Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ОУД.10 Основы Безопасности жизнедеятельности

Приложение 2.10
к ППКРС по профессии
54.01.20 Графический дизайнер

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНСОТИ»
1.1.

Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Основы
Безопасности Жизнедеятельности» предназначена для реализации
требований Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования и является частью образовательной программы
среднего профессионального образования для социально-экономического
профиля, по профессии: 54.01.20 «Графический дизайнер», реализуемой на
базе основного общего образования, с получением среднего общего
образования.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 10 «Основы
безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования. по профессии 54.01.20
«Графический
дизайнер»
утвержденного
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016 № 1543
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Освоение содержания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности», обеспечивает достижение студентами следующих
результатов: личностных, метапредметных и предметных, направленных на
формирование универсальных учебных действий в соответствии с
требованиями ФГОС СОО, а также общих компетенций в соответствии с
требованиями ФГОС СПО по профессии 54.01.20 «Графический дизайнер».
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен
обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК
06.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
3

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК
09.
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
Освоение содержания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и
внутренних угроз;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа
жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т.
д.);
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей
природной среды,
личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного,
техногенного и социального характера;
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
4

Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
Предметные результаты освоения курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» должны включать требования к результатам освоения
базового курса и дополнительно отражать:
Сформированность
представлений
о
культуре
безопасности
жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как
о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о
средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого
фактора;
Знание основ государственной системы, российского законодательства,
направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
Сформированность представлений о необходимости отрицания
экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а
также асоциального поведения;
Сформированность представлений о здоровом образе жизни как о
средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия
личности;
Знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
Знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека,
исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
Знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской
обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
Умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций
по характерным для них признакам, а также использовать различные
информационные источники;
Умение применять полученные знания в области безопасности на
практике, проектировать модели личного безопасного поведения в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Знание основ обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан;
права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и
прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих,
порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и
тактическая подготовка;

5

Знание основных видов военно-профессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту,
увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
Владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи
пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и
различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных
заболеваниях и их профилактики.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объём учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
(всего)
72
в том числе:
Лекции
68
Лабораторно-практические занятия
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

6

7

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование
разделов и тем

1
Глава 1. Введение

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем
часов

2
Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Цели и задачи

3

Коды
компетенций
и личностных
результатов,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
4

дисциплины. Основные теоретические положения и понятия.

2

ОК 1-ОК 8

2

ОК 1-ОК 6

2

ОК 1-ОК 7

Глава 2. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Здоровье и здоровый 1 Здоровье и здоровый образ жизни.
образ жизни
Общие понятия о здоровье.
Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Факторы,
1 Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.
способствующие
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха.
укреплению
Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на
здоровья.
здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и
здоровье человека.
Практическое занятие № 1. Изучение основных положений организации рационального
питания и освоение методов его гигиенической оценки.
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Вредные привычки 1
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления
и их профилактика.
алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
2
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части.
Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и
его влияние на здоровье.
3
Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные
последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

2
ОК 1-ОК 8
2
ОК 1-ОК 8
ОК 1-ОК 8

Тема 2.4.
Основные нормативные
правовые
акты,
определяющие правила
и
безопасность
дорожного движения .
Правила и безопасность
дорожного
движения.
Модели
поведения
пешеходов,
велосипедистов,
пассажиров и водителей
транспортных
средств
при
организации
дорожного движения.

Содержание учебного материала
1
Основные нормативные правовые акты, определяющие правила и безопасность
дорожного движения.
Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов,
велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного
движения.
Практическое занятие № 2 Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов,
пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

2

ОК 1-ОК 7

2

Тема 2.6.
Репродуктивное
здоровье

Содержание учебного материала
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
1
Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и
факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности
репродуктивного здоровья.

Тема 2.7-2.8
Правовые основы
взаимоотношения
полов.

Содержание учебного материала
1

Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного
права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах
ребенка»

2

ОК 1-ОК 6

2

ОК 1-ОК 8

2

ОК 1-ОК 8

2

ОК 1-ОК 8

Глава 3. Государственная система обеспечения безопасности населения.
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Общие понятия и 1 Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
классификация
характера.
чрезвычайных
ситуаций
природного и техногенного
характера.
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Характеристика
1 Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее
чрезвычайных
вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях
ситуаций
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
природного и
Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии.
техногенного

2

характера.
Тема 3.3.
РСЧС
Тема 3.4.
Гражданская
оборона

Содержание учебного материала
1 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты
населения от чрезвычайных ситуаций.
Содержание учебного материала

2

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. Основные понятия и
определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской
обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

2

1

Тема 3.5-3.7
Содержание учебного материала
Современные
1 Изучение первичных средств пожаротушения.
средства поражения
и их поражающие
факторы.
Тема 3.8
Организация
инженерной защиты
населения

Содержание учебного материала
1 Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных
сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны.
Правила поведения в защитных сооружениях.

Тема 3.9
Аварийноспасательные и
другие неотложные
работы

Содержание учебного материала

Тема 3.10
Обучение населения
защите от
чрезвычайных
ситуаций.

Содержание учебного материала

Тема 3.11

1

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных
ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная
обработка людей после их пребывания в зонах заражения.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской
Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз,
мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение
населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее
предназначение.
Содержание учебного материала

2

2

ОК 1-ОК 8

ОК 1-ОК 8

ОК 1- ОК 7

ОК 1- ОК 8

2

ОК 1- ОК 8

2

ОК 1- ОК 8

2

ОК 1- ОК 8

1

Правила
безопасности
поведения при
угрозе
террористического
акта и при захвате в
заложники
Тема 3.12
Государственные
службы по охране
здоровья и
безопасности
граждан.

1

Основные принципы и направления противодействия экстремизму, террористической
деятельности и наркотизму. Правила безопасного поведения при угрозе террористического
акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на
территории боевых действий.

Содержание учебного материала
1

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от
чрезвычайных ситуаций. Полиция Российской Федерации система государственных органов
исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан
от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности.
Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций мирного времени.

Глава 4. Основы обороны государства и воинская обязанность
Тема 4.1-4.3
Содержание учебного материала
История
создания 1 История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского
Вооруженных Сил
государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века.
России
Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в
России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских
Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Основные предпосылки проведения
военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции
и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в
системе обеспечения национальной безопасности.
Тема 4.4.
Организационная
структура
Вооруженных Сил

Тема 4.5.

Содержание учебного материала
Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных
Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-воздушные силы:
история создания, предназначение, структура. Военно-морской флот, история создания,
предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания,
предназначение, структура. Войска воздушно-космической обороны: история создания,
предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение,
структура.
Содержание учебного материала

2

2

ОК 1- ОК 8

ОК 1-ОК 8

1

2

ОК 1-ОК 8

2

ОК 1-ОК 8

Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет.
Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на
воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского
освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Содержание учебного материала

Воинская
обязанность

1

Тема 4.6.
Призыв на военную
службу.

1

Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции
2

Тема 4.7-4.8
Содержание учебного материала
Прохождение
1 Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к
военной службы по
гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по
контракту.
контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу
по контракту.
Тема 4.9-4.10
Альтернативная
гражданская
служба.
Тема 4.11.
Качества личности
военнослужащего
как защитника
Отечества.

Содержание учебного материала
1 Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования,
предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Содержание учебного материала
1 Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая
воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую
минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и
Отечества. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной
техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуальнопсихологическим и профессиональным качествам гражданина.
Тема 4.12-4.13.
Содержание учебного материала
Воинская
1 Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие
дисциплина
и
права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Виды
ответственность.
ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная,
гражданско-правовая, материальная, уголовная). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на
солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Тема 4.14-4.16
Содержание учебного материала
Боевые традиции
1 Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества.
Вооруженных Сил
Воинский долг обязанность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской славы России —
России.
дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся
в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество —
основа боевой готовности частей и подразделений.

ОК 1-ОК 8

2

ОК 1-ОК 8

2

ОК 1-ОК 8

ОК 1-ОК 8
2

2

2

ОК 1-ОК 8

ОК 1-ОК 8

Глава 5. Основы медицинских знаний
Тема 5.1.
Понятие первой
помощи.
Тема 5.2
Понятие о
кровотечениях
Тема 5.3
Понятие травм и
их виды.

Тема 5.7
Первая помощь
при ожогах.

Тема 5.12-5.13
Основные
инфекционные
болезни, их
классификация и
профилактика.
Тема 5.14-5.16
Здоровье
родителей и
здоровье
будущего ребенка.

Содержание учебного материала
1
Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь.
Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах
охраны здоровья граждан Российской Федерации».
1
Первая помощь при кровотечениях. Общие правила оказания первой помощи при
кровотечениях. Виды кровотечений.
Содержание учебного материала
1
Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок
различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при
проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при
сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при
электротравмах и повреждении молнией.
Содержание учебного материала
1
Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при
термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при
воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм
человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов.
Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека.
Содержание учебного материала
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи
1
возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика
инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика.
Ранние половые связи и их последствия для здоровья.

2

ОК 1-ОК 8

2

ОК 1-ОК 8

2

ОК 1-ОК 8

2

ОК 1-ОК 8

2

ОК 1-ОК 8

2

ОК 1-ОК 8

Содержание учебного материала

1

Определение основных физиологических особенностей развития
новорожденных детей.

Дифференцированный зачет
Всего по дисциплине

2
72

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет
экологии и безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
учебная мебель;
компьютерный стол;
шкаф (ящик) для хранения карт;
рабочее место учителя;
доска;
книжный шкаф.
Технические средства обучения:
телевизор;
видеомагнитофон (видеоплейер);
аудио-центр;
экспозиционный экран;
мультимедиапроектор;
средства телекоммуникации (интернет, локальная сеть, почта);
компьютер;
принтер;
сканер.
3.2. Рекомендуемая литература
Для студентов
1. Косолапова Н.В. , Прокопенко Н.А. Основы безопасности
жизнедеятельности:
учебник
для
студентов
профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО.-М., 2018
2. Косолапова Н.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник
для
студентов
профессиональных
образовательных
организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО.-М., 2018
3.
Косолапова Н.В.
и др. Безопасность жизнедеятельности:
Практикум : учеб. пособие для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО.-М., 2018
4. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10класс:
учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профессиональный
уровни/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; по редактированием А.Т. Смирнова;
Рос. Акад. Образования, издательство «Просвещение» 3-е изд. перераб. –
М.: Просвещение, 2012 – 304 с. : Ил. – (Академический школьный учебник).
– ISBN 978-5-09-020197-1.
5. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11класс:
учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профессиональный

14

уровни/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; по редактированием А.Т. Смирнова;
Рос. Акад. Образования, издательство «Просвещение» 3-е изд. перераб. –
М.: Просвещение, 2012 – 304 с. : Ил. – (Академический школьный учебник).
– ISBN 978-5-09-020197-1.
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: фед. Закон от 29.12.2012
№273- ФЗ ( в ред.Федеральных законов от 07.05.2013 № 99 – ФЗ, от
07.06.2013 № 120- ФЗ , от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317- ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ , от 03.02.2014 № 15-ФЗ , от
05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ , от 04.06.2014 № 148 – ФЗ, с
изм. , внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145- ФЗ , в ред. От
03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №
1578 « О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г.№ 413»
Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением федерального учебно – методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16 –
з)
1 Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности
жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. образования,
-М.,: Издательский центр «Академия», 2012, - 320 с.
2 Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности
жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
10-11 кл. -М., 2006.
3 100 вопросов - 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и
сержантами по призыву и по контракту: Сборник. - М., 2006.
4 Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для
учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин,
В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. - М., 2006.
5 Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред.
В.В.Смирнова. - М., 2006.
6 Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской
обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе»,
«О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и
военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О
противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской
Федерации: официальное издание. - М., 2006.
7 Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности
жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10 кл. - М., 2006.
8 Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:
тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. /
А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. -М., 2006.

15

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

9 Большой энциклопедический словарь. - М., 2006.
10 Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя/
В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2006.
11 Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной
информации. – 2006/ - № 5.
12 Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. - 2-е
изд., доп. - М., 2006.
13 Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение,
2006.
Интернет-ресурсы
http://www.mchs.gov.ru
http://ru.wikipedia.org
http://www.school-obz.org
http://www.bezopasnost.edu66.ru
http://informic.narod.ru
http://kuhta.clan.su
http://www.napomosch.ru
3.3. Методические рекомендации по организации изучения предмета
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании
дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» используются
современные образовательные технологии: информационные технологии
(компьютерные презентации, тестирование), технологии развивающего
обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение,
эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического
обучения (выполнение творческих проектов, игровые методики). В
сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и
интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор
конкретных ситуаций, групповая дискуссия, семинарские занятия).
Для проведения текущего контроля знаний
проводятся устные
(индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование,
контрольная работа, доклады).
Итоговый контроль проводится после завершения курса дисциплины в
форме дифференцированного зачета.

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения тестирования, фронтального и
индивидуального устного опросов, письменного опроса, просмотра и оценки
докладов, компьютерных презентаций, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения
(предметные результаты)

Формы и методы контроля и
оценки
результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
продемонстрировать предметные результаты освоения
учебной дисциплины "Основы безопасности
жизнедеятельности":
- сформированность представлений о культуре безопасности
жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической
безопасности как о жизненно важной социальнонравственной позиции личности, а также как о средстве,
повышающем защищенность личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз, включая
отрицательное влияние человеческого фактора;
- знание основ государственной системы, российского
законодательства, направленных на защиту населения от
внешних и внутренних угроз;
сформированность
представлений
о
необходимости
отрицания экстремизма, терроризма, других действий
противоправного характера, а также асоциального поведения;
- сформированность представлений о здоровом образе жизни
как о средстве обеспечения духовного, физического и
социального благополучия личности;
- знание распространенных опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека,
исключение из своей жизни вредных привычек (курения,
пьянства и т. д.);
- умение применять полученные знания в области
безопасности на практике, проектировать модели личного
безопасного поведения в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
- знание основ обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской
обязанности граждан; права и обязанности гражданина до
призыва, во время призыва и прохождения военной службы,
уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения
службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая
подготовка;
- знание основных видов военно-профессиональной
деятельности, особенностей прохождения военной службы по

Оперативный контроль:
– устный фронтальный и
индивидуальный опрос.

Оперативный контроль:
– устный фронтальный и
индивидуальный
опрос;
– семинарские занятия.
Оперативный контроль:
– устный фронтальный и
индивидуальный опрос.
Оперативный контроль:
– устный фронтальный и
индивидуальный опрос;
проверка и оценка докладов,
рефератов, компьютерных
презентаций
Оперативный контроль:
– устный фронтальный и
индивидуальный опрос
– семинарское занятие.
Оперативный контроль:
– устный фронтальный и
индивидуальный опрос;

–

Оперативный контроль:
устный фронтальный и

17

призыву и контракту, увольнения с военной службы и
пребывания в запасе;
- владение основами медицинских знаний и оказания первой
помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при
травмах, отравлениях и различных видах поражений),
включая знания об основных инфекционных заболеваниях и
их профилактике.
- знание основных мер защиты (в том числе в области
гражданской обороны) и правил поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным для них признакам, а также
использовать различные информационные источники

–

индивидуальный опрос
семинарское занятие.
Оперативный контроль:
– устный фронтальный и
индивидуальный опрос;

Оперативный контроль:
– проверка и оценка
докладов, рефератов,
компьютерных
презентаций.
– семинарское занятие.
Оперативный контроль:
– устный фронтальный и
индивидуальный опрос
– семинарское занятие.
Итоговый контроль –зачёт

18

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не
только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов
обучения.
Результаты
(личностные и метапредметные)
Личностные результаты
- российская гражданская идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу, чувство ответственности
перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
- нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей;
гражданская
позиция
как
активного
и
ответственного
члена
российского
общества,
осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и
самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
толерантное
сознание
и
поведение
в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и
оценки

- проявление гражданственности, патриотизма;
- знание истории своей страны;
- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

- проявление активной жизненной позиции;
- проявление уважения к национальным и культурным
традициям народов РФ;
- уважение общечеловеческих и демократических
ценностей

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы.

- демонстрация готовности к исполнению воинского долга Своевременность постановки
на воинский учет
Проведение воинских сборов
- демонстрация сформированности мировоззрения,
отвечающего современным реалиям;
- проявление общественного сознания;
- воспитанность и тактичность;
Интерпретация результатов
- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой наблюдений за деятельностью
деятельности
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и Успешное прохождение
мастерами в ходе обучения;
учебной практики.
- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при Участие в коллективных

взаимопонимания, находить
общие цели
и
сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том
числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и
безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек:
курения,
употребления
алкоголя,
наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение
к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и
возможностей реализации собственных жизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности как возможности участия в решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления,
понимания
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной

выполнении различного рода деятельности

мероприятиях, проводимых на
различных уровнях

- демонстрация желания учиться;
Интерпретация результатов
- сознательное отношение к продолжению образования в наблюдений за деятельностью
ВУЗе
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы.
- умение ценить прекрасное;
Творческие и
исследовательские проекты
Дизайн-проекты по
благоустройству
- готовность вести здоровый образ жизни;
- занятия в спортивных секциях;
- отказ от курения, употребления алкоголя;
- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;
Спортивно-массовые
- оказание первой помощи
мероприятия
Дни здоровья

- демонстрация интереса к будущей профессии;
- выбор и применение методов и способов решения Занятия по специальным
профессиональных задач
дисциплинам
Учебная практика
Творческие проекты
- экологическое мировоззрение;
- знание основ рационального природопользования и Мероприятия по озеленению
охраны природы
территории.
Экологические проекты
- уважение к семейным ценностям;
- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия,
посвящённые институту

жизни;
метапредметные результаты
умение
самостоятельно
определять
цели
деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать
в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции
других
участников
деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных
методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться
в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
- умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;

семьи.
Мероприятия, проводимые
«Молодёжь+»
- организация самостоятельных занятий в ходе изучения
общеобразовательных дисциплин;
- умение планировать собственную деятельность;
- осуществление контроля и корректировки своей
деятельности;
- использование различных ресурсов для достижения
поставленных целей

Контроль графика выполнения
индивидуальной
самостоятельной работы
обучающегося; открытые
защиты проектных работ

- демонстрация коммуникативных способностей;
Наблюдение за ролью
- умение вести диалог, учитывая позицию других
обучающегося в группе;
участников деятельности;
портфолио
- умение разрешить конфликтную ситуацию
- демонстрация способностей к учебно-исследовательской Семинары
и проектной деятельности;
Учебно-практические
- использование различных методов решения
конференции
практических задач
Конкурсы
Олимпиады
- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников информации,
включая электронные;
демонстрация
способности
самостоятельно
использовать необходимую информацию для выполнения
поставленных учебных задач;
соблюдение
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.

Подготовка рефератов,
докладов, курсовое
проектирование,
использование электронных
источников.
Наблюдение за навыками
работы в глобальных,
корпоративных и локальных
информационных сетях.

- умение определять назначение
различных социальных институтов;

и

функции - сформированность представлений о различных
социальных институтах и их функциях в обществе
(институте семьи, институте образования, институте
здравоохранения, институте государственной власти,
институте
парламентаризма,
институте
частной
собственности, институте религии и т. д.)
- умение самостоятельно оценивать и принимать - демонстрация способности самостоятельно давать
решения, определяющие стратегию поведения, с оценку ситуации и находить выход из неё;
учетом гражданских и нравственных ценностей;
- самоанализ и коррекция результатов собственной
работы
- владение навыками познавательной рефлексии как - умение оценивать свою собственную деятельность,
осознания совершаемых действий и мыслительных анализировать и делать правильные выводы
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.

Деловые игры-моделирование
социальных и
профессиональных ситуаций.

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы
Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».