Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ОУД.11 АСТРОНОМИЯ

Приложение 2.11
к ППКРС по профессии
54.01.20 Графический дизайнер

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 АСТРОНОМИЯ

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Астрономия»
1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Астрономия»
предназначена
для
реализации
требований
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования и является частью
образовательной программы среднего профессионального образования для социальноэкономического профиля, по профессии: 54.01.20 «Графический дизайнер», реализуемой
на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Астрономия» является общеобразовательной учебной
дисциплиной
из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС
среднего общего образования для всех профессий среднего профессионального
образования социально-экономического профиля (базовый)
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
 понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений,
познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной, получить
представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных
условиях, и единстве мегамира и микромира, - осознать свое место в Солнечной системе и
Галактике, ощутить связь своего существования со всей историей эволюции
Метагалактики, выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь
астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.
 овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по астрономии для
объяснения разнообразных астрономических и физических явлений; практически
использовать знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;
 воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования
достижений астрономии и физики на благо развития человеческой цивилизации;
необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного
отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного
содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных
достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
 использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды и возможность;
 применения знаний при решении задач, возникающих в последующей
профессиональной деятельности.
Освоение содержания учебного предмета «Астрономии», обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
Личностных, метапредметных и предметных, направленных на формирование
универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также
общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 54.01.20
Графический дизайнер.
3

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать
следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
Личностные результаты освоения учебной дисциплины должны отражать:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной
астрономической науки;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли
астрономических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной астрономической науки и
технологий для повышения собственного интеллектуального развития в
выбранной профессиональной деятельности;
− умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания,
используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по
решению общих задач;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить
4

самооценку уровня собственного интеллектуального развития;Предметные
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и
символикой;
4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Метапредметные результаты :
- использование различных видов познавательной деятельности для решения по
астрономии задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания,
измерения,
эксперимента)
для
изучения
различных
сторон
окружающей
действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи,
формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации,
выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов
для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми
возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической
информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой
информации.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1 Объём учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Итоговый контроль –дифференцированный зачёт

Объём часов
36
36
20
16

5

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета «Астрономия»

6

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия

1

2

Объем Коды компетенций и
часов личностных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент программы
3

4

1

ОК 02, ОК 03

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

2.Изучение ближнего и дальнего космоса.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

Практическое занятие №1: «Работа с ПКЗН. Наблюдение звездного
неба».
Практическое занятие №2: «Измерение времени. Определение
географической широты и долготы».

2

ОК 02, ОК 03

2

ОК 02, ОК 03

Содержание учебного материала:
Введение

1. Астрономия как наука. Астрономические методы исследований.
Роль астрономии в формировании современной картины мира.
Раздел 1. История развития астрономии
Содержание учебного материала:
Тема 1. Практические основы
астрономии

1. Звездное небо. Эклиптика. Летоисчисление и его точность.
Оптическая астрономия.

Раздел II. Солнечная система
Содержание учебного материала:

7

Тема 2. Строение Солнечной
системы

1. Происхождение Солнечной системы. Законы движения планет.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

2. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

3. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА)
в Солнечной системе.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

Практическое занятие №3: «Практическая работа с планом Солнечной
системы. Вычисление расстояний до Солнца и планет Солнечной системы
различными методами».

2

ОК 02, ОК 03

1. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее
происхождение.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

2. Система Земля-Луна. Природа Луны.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

3. Природа планет земной группы.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

4. Планеты гиганты, их спутники и кольца.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

5. Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и
кометы). Метеоры, болиды, метеориты.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

Содержание учебного материала:
Тема 3. Природа тел Солнечной
системы.

8

Практическое занятие №4: «Спутники планет. Малые тела Солнечной
системы».
Тема 5. Солнце и звезды

2

ОК 02, ОК 03, ОК 06,

1. Солнце: его состав и внутреннее строение.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

2. Солнечная активность и ее влияние на Землю.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

3. Небесная механика.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

1

ОК 02, ОК 03

Содержание учебного материала:

Практическое занятие №5: «Исследование проблемы «Солнце-Земля».
Раздел III. Строение и эволюция вселенной
Тема 6. Звезды и галактики

1.

Физическая природа звезд. Расстояние до звезд.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

2.

Звездные системы. Наша галактика-млечный путь.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

3.

Эволюция галактик и звезд. Другие галактики.

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06,
ОК 09

Практическое занятие № 6«Наша галактика».

2

ОК 02, ОК 03

Практическое занятие №7: Определение расстояний до звезд, видимую
и абсолютную величину

2

ОК 02, ОК 03

9

Тема 7. Жизнь и разум во
Вселенной

Содержание учебного материала:
1. Существование жизни вне Земли. Поиски жизни на планетах
Солнечной системы.
2. Перспективы развития астрономии и космонавтики для связи с
другими цивилизациями.
Практическое занятие №8:

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06, ,
ОК 09

1
2

Урок- конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Дифференцированный зачет

2
Итого:

36

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
физики, естетсвознания.
Оборудование учебного кабинета:
- учебная мебель;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- книжный шкаф;
- электронные презентации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Алексеева Е.В., Скворцов П.М., Фещенко Т.С., Шестакова Л.А. Астрономия:
учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Фещенко Т.С. – М.:
«Издательский центр Академия», 2018.-256 с.
2. Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник /
Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. –
238 с. : ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник).
3. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е.
К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М.: Дрофа,
2013. — 29 с.
Дополнительные источники:
1. Гомулина Н.Н. Открытая астрономия/ Под ред. В.Г. Сурдина. – Электронный
образовательный ресурс.
2. Засов А.В., Э.В. Кононович. Астрономия/ Издательство «Физматлит», 2017 г.
3. Сурдин В.Г.. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г.
4. Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебнометодическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11 с.
5. Чаругин В.М.. Астрономия. 10 – 11»/ М.: Просвещение, 2017 г.
Для преподавателей:
6. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от
7. 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
8. 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
9. 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от
10. 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
11. внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от
12. 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N
14. 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный
15. образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
16. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
11

17. 2012 г. N413"
18. Примерная основная образовательная программа среднего общего
19. образования, одобренная решением федерального учебно-методического
20. объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Интернет-ресурсы
«Курс астрономии: уроки астрономии» http://www.gomulina.orc.ru
«Астрономия» pentest.rusff.ru›viewtopic.php?id=29
«Курс общей астрономии» bookitut.ru›Kurs-obshhej-astronomii.html
«Моя астрономия» http://www.myastronomy.ru
3.3. Методические рекомендации по организации изучения предмета
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании предмета
используются современные образовательные технологии: практико-ориентированные
технологии (лабораторные работы), информационные технологии (компьютерные
презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения
(проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии
эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые
методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные
формы проведения занятий ( групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые
и ролевые игры, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и
фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также
просмотр и оценка отчётных работ по лабораторным занятиям.
Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме
зачета.

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в
процессе проведения занятий и лабораторных работ, устного и письменного опросов,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
В результате освоения
дисциплины студент должен
продемонстрировать
предметные результаты
освоения учебной
дисциплины «Астрономия»
- сформированность
представлений о строении
Солнечной системы, эволюции
звёзд и Вселенной,
пространственно-временных
масштабах Вселенной;
- понимание сущности

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Текущий контроль:
- опрос устный и письменный;
- тестирование;
- выполнение письменной работы;
- выполнение практической работы, в том числе командная
работа.
Промежуточная аттестация в форме зачета.

12

наблюдаемых во Вселенной
явлений;
- владение основополагающими
астрономическими понятиями,
теориями, законами и
закономерностями, уверенное
пользование астрономической
терминологией и символикой;
- сформированность
представлений о значении
астрономии в практической
деятельности человека и
дальнейшем научнопрактическом развитии;
- осознание роли отечественной
науки
в
освоении
и
использовании космического
пространства
и
развитии
международного
сотрудничества в этой области.
В результате изучения
дисциплины студент должен
обладать общими
компетенциями,
включающими в себя
способность:
ОК 02. Осуществлять поиск,
анализ
и
интерпретацию
информации,
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности.
ОК
03.
Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное развитие;
ОК
06.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей;
ОК
09.
Использовать
информационные технологии
в
профессиональной
деятельности.

13


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».