобализации. Формирование
транснациональных корпораций. Глобальные проблемы современности и пути их
решения. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
Общеевропейский процесс и НАТО. Проблемы разоружения и региональные
конфликты. Межэтнические противоречия и международный терроризм как факторы
международных отношений начала XXI века.

ОК 06

2

ОК 02
ОК 03
ОК 06

2

ОК 04
ОК 06

2

ОК 04
ОК 06

29

Самостоятельная работа:
- сообщение по теме «Глобальные проблемы современности и пути их решения»
- доклад по теме «Великобритания и Франция в Евросоюзе»
Раздел XIV. СССР в 1945-1991гг.
Тема 14.1.
Содержание учебного материала
Первое
Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление
послевоенное
развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации.
десятилетие
ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим
развитием государства и положением Индивида.
Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция
коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и
ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности
И.В. Сталина. Политические процессы.
Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и
внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной
демократии».

Тема
14.2.Правление
Н.С.Хрущева 19531964гг

Самостоятельная работа: подготовка презентации по теме «Апогей культа личности И.В. Сталина»
Содержание учебного материала

2
ОК 04
ОК 06

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С.
Хрущева. Попытки преодоления культа личности. ХХ съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.
Культурная жизнь общества.
Экономические реформы 1950-1960-х годов, причины их неудач.
Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в
сельскохозяйственном производстве.
Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты И3за
различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай,
Албания.
Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.
30

Тема 14.3.
Правление
Л.И.Брежнева 19641985гг

Тема 14.4.
Правление
М.С.Горбачева
1985-1991гг

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата по теме
«Экономические реформы 1950-1960-х годов»
Содержание учебного материала
Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация
режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества.
Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких
технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций.
Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по
отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного
решения кризисных проблем.
Международное
положение.
Попытки
консервации
существующего
миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х начале
80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».
Самостоятельная работа обучающихся: анализ социальных и исторических
источников по теме «Теория развитого социализма»
Содержание учебного материала

2

2
ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

ОК 04
ОК 06

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели
социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы.
Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в
правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в
пользу западного либерализма.
Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф. СССР
системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение
с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание
войны в Афганистане. Конец биполярного мира.
Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и
субъективные факторы, последствия.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов по теме «Советская
культура»
Раздел XV. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков

31

Тема 15.1.
Российская
Федерация на
современном этапе

Тема 15.2.
Мир в XXI в

Тема 15.3.

Содержание учебного материала
Становление
новой
российской
государственно-правовой
системы.
Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г.
Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная
Дума. Принципы федерализма.
Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности,
экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление
национальной безопасности.
Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия.
Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы
российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль
сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.
Содержание учебного материала

2
ОК 01
ОК 02
ОК 03

2

ОК 02
ОК 03
ОК 04

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных
отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм.
Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего.
Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного
уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной
международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство.
Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России
в международных отношениях.
Содержание учебного материала

32

Международные
отношения в XXI
веке

Окончание холодной войны в Европе. Поиск механизмов управления ситуацией.
Основные дилеммы формирования новой Европы (Объединение Германии.
Отношения России с Европой. Проблема разрыва в уровнях социальноэкономического развития между государствами Запада и Востока Европы. Локальные
и региональные конфликты, в том числе вооруженные. Военное вмешательство
НАТО в конфликт в Косово. Новые вызовы безопасности). Институционализация и
преобразование СБСЕ в ОБСЕ. Процессы трансформации в ЦВЕ. Европейский союз:
углубление и расширение интеграции. НАТО: адаптация и расширение. Основные
контуры будущей системы отношений в Европе. Институционализация отношений
России с европейскими организациями.
Самостоятельная работа: анализ социальных и исторических источников по теме
«Мировые проблемы безопасности»
Контрольная работа
Всего:

2

ОК 02
ОК 04

2
172

33

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины «История» имеется учебный
истории и обществознания.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
– плакаты;
- исторические карты в электронном виде;
- презентации по истории и обществознанию;
-дидактические материалы по предмету «История»;

кабинет

- библиотечный фонд.

Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы:
Для студентов
 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования — М., 2016.
 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2ч:
учебник для студ. учреждений сред.проф. образования — М., 2016.
 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, социально-экономического профилей.
Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.
образования — М., 2013.
 Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история
стран Европы и Америки. XX век: в 3ч. Ч.2. 1945-2000. – М., 2010.
 Горелов А.А. История мировой культуры. – М., 2011.
 Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. – М., 2015.
 Санин Г.А. Крым. Страницы истории. – М., 2015.
 Сахаров А.Н., ЗагладинН.В. История (базовый уровень). 10 класс. – М., 2015.







Для преподавателей
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
34










































Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. –
М., 2012.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции
единого учебника истории. – М., 2015.
Шевченко Н.И. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические
рекомендации. – М., 2013.
История России. 1900-1946 гг.: кн.для учителя// под ред. А.В.Филиппова,
А.А.Данилова – М., 2010.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории //
Вестник образования. – 2014. - №13. – С. 10-124.
Сурмина О. И., Шильнова Н. И. Открытые уроки истории России. М., 2014.
Смирнов Ю. А. История России: контрольно-измерительные материалы. ФГОС.М., 2016.
Интернет-ресурсы
www.gumer.info (Библиотека Гумер)
www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudsl.htm (Библиотека Исторического факультета
МГУ)
www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа)
www.bibliotekar.ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной
литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным
наукам)
https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия)
https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека)
www.wco.ru (Виртуальный каталог икон)
www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов)
www.world-war2.chat.ru (Вторая мировая война в русском Интернете)
www.kulichki.com/-gumilev/HE1 (Древний Восток)
www.old-rus-maps.ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты
России, изданные в XVI-XVIII столетиях)
www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература
СССР)
www.magister.msk.ru/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»:
электронные издания произведений и биографических и критических материалов)
www.intellekt-video.com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео)
www.historicus.ru (Историк: общественно-политический журнал)
www.history.tom.ru (История России от князей до Президента)
www.statehistory.ru (История государства)
www.kulichki.com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных
конфликтах Российской империи)
www.raremaps.ru (Коллекция старинных карт Российской империи)
www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России)
www.mifologia.chat.ru (Мифология народов мира)
www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»)
www.liber.rshut.ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»)
www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект)
www.9may.ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»)
www.temples.ru (Проект «Храмы России»)
www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями)
www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917-1991
гг. – коллекция Льва Бородулина)
www.ruareevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект)
www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал)
35

www.all-foto.ru/empire/index.ru.html (Российская империя в фотографиях)
www.ferhal.narod.ru (Российский мемуарий)
www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная)
www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях)
www.scepsis.ru/library/history/pagy1 (Скепсис: научно-просветительский журнал)
www.arhivtime.ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий,
открыток, документов)
 www.sovmusic.ru (Советская музыка)
 www.infoliolib.info (Университетская электронная библиотека Infolio)
 www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html (Электронная библиотека Исторического
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
 www.library.spbu.ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)
 www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур Deja Vu)
Методические разработки:









Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века.
Тема 3.3. Средневековая Европа.



Раздел 4. История России с древнейших времён до конца 17 века.
Тема 4.1. Восточные славяне в древности.



Самостоятельных работ для студентов.

3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины
используются современные образовательные технологии: информационные технологии
(компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии
развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение,
эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения
(выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с
внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных
компетенций, обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения
занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры,
групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и
фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а
также технические средства контроля (программа компьютерного тестирования АСТ –
тест) по соответствующим темам разделов.
Итоговый контроль – комплексный дифференцированный зачёт

36

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(предметные результаты)
результатов обучения
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен
продемонстрировать
предметные результаты освоения учебной
Оперативный контроль в форме:
дисциплины "История":
- сформированность представлений о современной - выполнение докладов;
исторической науке, ее специфике, методах
- проверка и оценка рефератов
исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном
мире;
Оперативный контроль в форме:
- индивидуальный устный опрос;
- владение комплексом знаний об истории России и - фронтальный устный опрос;
человечества в целом, представлениями об общем
- тестовый контроль в программе
и особенном в мировом историческом процессе;
АСТ-тест;
- выполнение докладов;
- проверка и оценка рефератов
- сформированность умений применять
исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном
общении;
- владение навыками проектной деятельности и
исторической реконструкции с привлечением
различных источников;
- сформированность умений вести диалог,
обосновывать свою точку зрения в дискуссии по
исторической тематике;

Оперативный контроль:
- в форме проверки и оценки
практических работ;
- тестирование в программе АСТ-тест;
- коллоквиум

Итоговый контроль в форме комплексного дифференцированного зачета

37

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и
развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты
Основные показатели оценки
Формы и методы
(личностные и
результата
контроля и оценки
метапредметные)
Личностные результаты
российская
гражданская - проявление гражданственности, Интерпретация
идентичность,
патриотизм, патриотизма;
результатов
уважение к своему народу, - знание истории своей страны;
наблюдений за
чувство ответственности перед демонстрация
поведения, деятельностью
Родиной, гордость за свой достойного гражданина РФ
обучающегося в
край, свою Родину, прошлое и
процессе освоения
настоящее
образовательной
многонационального
народа
программы
России,
уважение
государственных
символов
(герб, флаг, гимн);
- нравственное сознание и
поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
- гражданская позиция как - проявление активной жизненной
активного и ответственного позиции;
Интерпретация
члена российского общества, проявление
уважения
к
результатов
осознающего
свои национальным
и
культурным
наблюдений за
конституционные права и традициям народов РФ;
деятельностью
обязанности,
уважающего - уважение общечеловеческих и
обучающегося в
закон
и
правопорядок, демократических ценностей
процессе освоения
обладающего
чувством - демонстрация готовности к
образовательной
собственного
достоинства, исполнению воинского долга
программы.
осознанно
принимающего
Своевременность
традиционные национальные и
постановки
на
общечеловеческие
воинский учет
гуманистические
и
Проведение
демократические ценности;
воинских сборов
- готовность к служению
Отечеству, его защите;
сформированность - демонстрация сформированности
мировоззрения,
мировоззрения,
отвечающего
соответствующего
современным реалиям;
современному
уровню проявление
общественного
развития
науки
и сознания;
Интерпретация
общественной
практики, - воспитанность и тактичность;
результатов
основанного
на
диалоге - демонстрация готовности к наблюдений за
культур, а также различных самостоятельной,
творческой деятельностью
форм общественного сознания, деятельности
обучающегося в
осознание своего места в
процессе освоения
поликультурном мире;
образовательной
- сформированность основ
программы
саморазвития
и
самовоспитания в соответствии
с
общечеловеческими
ценностями
и
идеалами
38

гражданского
общества;
готовность и способность к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
- толерантное сознание и
поведение в поликультурном
мире,
готовность
и
способность вести диалог с
другими людьми, достигать в
нем
взаимопонимания,
находить общие цели и
сотрудничать
для
их
достижения;
- навыки сотрудничества со
сверстниками,
детьми
младшего возраста, взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
проектной и других видах
деятельности;
- готовность и способность к
образованию, в том числе
самообразованию,
на
протяжении
всей
жизни;
сознательное отношение к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной
и
общественной деятельности;
- эстетическое отношение к
миру, включая эстетику быта,
научного
и
технического
творчества,
спорта,
общественных отношений;
- принятие и реализацию
ценностей
здорового
и
безопасного образа жизни,
потребности в физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной
деятельностью,
неприятие
вредных привычек: курения,
употребления
алкоголя,
наркотиков;
- бережное, ответственное и
компетентное отношение к
физическому
и
психологическому здоровью,
как собственному, так и других
людей,
умение
оказывать
первую помощь;

- взаимодействие с обучающимися,
преподавателями и мастерами в
ходе обучения;
- сотрудничество со сверстниками
и
преподавателями
при
Успешное
выполнении
различного
рода
прохождение
деятельности
учебной практики.
Участие в
коллективных
мероприятиях,
проводимых на
различных уровнях

- демонстрация желания учиться;
Интерпретация
- сознательное отношение к
результатов
продолжению образования в ВУЗе
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
- умение ценить прекрасное;

- готовность вести здоровый образ
жизни;
- занятия в спортивных секциях;
- отказ от курения, употребления
алкоголя;
- забота о своём здоровье и
здоровье окружающих;
- оказание первой помощи

Творческие и
исследовательские
проекты
Дизайн-проекты по
благоустройству

Спортивно-массовые
мероприятия
Дни здоровья

39

- осознанный выбор будущей
профессии и возможностей
реализации
собственных
жизненных планов; отношение
к
профессиональной
деятельности как возможности
участия в решении личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
сформированность
экологического
мышления,
понимания влияния социальноэкономических процессов на
состояние
природной
и
социальной
среды;
приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
- ответственное отношение к
созданию семьи на основе
осознанного
принятия
ценностей семейной жизни;

метапредметные результаты
умение
самостоятельно
определять цели деятельности
и
составлять
планы
деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать
и
корректировать
деятельность; использовать все
возможные
ресурсы
для
достижения
поставленных
целей и реализации планов
деятельности;
выбирать
успешные
стратегии
в
различных ситуациях;
умение
продуктивно
общаться и взаимодействовать
в
процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции других участников
деятельности,
эффективно
разрешать конфликты;
владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность к самостоятельному

демонстрация интереса к
будущей профессии;
- выбор и применение методов и
Занятия по
способов
решения
специальным
профессиональных задач
дисциплинам
Учебная практика
Творческие проекты

- экологическое мировоззрение;
- знание основ рационального
Мероприятия по
природопользования и охраны
озеленению
природы
территории.
Экологические
проекты
- уважение к семейным ценностям; Внеклассные
- ответственное отношение к мероприятия,
созданию семьи
посвящённые
институту семьи.
Мероприятия,
проводимые
«Молодёжь+»
- организация самостоятельных
занятий в ходе изучения
общеобразовательных дисциплин;
- умение планировать собственную
деятельность;
- осуществление контроля и
корректировки своей
деятельности;
- использование различных
ресурсов для достижения
поставленных целей

Контроль графика
выполнения
индивидуальной
самостоятельной
работы
обучающегося;
открытые защиты
проектных работ

- демонстрация коммуникативных
способностей;
- умение вести диалог, учитывая
позицию других участников
деятельности;
- умение разрешить конфликтную
ситуацию
- демонстрация способностей к
учебно-исследовательской и
проектной деятельности;
- использование различных
методов решения практических
задач

Наблюдение за
ролью обучающегося
в группе;

Семинары
Учебнопрактические
конференции
Конкурсы
Олимпиады
40

поиску
методов
решения
практических
задач,
применению
различных
методов познания;
- готовность и способность к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности,
владение навыками получения
необходимой информации из
словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из
различных источников;
- умение использовать средства
информационных
и
коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм
информационной
безопасности;
умение
определять
назначение
и
функции
различных
социальных
институтов;

умение
самостоятельно
оценивать
и
принимать
решения,
определяющие
стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных
ценностей;

- эффективный поиск необходимой
информации;
использование
различных
источников информации, включая
электронные;
демонстрация
способности
самостоятельно
использовать
необходимую информацию для
выполнения
поставленных
учебных задач;
соблюдение
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной безопасности.

Подготовка
рефератов, докладов,
курсовое
проектирование,
использование
электронных
источников.
Наблюдение за
навыками работы в
глобальных,
корпоративных и
локальных
информационных
сетях.

сформированность
представлений
о
различных
социальных институтах и их
функциях
в
обществе
(институте семьи,
институтеобразования,
институтездравоохранения,
институтегосударственной власти,
институте парламентаризма,
институте частной собственности,
институтерелигии и т. д.)
демонстрация
способности
самостоятельно давать оценку
ситуации и находить выход из неё;
самоанализ
и
коррекция
результатов собственной работы

Деловые игрымоделирование
социальных и
профессиональных
ситуаций.

Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы

41

владение
навыками
познавательной рефлексии как
осознания
совершаемых
действий и мыслительных
процессов, их результатов и
оснований,
границ
своего
знания и незнания, новых
познавательных
задач
и
средств их достижения.

- умение оценивать свою
собственную деятельность,
анализировать и делать
правильные выводы

Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы

42

43


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».