Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ОУД.15 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Приложение 2.15
к ППКРС по профессии
54.01.20 Графический дизайнер

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.15 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
1.1. Место предмета в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
Программа учебного предмета общеобразовательного цикла «Естествознание»
предназначена для реализации требований Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования и является частью
образовательной программы среднего профессионального образования
социально-экономического профиля для профессии 54.01.20 « Графический
дизайнер» реализуемой на базе основного общего образования, с получением
среднего общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования. по профессии 54.01.20 «Графический
дизайнер» утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09 декабря 2016 №
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение
следующих целей:
• освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и
методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и
достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на
развитие техники и технологий;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и
профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих
способностей и критического мышления в ходе проведения простейших
исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
• воспитание убежденности в возможности познания законной природы и
использования достижений естественных наук для развития цивилизации и
повышения качества жизни;
• применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности
и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности;
грамотного использования современных технологий; охраны здоровья,
окружающей среды.
Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание», обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
Личностных, метапредметных и предметных, направленных на формирование
универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а
также общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО
по профессии54.01.20 « Графический дизайнер»
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать
следующими общими компетенциями (далее - ОК):

3

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
• личностные:
-устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук,
чувство гордости за российские естественные науки;
-готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной
профессиональной деятельности с использованием знаний в области
естественных наук;
-объективное осознание значимости компетенций в области естественных
наукдля человека и общества, умение использовать технологические достиженияв
области
физики,
химии,
биологии
для
повышения
собственного
интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
-умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,
бытовой и производственной деятельности человека;
-готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные
знания с использованием для этого доступных источников информации;
-умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития;
-умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению
общих задач в области естествознания;
• метапредметные:

4

−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной
деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
−− применение основных методов познания (наблюдения, научного
эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины
мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной
сфере;
−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их
достижения на практике;
−− умение использовать различные источники для получения естественнонаучной
информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и
задач;
• предметные результаты:
− сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи
человека, природы и общества, пространственно-временны х масштабах
Вселенной;
−− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области
естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие
техники и технологий;
−− сформированность умения применять естественно-научные знания для
объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения
безопасности
жизнедеятельности,
бережного
отношения
к
природе,
рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного
потребителя;
−− сформированность представлений о научном методе познания природы и
средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами
естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности
полученных результатов;
−− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать
мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать
различные источники информации для подготовки собственных работ,
критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
−− сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания
для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности,
различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы,
видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой
ценностей.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объём учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

180

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180

в том числе:
Лекции

140

Лабораторные работы, практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

Итоговый контроль – в форме комплексного дифференцированного зачета

6

7

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета «Естествознание»
Наименование разделов и
тем

Введение

Тема 1.1
Кинематика

Тема 1. 2.
Динамика

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Науки о природе, их роль в познании окружающего мира и развитии
цивилизации. Естественнонаучный метод познания, его возможности и
границы применимости. Моделирование явлений и объектов природы.
Естественно-научная картина мира и ее важнейшие составляющие.
Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир,
макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики.
Раздел 1. Механика
Содержание учебного материала
1
Механическое движение, его относительность.
2
Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и
их графическое описание*.
Содержание учебного материала
1
Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Силы в природе: упругость,
трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
2
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения
механической энергии. Работа и мощность.

2

Практические задачи механики (расчет траекторий космических
кораблей, проектирование автомобилей, самолетов, строительных
сооружений).
Лабораторная работа №1
«Исследование зависимости силы трения от веса тела»

2

3

8

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК1, ОК4

2

ОК5, ОК9,

4

ОК1, ОК4
ОК5

4

2

Тема 1.3.
Механические колебания

Тема 2.1
Строение вещества

Содержание учебного материала

4

Механические колебания. амплитуда, период , частота, фаза
колебаний. Механические волны. Свойства механических волн.
2
Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и
медицине.
Лабораторная работа №2
«Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного)
маятника от длины нити (или массы груза)»
Практическая работа: Решение задач
1

Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика
Содержание учебного материала
1
История атомистических учений. Наблюдения и опыты,
подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и
размеры молекул.
2
Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической
энергии частиц.
3
Модель идеального газа. Связь между давлением и средней
кинетической энергией молекул газа. Работа газа.
4
Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание.
5

2

2

2

10
ОК1, ОК7

Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.
Практическая работа Решение задач

Тема 2.2.
Термодинамика

ОК2, ОК5
ОК9

Содержание учебного материала
1
Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики.
Второй закон термодинамики. КПД тепловых двигателей. Тепловые
машины и их применение.
3
Экологические проблемы, связанные с применением тепловых
машин, и проблема энергосбережения.
Раздел 3. Электродинамика
Содержание учебного материала
1
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон
Кулона.
2
Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.

2

2

6

ОК1,ОК2

4

ОК4, ОК7, ОК3
ОК9

2

Тема 3.1.
Электрическое поле

9

Тема 3.2.
Постоянный
электрический ток

Тема 3.3.
Электродинамика.
Электромагнитная
индукция. Колебания и
волны.

Содержание учебного материала
1
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение,
электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
2
Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.
3
Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с
током. Электродвигатель.
Лабораторная работа №3
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее
различных участках»
Содержание учебного материала
1
Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор и
переменный ток.
2
Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения.

6

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость
электромагнитных волн. Свет как электромагнитная волна.
4
Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Законы
отражения и преломления света. Оптические приборы.
5
Использование электромагнитных волн различного диапазона в
технических средствах связи, изучении свойств вещества, медицине.
Лабораторная работа №4
«Изучение интерференции и дифракции света»
Раздел 4. Строение атома и квантовая физика
Содержание учебного материала
1
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и
испускание света атомом. Квантование энергии.
2
Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии.
Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на
живые организмы.

2

4

ОК2,
ОК4, ОК5,
ОК7

Содержание учебного материала
1
Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование
фотоэффекта в технике. Поглощение и испускание света атомом.
2
Принцип действия и использование лазера.
Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества.

4

ОК2,ОК4,ОК5,О
К7

4

ОК2,

3

Тема 4.1. Строение атома

Тема 4.2. Основы
квантовой физики

Тема 5.1.

Раздел 5. Эволюция Вселенной
Содержание учебного материала
10

ОК2, ОК4,
ОК5 ,ОК7,ОК9,

2

2

ОК2,
ОК4, ОК5,
ОК7

2

2
2
2

Гипотезы возникновения
Вселенной и её эволюция

Введение
Тема 6.1
Неорганическая химия.

Тема 7.1.
Периодический закон и
периодическая система
химических элементов
Д.И. Менделеева
Тема 7.2. Строение
вещества.
Виды химической связи
Тема 7.3.
Скорость химической
реакции

Тема 8.1.
Основные классы
неорганических

Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой
взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
2
Образование планетных систем. Солнечная система.
Дифференцированный зачет
Раздел 6.
Основные понятия и законы химии
1
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль
эксперимента и теории в химии. Моделирование химических
процессов.
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический
1
элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный
и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы.
Относительные атомная и молекулярная массы. Количество
вещества. Закон постоянства состава веществ молекулярной
структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
Раздел 7. Химические свойства и превращения веществ
Содержание учебного материала
1
Периодический закон и строение периодической системы
химических элементов Д.И. Менделеева. Связь между строением
электронной оболочки атома и химическими свойствами элемента.

ОК4, ОК5,
ОК7

1

Содержание учебного материала
1
Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и
полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь.
Водородная связь. Кристаллические решетки веществ с различными
видами химической связи.
Содержание учебного материала
1
Химическая реакция. Скорость реакции и факторы, от которых она
зависит.
2
Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие.
Лабораторная работа №5
Зависимость скорости химической реакции от различных факторов
(температуры, концентрации веществ, действия катализаторов)
Раздел 8. Неорганические соединения
Содержание учебного материала
1
Дисперсные системы. Классификация неорганических соединений.
Химические свойства основных классов неорганических соединений
11

2

2

ОК 1 ЛР 18

2

ОК 2 ОК 3

2

ОК 3ЛР 15

2

ОК 3ЛР 18

1

ОК 4 ЛР 18

1

1

ОК 2 ОК 3 ОК 4

соединений в свете
теории
электролитической
диссоциации

Тема 8.2.
Металлы

Тема 8.3.
Важнейшие соединения
металлов и неметаллов в
природе
Тема 9.1.
Теория строения
органических соединений
А.М.Бутлерова
Тема 9.2.
Углеводороды и их
народнохозяйственное
значение
Тема 9.3.
Кислородсодержащие
органические соединения

в свете теории электролитической диссоциации. Среда водных
растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный
показатель (рН) раствора
Лабораторная работа №6
Реакции обмена в водных растворах электролитов.
Лабораторная работа №7
Определение рН раствора солей.
Содержание учебного материала
1
Металлы. Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и
цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Неметаллы.
Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере
галогенов. Окислительно-восстановительные реакции
Содержание учебного материала
1
Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и
хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от
загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы,
углерода
Раздел 9. Органические соединения
Содержание учебного материала
1
Многообразие органических соединений. Основные положения
теории строения органических соединений. Изомерия: структурная,
пространственная. Классификация органических соединений.
Содержание учебного материала
Углеводороды, их строение и характерные химические свойства.
Метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в
органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный
уголь – природные источники углеводородов.
Содержание учебного материала
1 Спирты, их строение и характерные химические свойства. Этиловый
спирт. Глицерин. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота. Мыла как
соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры.
Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.
2 Моющие и чистящие средства. Токсичные вещества. Правила
безопасной работы со средствами бытовой химии.
Лабораторная работа № 8
Химические свойства спиртов
Лабораторная работа № 9
Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами,
12

1
1
1

ОК2

2

ОК 2 ОК 3 ОК 4

2

2

1

ОК 7 ОК 3 ОК 4

1

ОК 2 ОК 3 ОК 4

2

Тема 9.4.
Азотосодержащие
органические соединения
Тема 9.5.
Полимеры
Тема 9.6. Химия и жизнь
Тема 9.7. Химия и
организм человека
Тема 9.8. Химия в быту
Тема 10.1.
Клеточная теория
строения организмов

Тема 10.2.
Нуклеиновые кислоты.
Синтез белка

Тема 10.3.
Классификация живых
организмов

с металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO).
Содержание учебного материала
1 Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Лабораторная работа № 10
Химические свойства белков
Содержание учебного материала
1 Синтетические полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Содержание учебного материала
1 Химия и производство.
2 Химия в сельском хозяйстве.
Содержание учебного материала
1 Биологически активные вещества.( БАДы). Пищевые добавки.
Содержание учебного материала
1 Химия и повседневная жизнь человека. ПАВ. Лекарства. Витамины.
Раздел 10. Клеточное строение организмов
Содержание учебного материала
1
Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
Клеточная теория строения организмов.
2
Роль в клетке неорганических и органических веществ.
3
Строение клетки: основные органоиды и их функции.
Метаболизм, роль ферментов в нем.
Практическая работа №11
«Строение растительной, животной и бактериальной клеток под
микроскопом»
Практическая работа №12
«Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках растений»
Содержание учебного материала
1
Молекула ДНК – носитель наследственной информации.
Генетический код. Матричное воспроизводство белков.
Практическая работа
№13 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».
Содержание учебного материала
1 Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.
Одноклеточные и многоклеточные растительные и животные
организмы.
13

1

ОК 2 ОК 3 ОК 4

1

1

ОК 2 ОК 3 ОК 4
ЛР 18
ОК 2 ОК 3 ОК 7

1
1

ОК 2 ОК 3 ОК 7

1

ОК 2 ОК 3 ОК 7

2

ОК 1 ОК 4

1

2

4

4

ОК 1 ОК 4

2
2

ОК 1 ОК 4

Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и лечение
вирусных заболеваний
Содержание учебного материала
1 Размножение организмов, его формы и значение. Гаметы и их
строение. Оплодотворение. Индивидуальное развитие
многоклеточного организма (онтогенез).
Практическая работа
2

Тема 10.4.
Размножение живых
организмов

№14 « Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и
других позвоночных как доказательство их эволюционного родства».

Тема 10.5.
Эволюция живого.
Движущие силы
эволюции
Тема 11.1.
Основы генетики

Тема 11.2.
Наследственная и
ненаследственная
изменчивость

Тема 11.3.
Биотехнология

Тема 12.1.

Содержание учебного материала
1 Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность,
изменчивость, естественный отбор.
Раздел 11. Наследственность и изменчивость
Содержание учебного материала
1 Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и Т.
Морганом (на примере наследования у человека).
Хромосомная теория наследственности и теория гена.
Практическая работа
№15«Решение генетических задач и составление родословных»
Содержание учебного материала
Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Причины наследственных изменений. Мутагены и мутации. Влияние
мутагенов на организм человека и оценка последствий их влияния.
Значение генетики для медицины.
Практическая работа №16
«Изучение изменчивости: построение вариационной кривой (размеры
листьев растений, антропометрические данные учащихся)».
Содержание учебного материала

2

ОК 2 ОК 4

2
4

ОК 2

4

ОК 2

2
2

ОК 4

1

Биотехнологии. Генная, клеточная инженерия. Клонирование. Оценка
этических и правовых аспектов развития некоторых исследований в
биотехнологии.
Раздел 12. Многообразие и эволюция органического мира
Содержание учебного материала

2

2

ОК 9

2

ОК 2

1

14

Система органического
мира
Тема 12.2.
Теория эволюции
органического мира
Ч. Дарвина

Тема 13.1.
Основы экологии
Тема 13.2.
Экосистемы – их
структура и
функционирование

Система органического мира и ее основные систематические
категории (классификация). Вид, его критерии. Проблема реального
существования видов в природе. Популяция – структурная единица
эволюции.
Содержание учебного материала
1 Проблема
сущности
жизни.
Оценка
различных
гипотез
происхождения жизни. Теория эволюции органического мира Ч.
Дарвина. Предпосылки и движущие силы эволюции (борьба за
существование и естественный отбор).
2 Результат эволюции: адаптация, видообразование, многообразие
органического мира, вымирание. Происхождение и эволюция
человека. Искусственный отбор, селекция.
Практическая работа №17
«Изучение способов адаптации организмов к среде обитания»
1

Практическая работа
№18 «Изучение приспособлений живых организмов к различным средам
обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная»
Раздел 13. Надорганизменные системы
Содержание учебного материала
1 Экологические факторы. Приспособление организмов к влиянию
различных экологических факторов.
Содержание учебного материала
1

2

2

ОК 3 ОК 4

2

ОК 3 ОК 4

2

2
ОК 7
2

Экосистема, ее основные составляющие. Характеристика видовой и
пространственной структуры экосистемы. Пищевые связи в
экосистеме. Саморегуляция в экосистемах, их развитие и смена.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.
Искусственная экосистема – агробиоценоз.
Практическая работа
№19 « Искусственная экосистема - аквариум ».
Практическая работа
№20« Сравнительное описание одной из естественных природных
систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например,
пшеничного поля)»
Практическая работа
№21 « Составление схем передачи веществ и энергии по цепям
15

2
2

2

ОК 4 ОК 7

питания в природной экосистеме и в агроценозе»
Тема 13.3.
Учение В.И. Вернадского
о биосфере и ноосфере

Содержание учебного материала

2

Биосфера – глобальная экосистема. Роль живого вещества в
круговороте веществ в биосфере. Учение В.И. Вернадского о
биосфере, ноосфере, живом веществе и его функциях в биосфере.
Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности
человека. Проблема устойчивого развития биосферы.
Практическая работа
№22 «Описание антропогенных изменений в естественных природных
ландшафтах своей местности».
Контрольная работа
Комплексный дифференцированный зачет
Всего:
1

16

2
2
2
180

ОК 4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Материально – техническое обеспечение предмета
Для реализации программы предмета «Естествознание» имеется учебный
кабинет химии и биологии, физики.
Оборудование учебного кабинета :
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
– стенд «Периодическая система Д.И. Менделеева»;
- стенд «Растворимость кислот, солей и оснований»;
- модели молекул органических соединений
- Пособие по делению клеток (магниты)-2шт,
-«Форма сохранности ископаемых растительных и животных организмов»,
- « Вредители с/х культур»,
-«Гомология задних конечностей»,
-«Биоценоз пресного водоема»,
-«Законы Менделя (магниты ;
-«Формы сохранности ископаемых растений и животных»,
-«Характерные черты скелета бесхвостых земноводных»,
-«Характерные черты скелета птиц – 2шт»,
-«Классификация для растений и животных»- динамическое.
-Препарат: «Развитие курицы».
- модели ДНК ;
- лабораторная посуда;
- лабораторное оборудование;
- реактивы;
- спиртовки;
- методические пособия по проведению лабораторных работ
- Коллекции: «Волокна», «Набор высокомолекулярных соединений», «Стекло и
изделия из стекла -2шт, «Горные породы и минералы, «Каменный уголь и его
продукты переработки , «Шкала твердости»,
Чугун и сталь, «Набор
высокомолекулярных веществ, «Каучук», «Коллекция полезных ископаемых»,
- методические пособия по проведению лабораторных работ.
- раздаточный материал в виде схем и рисунков для выполнения практических
работ.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-компьютер,
-экран,
-видеофильмы
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета
Перечень учебных изданий
Основные источники:
17

1.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей
технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. —
М., 2019.
2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. « Биология» 10-11 класс.
Дрофа Москва 2019 год.
3.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10-11класс. 17-е изд. – М.:
Просвещение, 2019
Дополнительные источники:
1. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин ,«Общая биология», 10-11 класс.
Дрофа Москва 2007 год
2. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, « Общая биология». Москва «Высшая школа» 2006
год
3. Т.Л.Богданова «Биология, задания и упражнения», пособие для поступающих в
Вузы Москва « Высшая школа» 2006 год.
4. А.В.Балахонов «Ошибки развития» С.-Пб. 2000г.
5. Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной
деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2004
6.Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс Дрофа
7.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей
технического и естественнонаучного профилей: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2014.
8. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Единый государственный
экзамен: Химия: Тестовые задания для подг. к Единому гос. Экзамену: 10-11 кл
Андреева, Н. Д. Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
9. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С.
Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
10. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.
Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
11. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
12. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие.
– М., 2004.
13.Самойленко П. И. Физика для профессий и специальностей социальноэкономического
и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М.,
2017.
14.Самойленко П. И. Сборник задач по физике для профессий и специальностей
социальноэкономического и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений
сред. проф.
образования. — М., 2017.
15.Сладков С. А., Остроумов И.Г., Габриелян О.С., Лукьянова Н.Н. Химия для
профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение
18

(электронное учебное из-дание) для студ. учреждений сред. проф. образования. —
М., 2014
Интернет- ресурсы:
Андреева, Н. Д. Электронное пособие как интерактивное средство обучения. //
Биология в школе. - 2008. - № 1. - С.47-48.
catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернетwww.pvg.mk.ru
(олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия, Физика»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии, физике).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе», «Физика в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»)
www.edu.ru
experiment.edu.ru
elibrary.ru
college.ru
5ballov.ru
Методические разработки:
1. Разработка классного часа на тему: « Семь тайн жизни».
2. Разработка урока на тему: « Что такое СПИД и как он проявляется и
передается?»
3. Тема урока: «Вода – основа жизни».
4. Деловая игра на тему: « Суд над табаком» (Внеклассное мероприятие)
5. «Указания выполнения лабораторных работ по дисциплине «Химия» для
студентов 1 и 2 курсов всех специальностей (2010);
6. Методическая разработка тестовых заданий для проведения итогового контроля
знаний по дисциплине «Химия» (2014); «Физика» (2017)
7. Методическая разработка открытого урока «Коррозия металла» с
использованием мультимедийного оборудования (2013);
3.3. Методические рекомендации по организации изучения предмета
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании предмета
используются современные образовательные технологии: информационные
технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения,
проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, метод
исследования), технологии эвристического обучения(игровые методики, «мозговая
атака»). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития
общих компетенций обучающихся применяются активные, интерактивные формы
проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций,
ролевые игры, групповая дискуссия).

19

Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и
фронтальный), письменный опросы (тестирование, доклады, оформление
лабораторных работ).
Итоговый контроль предусмотрен в форме дифференцированного зачёта по
завершению курса.

20

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется
преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний,
осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опросов по
контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения
лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий
(доклады, рефераты).
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют
проверить у обучающихся сформированность и развитие общих компетенций ,
обеспечивающих их умения и знания.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся должен продемонстрировать
предметные
результаты
освоения Оперативный контроль в форме:
интегрированной
учебной
дисциплины - индивидуальный устный опрос,
-фронтальный устный опрос,
"Естествознание":
- сформированность представлений о целостной -тестовый контроль,
современной естественно-научной картине мира, о -проверка и оценка отчётов по лабораторным
природе как единой целостной системе, о работам,
взаимосвязи человека, природы и общества; о
пространственно-временных
масштабах
Вселенной
- владение знаниями о наиболее важных
Оперативный контроль в форме:
открытиях
и
достижениях
в
области
-фронтальный устный опрос,
естествознания, повлиявших на эволюцию
-тестовый контроль,
представлений о природе, на развитие техники и
технологий;
-сформированность
умения
применять
Оперативный контроль в форме:
естественно-научные знания для объяснения
- индивидуальный устный опрос,
окружающих явлений, сохранения здоровья,
-фронтальный устный опрос,
обеспечения безопасности жизнедеятельности,
-тестовый контроль,
бережного отношения к природе, рационального
-выполнение рефератов и докладов,
природопользования, а также выполнения роли
грамотного потребителя;
- сформированность представлений о научном
методе познания природы и средствах изучения Оперативный контроль в форме:
мегамира, макромира и микромира; владение -фронтальный устный опрос,
приемами
естественнонаучных
наблюдений, -тестовый контроль,
опытов исследований и оценки достоверности
полученных результатов;
- владение понятийным аппаратом естественных Оперативный контроль в форме:
наук, позволяющим познавать мир, участвовать в - индивидуальный устный опрос,
дискуссиях по естественнонаучным вопросам, -фронтальный устный опрос,
использовать различные источники информации -выполнение рефератов и докладов,
21

для подготовки собственных работ, критически
относиться к сообщениям СМИ, содержащим
научную информацию;
- сформированность умений понимать значимость
естественно-научного
знания
для
каждого
человека, независимо от его профессиональной
деятельности, различать факты и оценки,
сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с
критериями оценок и связь критериев с
определенной системой ценностей.

22

Рубежный контроль в форме:
письменной контрольной работы.
Итоговый контроль – дифференцированный
зачет

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность
предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты
(личностные и метапредметные)
Личностные результаты
- российская гражданская идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу, чувство ответственности
перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
- нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей;
гражданская
позиция
как
активного
и
ответственного
члена
российского
общества,
осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и
самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и
оценки

- проявление гражданственности, патриотизма;
- знание истории своей страны;
- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

- проявление активной жизненной позиции;
- проявление уважения к национальным и культурным
традициям народов РФ;
- уважение общечеловеческих и демократических
ценностей

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы.

- демонстрация готовности к исполнению воинского долга Своевременность постановки
на воинский учет
Проведение воинских сборов
- демонстрация сформированности мировоззрения,
отвечающего современным реалиям;
- проявление общественного сознания;
- воспитанность и тактичность;
Интерпретация результатов
- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой наблюдений за деятельностью
деятельности
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

23

толерантное
сознание
и
поведение
в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить
общие цели
и
сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том
числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и
мастерами в ходе обучения;
- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при Успешное прохождение
выполнении различного рода деятельности
учебной практики.
Участие в коллективных
мероприятиях, проводимых на
различных уровнях
- демонстрация желания учиться;
Интерпретация результатов
- сознательное отношение к продолжению образования в наблюдений за деятельностью
ВУЗе
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы.
- умение ценить прекрасное;
Творческие и
исследовательские проекты
Дизайн-проекты по
благоустройству
- готовность вести здоровый образ жизни;
- занятия в спортивных секциях;
- отказ от курения, употребления алкоголя;
- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;
Спортивно-массовые
- оказание первой помощи
мероприятия
Дни здоровья

- принятие и реализацию ценностей здорового и
безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек:
курения,
употребления
алкоголя,
наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение
к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и - демонстрация интереса к будущей профессии;
возможностей реализации собственных жизненных - выбор и применение методов и способов решения Занятия по специальным
планов;
отношение
к
профессиональной профессиональных задач
дисциплинам
деятельности как возможности участия в решении
Учебная практика
личных,
общественных,
государственных,
Творческие проекты
общенациональных проблем;
24

- сформированность экологического мышления,
понимания
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни;
метапредметные результаты
умение
самостоятельно
определять
цели
деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать
в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции
других
участников
деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных
методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться
в
различных
источниках

- экологическое мировоззрение;
- знание основ рационального природопользования и Мероприятия по озеленению
охраны природы
территории.
Экологические проекты
- уважение к семейным ценностям;
- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия,
посвящённые институту
семьи.
Мероприятия, проводимые
«Молодёжь+»

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения
общеобразовательных дисциплин;
- умение планировать собственную деятельность;
- осуществление контроля и корректировки своей
деятельности;
- использование различных ресурсов для достижения
поставленных целей

Контроль графика выполнения
индивидуальной
самостоятельной работы
обучающегося; открытые
защиты проектных работ

- демонстрация коммуникативных способностей;
- умение вести диалог, учитывая позицию других
участников деятельности;
- умение разрешить конфликтную ситуацию
- демонстрация способностей к учебно-исследовательской
и проектной деятельности;
- использование различных методов решения
практических задач

Наблюдение за ролью
обучающегося в группе;
портфолио

- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников информации,
включая электронные;
демонстрация
способности
самостоятельно
использовать необходимую информацию для выполнения

Подготовка рефератов,
докладов, курсовое
проектирование,
использование электронных
источников.

25

Семинары
Учебно-практические
конференции
Конкурсы
Олимпиады

информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
- умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции
различных социальных институтов;

поставленных учебных задач;
соблюдение
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.

- сформированность представлений о различных
социальных институтах и их функциях в обществе
(институте семьи, институте образования, институте
здравоохранения, институте государственной власти,
институте
парламентаризма,
институте
частной
собственности, институте религии и т. д.)
- умение самостоятельно оценивать и принимать - демонстрация способности самостоятельно давать
решения, определяющие стратегию поведения, с оценку ситуации и находить выход из неё;
учетом гражданских и нравственных ценностей;
- самоанализ и коррекция результатов собственной
работы
- владение навыками познавательной рефлексии как - умение оценивать свою собственную деятельность,
осознания совершаемых действий и мыслительных анализировать и делать правильные выводы
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.

5. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
1.Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.
2. Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
3. Современные средства связи. Мобильные телефоны.
4. Плазма-четвертое состояние вещества.
26

Наблюдение за навыками
работы в глобальных,
корпоративных и локальных
информационных сетях.

Деловые игры-моделирование
социальных и
профессиональных ситуаций.

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы
Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

5. Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
6. Солнце- источник жизни на Земле.
7. Электричество в живых организмах.
8. Еда из микроволновки: польза или вред?
9. Исследование влияния шума на живые организмы.
10. Автомобиль и здоровье человека.
11. Вклад физики в Великую Отечественную войну.
12. Физика и музыка.
13. Физика в моей профессии.

27


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».