Приложение 2.16 к ППКРС по профессии 54.01.20 Графический дизайнер РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.16 ЭКОЛОГИЯ 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Экология» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования технического профиля программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования. Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. по профессии 54.01.20 «Графический дизайнер» утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016 № 1543 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей: • получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания; • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоох ранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации; • воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем; • использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе. Освоение содержания учебной дисциплины «Экология», обеспечивает достижение студентами следующих результатов: Личностные 1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 3 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 4 Предметные результаты освоения базового курса экологии должны отражать: 1) сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа"; 2) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; 3) владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; 4) владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; 5) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; 6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК): ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лекции практические занятия Консультации 6 Объём часов 36 36 - Итоговый контроль – комплексный дифференцированный зачёт 7 Наименование разделов и тем 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология» Содержание учебного материала, лабораторные и практические Объём часов работы, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Основы экологии Тема 1.1 Содержание учебного материала Предмет, задачи и 1. История взаимодействия человека и природы; актуальность проблемы экологии как экономических проблем в современном мире. Структура науки экологии и содержание этой современной науки. Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 2 ОК 7 Тема 1. 2. Среда как экологическое понятие Содержание учебного материала 1. Определение среды обитания; четыре основных среды жизни и пути приспособления организмов к условиям среды; абиотические, биотические, антропогенные факторы среды; законы действия факторов Соответствие между организмами и средой их обитания. Положения эволюционной теории Ч.Дарвина, объясняющей пути приспособления организмов к условиям окружающей среды 2 ОК 7 Тема 1.3. Наземно - воздушная среда. Атмосфера Содержание учебного материала 2 ОК 7, 9 2 ОК 7,9 Тема 1.4. Водная среда. Вода в Оболочки Земли и слоистое строение атмосферы. Световой и температурный режим- важнейшие факторы наземновоздушной среды; световые и температурные адаптации; загрязнения наземно- воздушной среды. Содержание учебного материала 1. Распределение воды в гидросфере; свойства водной среды 1. 8 природе обитания; вода как компонент внутренней среды организмов; водные ресурсы, темпы их использования человеком и возможности пополнения; загрязнения водоемов и пути их охраны. Содержание учебного материала 1 В.В Докучаев о почве; почва- богатейшая среда обитания для живых организмов; строение и составные компоненты почвы; антропогенные загрязнения почв; значение почвы в круговороте биогенных элементов и обеззараживания отходов. 2 ОК 7,9 Содержание учебного материала 1 Экологическое определение популяций; пространственная, половая и возрастная структура популяций; важнейшие демографические характеристики популяций; колебания численности популяций и динамика популяций различных климатических зон. Содержание учебного материала 1 Экосистемы- совокупность взаимодействующих организмов и условий среды; учение Сукачева В.Н. о биогеоценозе; размеры и границы экосистем; общие законы, поддерживающие равновесие различных частей сообщества; компоненты и состав экосистем; трофические цепи и группы; автотрофные и гетеротрофные экосистемы; смена биоценозов под влиянием внешних и внутренних факторов. 2 ОК 7,10 2 ОК 7, 10 Содержание учебного материала 1 Принцип устойчивости экосистем- экологическое равновесие, последствие его нарушения; распределение организмов по экологическим нишам- условие сохранения равновесия в экосистемах; типы экологических взаимодействий: нейтрализм, симбиоз, конкуренция (внутри- и межвидовая, хищничество, паразитизм). Тема 1.9. Содержание учебного материала Автотрофные экосистемы 1 Виды естественных экосистем. Их использование человеком; 2 ОК 7,9 2 ОК 7, 10 Тема 1.5. Почва как среда обитания Тема 1.6. Популяции, их структура и экологические характеристики Тема 1.7. Структура и типы экосистем Тема 1.8. Взаимоотношения организмов в экосистемах. Экологическое равновесие 9 земельные ресурсы и продукты питания; агроэкосистемы и их компоненты; антропогенные загрязнения в агроэкосистемах и в сельскохозяйственной продукции; сущность и значение «зеленых революций». Содержание учебного материала 1 Общие сведения о биосфере; В.И.Вернадский о биосфере; биологические циклы углерода, кислорода, азота. Фосфора; глобальные проблемы биосферы; угроза парникового эффекта. Разрушение озонового слоя., аридизация суши, истощение природных ресурсов. Раздел 2. Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда Тема 2.1. Содержание учебного материала Особенности городских 1. Демографические проблемы и урбанизация; экологическая экосистем. ситуация в городах; микроклимат города; состояние атмосферы Экологические проблемы в городе; меры борьбы с загрязнениями в городах, роль зеленых современного города насаждений в городских экосистемах. 2 ОК 7, 10 2 ОК 7, 9 Тема 2.2. Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека Содержание учебного материала 1. Проблемы шума в городах, радиация и иммунитет; электромагнитное загрязнение, виды электромагнитных полей; магнитные бури, нарушения в организме человека и животных при действии ЭМП; меры защиты от ЭМП. 2 ОК 7, 9, 10 Тема 2.3. Общие проблемы адаптации человека. Адаптивные биологические ритмы организмов Содержание учебного материала 1 Внутренние и внешние ритмы организмов; работы А.Л.Чижевского, связанные с изучением ритмов солнечной активности; суточные, годичные, лунный месяц, приливноотливные ритмы; задачи хронобиологии и хрономедицины; ритмы работоспособности. 2 ОК 7, 9,10 2 ОК 7, 11 Тема 1.10. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере Раздел 3. Рациональное природопользование Тема3.1. Содержание учебного материала 10 Научные основы и принципы рационального природопользования Тема 3.2. Охрана окружающей среды. Экологический мониторинг Тема 3.3. Правовые и социальные аспекты экологии Понятие природно - ресурсного потенциала и классификация ресурсов; правила рационального природопользования; задачи социальной экологии; пути предотвращения истощения ресурсов: безотходные технологии и использование альтернативных источников энергии: солнца, ветра, приливовотливов, геотермальной энергии Содержание учебного материала 1 Охрана природы - элемент сохранения экологического равновесия на планете; сведения о Красной книге и внесенных в нее представителях животного и растительного мира; особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки; охрана и рациональное использование ресурсов Мирового океана; охрана и рациональное использование лесов, экологический мониторинг. 1. 2 ОК 7, 9 Содержание учебного материала 1 История Российского природоохранного законодательства; экологическое право; основные направления современной государственной экологической политики; обеспечение экологических законов 4 ОК 7 Комплексный дифференцированный зачет 2 36 Всего 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально – техническое обеспечение дисциплины Для реализации программы дисциплины «Экология» имеется учебный кабинет химии и биологии. Оборудование учебного кабинета: - рабочее место преподавателя; - посадочные места по количеству обучающихся; - Пособие по делению клеток (магниты)-2шт, -«Форма сохранности ископаемых растительных и животных организмов», - «Вредители с/х культур», -«Гомология задних конечностей», -«Биоценоз пресного водоема», -«Законы Менделя (магниты ; -«Формы сохранности ископаемых растений и животных», -«Характерные черты скелета бесхвостых земноводных», -«Характерные черты скелета птиц – 2шт», -«Классификация для растений и животных» - динамическое. -Препарат: «Развитие курицы». - модели ДНК ; - раздаточный материал в виде схем и рисунков для выполнения практических работ. Технические средства обучения: -мультимедийный проектор, -компьютер, -экран, -видеофильмы 3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Перечень учебных изданий Основные источники: 1. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.Для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей (СПО). 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016 - 336 с. 2.Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.:Академия,2018. 3.Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.:Академия,2018. 4.Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.:Академия,2018. Дополнительные источники: 1.Колесников С.И. Экологические основы природопользования: Учебник – М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 304 с. 2.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. – 320 с. 3.Роева Н.Н., Стрельникова Е.В. Экология. Курс лекций. – М.: МГТА, 2001. – 156 с. 12 4.Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с. Интернет- ресурсы: - ЭБС Лань - http://nacherchy.ru - http://dwgstud.narod.ru/lib (библиотека Autocad) Методические разработки: 1. Разработка классного часа на тему: « Семь тайн жизни». 2. Разработка урока на тему: « Что такое СПИД и как он проявляется и передается?» 3. Тема урока: «Вода – основа жизни». 4. Деловая игра на тему: «Суд над табаком» (Внеклассное мероприятие) 3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, метод исследования), технологии эвристического обучения(игровые методики, «мозговая атака»). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих компетенций обучающихся применяются активные, интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, групповая дискуссия). Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный), письменный опросы. Итоговый контроль предусмотрен в форме дифференцированного зачёта по завершению курса. 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ» Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения практических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (доклады, рефераты, презентации). Результаты обучения (предметные результаты) В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Экология": сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек общество - природа"; сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; - владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; -владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энергои ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Входной контроль: собеседование Оперативный контроль в форме: -фронтальный устный опрос, Оперативный контроль в форме: - индивидуальный устный опрос, -фронтальный устный опрос, -проверка и оценка рефератов сообщений - сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной Рубежный контроль в форме: ответственности за экологические последствия -письменная контрольная работа, своих действий в окружающей среде; - проверка и оценка презентаций сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, Итоговый контроль – связанных с экологической безопасностью дифференцированный зачёт окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. 14 и Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения. Результаты (личностные и метапредметные) Личностные результаты - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы - проявление активной жизненной позиции; - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; - уважение общечеловеческих и демократических ценностей Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. - демонстрация готовности к исполнению воинского долга Своевременность постановки на воинский учет Проведение воинских сборов - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - проявление общественного сознания; - воспитанность и тактичность; Интерпретация результатов - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой наблюдений за деятельностью деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы 15 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при Успешное прохождение выполнении различного рода деятельности учебной практики. Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях - демонстрация желания учиться; Интерпретация результатов - сознательное отношение к продолжению образования в наблюдений за деятельностью ВУЗе обучающегося в процессе освоения образовательной программы. - умение ценить прекрасное; Творческие и исследовательские проекты Дизайн-проекты по благоустройству - готовность вести здоровый образ жизни; - занятия в спортивных секциях; - отказ от курения, употребления алкоголя; - забота о своём здоровье и здоровье окружающих; Спортивно-массовые - оказание первой помощи мероприятия Дни здоровья - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; - осознанный выбор будущей профессии и - демонстрация интереса к будущей профессии; возможностей реализации собственных жизненных - выбор и применение методов и способов решения Занятия по специальным планов; отношение к профессиональной профессиональных задач дисциплинам деятельности как возможности участия в решении Учебная практика личных, общественных, государственных, Творческие проекты общенациональных проблем; 16 - сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; метапредметные результаты умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках - экологическое мировоззрение; - знание основ рационального природопользования и Мероприятия по озеленению охраны природы территории. Экологические проекты - уважение к семейным ценностям; - ответственное отношение к созданию семьи Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи. Мероприятия, проводимые «Молодёжь+» - организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ - демонстрация коммуникативных способностей; Наблюдение за ролью - умение вести диалог, учитывая позицию других обучающегося в группе; участников деятельности; портфолио - умение разрешить конфликтную ситуацию - демонстрация способностей к учебно-исследовательской Семинары и проектной деятельности; Учебно-практические - использование различных методов решения конференции практических задач Конкурсы Олимпиады - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения 17 Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение определять назначение и функции различных социальных институтов; поставленных учебных задач; соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. - сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.) - умение самостоятельно оценивать и принимать - демонстрация способности самостоятельно давать решения, определяющие стратегию поведения, с оценку ситуации и находить выход из неё; учетом гражданских и нравственных ценностей; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы - владение навыками познавательной рефлексии как - умение оценивать свою собственную деятельность, осознания совершаемых действий и мыслительных анализировать и делать правильные выводы процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 18 Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы