Приложение 2.11 к ППКРС по профессии 54.01.20 Графический дизайнер РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 АСТРОНОМИЯ 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Астрономия» 1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Астрономия» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования для социальноэкономического профиля, по профессии: 54.01.20 «Графический дизайнер», реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования. Учебная дисциплина «Астрономия» является общеобразовательной учебной дисциплиной из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования для всех профессий среднего профессионального образования социально-экономического профиля (базовый) 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей: понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной, получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, - осознать свое место в Солнечной системе и Галактике, ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики, выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по астрономии для объяснения разнообразных астрономических и физических явлений; практически использовать знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений астрономии и физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность; применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности. Освоение содержания учебного предмета «Астрономии», обеспечивает достижение студентами следующих результатов: Личностных, метапредметных и предметных, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер. 3 Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК): ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере Личностные результаты освоения учебной дисциплины должны отражать: − чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки; − готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом; − умение использовать достижения современной астрономической науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; − умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации; − умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить 4 самооценку уровня собственного интеллектуального развития;Предметные 1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; 2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; 3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; 4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; 5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. Метапредметные результаты : - использование различных видов познавательной деятельности для решения по астрономии задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности; - использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; - умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; - умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность; - умение анализировать и представлять информацию в различных видах; - умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации. 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1 Объём учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной нагрузки (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лекции практические занятия Итоговый контроль –дифференцированный зачёт Объём часов 36 36 20 16 5 2.2. Тематический план и содержание учебного предмета «Астрономия» 6 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия 1 2 Объем Коды компетенций и часов личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 3 4 1 ОК 02, ОК 03 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 2.Изучение ближнего и дальнего космоса. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 Практическое занятие №1: «Работа с ПКЗН. Наблюдение звездного неба». Практическое занятие №2: «Измерение времени. Определение географической широты и долготы». 2 ОК 02, ОК 03 2 ОК 02, ОК 03 Содержание учебного материала: Введение 1. Астрономия как наука. Астрономические методы исследований. Роль астрономии в формировании современной картины мира. Раздел 1. История развития астрономии Содержание учебного материала: Тема 1. Практические основы астрономии 1. Звездное небо. Эклиптика. Летоисчисление и его точность. Оптическая астрономия. Раздел II. Солнечная система Содержание учебного материала: 7 Тема 2. Строение Солнечной системы 1. Происхождение Солнечной системы. Законы движения планет. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 2. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 3. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 Практическое занятие №3: «Практическая работа с планом Солнечной системы. Вычисление расстояний до Солнца и планет Солнечной системы различными методами». 2 ОК 02, ОК 03 1. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 2. Система Земля-Луна. Природа Луны. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 3. Природа планет земной группы. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 4. Планеты гиганты, их спутники и кольца. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 5. Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 Содержание учебного материала: Тема 3. Природа тел Солнечной системы. 8 Практическое занятие №4: «Спутники планет. Малые тела Солнечной системы». Тема 5. Солнце и звезды 2 ОК 02, ОК 03, ОК 06, 1. Солнце: его состав и внутреннее строение. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 2. Солнечная активность и ее влияние на Землю. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 3. Небесная механика. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 1 ОК 02, ОК 03 Содержание учебного материала: Практическое занятие №5: «Исследование проблемы «Солнце-Земля». Раздел III. Строение и эволюция вселенной Тема 6. Звезды и галактики 1. Физическая природа звезд. Расстояние до звезд. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 2. Звездные системы. Наша галактика-млечный путь. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 3. Эволюция галактик и звезд. Другие галактики. 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 Практическое занятие № 6«Наша галактика». 2 ОК 02, ОК 03 Практическое занятие №7: Определение расстояний до звезд, видимую и абсолютную величину 2 ОК 02, ОК 03 9 Тема 7. Жизнь и разум во Вселенной Содержание учебного материала: 1. Существование жизни вне Земли. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. 2. Перспективы развития астрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Практическое занятие №8: 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06, , ОК 09 1 2 Урок- конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» Дифференцированный зачет 2 Итого: 36 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики, естетсвознания. Оборудование учебного кабинета: - учебная мебель; - рабочее место преподавателя; - доска; - книжный шкаф; - электронные презентации. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением; - мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Алексеева Е.В., Скворцов П.М., Фещенко Т.С., Шестакова Л.А. Астрономия: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Фещенко Т.С. – М.: «Издательский центр Академия», 2018.-256 с. 2. Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с. : ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник). 3. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2013. — 29 с. Дополнительные источники: 1. Гомулина Н.Н. Открытая астрономия/ Под ред. В.Г. Сурдина. – Электронный образовательный ресурс. 2. Засов А.В., Э.В. Кононович. Астрономия/ Издательство «Физматлит», 2017 г. 3. Сурдин В.Г.. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г. 4. Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебнометодическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11 с. 5. Чаругин В.М.. Астрономия. 10 – 11»/ М.: Просвещение, 2017 г. Для преподавателей: 6. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 7. 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 8. 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 9. 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 10. 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., 11. внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 12. 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.) 13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 14. 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный 15. образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный 16. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 11 17. 2012 г. N413" 18. Примерная основная образовательная программа среднего общего 19. образования, одобренная решением федерального учебно-методического 20. объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). Интернет-ресурсы «Курс астрономии: уроки астрономии» http://www.gomulina.orc.ru «Астрономия» pentest.rusff.ru›viewtopic.php?id=29 «Курс общей астрономии» bookitut.ru›Kurs-obshhej-astronomii.html «Моя астрономия» http://www.myastronomy.ru 3.3. Методические рекомендации по организации изучения предмета В целях реализации компетентностного подхода при преподавании предмета используются современные образовательные технологии: практико-ориентированные технологии (лабораторные работы), информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий ( групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия). Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также просмотр и оценка отчётных работ по лабораторным занятиям. Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме зачета. 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий и лабораторных работ, устного и письменного опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Астрономия» - сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; - понимание сущности Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Текущий контроль: - опрос устный и письменный; - тестирование; - выполнение письменной работы; - выполнение практической работы, в том числе командная работа. Промежуточная аттестация в форме зачета. 12 наблюдаемых во Вселенной явлений; - владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; - сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научнопрактическом развитии; - осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. В результате изучения дисциплины студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. 13