Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ОУД.16 ЭКОЛОГИЯ

Приложение 2.16
к ППКРС по профессии
54.01.20 Графический дизайнер

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.16 ЭКОЛОГИЯ

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Экология» предназначена
для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального
образования технического профиля программы подготовки квалифицированных рабочих и
служащих, реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего
образования.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования. по профессии 54.01.20 «Графический дизайнер» утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016 № 1543
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их
функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и
развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании
картины мира; о методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в
практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние
экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить
наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления
естественных и антропогенных изменений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоох ранной деятельности; в
ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного
отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к
мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к
окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил
поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология», обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
Личностные
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
4

Предметные результаты освоения базового курса экологии должны отражать:
1) сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения
устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в
системе "человек - общество - природа";
2) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать
экологические последствия в разных сферах деятельности;
3) владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с
выполнением типичных социальных ролей;
4) владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в
области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и
безопасности жизни;
5) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной
ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной
социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды,
здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими
общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках;
ОК
11.
Использовать
знания
по
финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Консультации
6

Объём часов
36
36
-

Итоговый контроль – комплексный дифференцированный зачёт

7

Наименование разделов и
тем

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
Объём часов
работы, самостоятельная работа обучающихся

Раздел 1. Основы экологии
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Предмет, задачи и
1. История взаимодействия человека и природы; актуальность
проблемы экологии как
экономических проблем в современном мире. Структура
науки
экологии и содержание этой современной науки.

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

2

ОК 7

Тема 1. 2.
Среда как экологическое
понятие

Содержание учебного материала
1. Определение среды обитания; четыре основных среды жизни и
пути приспособления организмов к условиям среды;
абиотические, биотические, антропогенные факторы среды;
законы действия факторов
Соответствие между организмами и средой их обитания.
Положения эволюционной теории Ч.Дарвина, объясняющей
пути приспособления организмов к условиям окружающей
среды

2

ОК 7

Тема 1.3.
Наземно - воздушная
среда. Атмосфера

Содержание учебного материала

2

ОК 7, 9

2

ОК 7,9

Тема 1.4.
Водная среда. Вода в

Оболочки Земли и слоистое строение атмосферы. Световой и
температурный режим- важнейшие факторы наземновоздушной среды; световые и температурные адаптации;
загрязнения наземно- воздушной среды.
Содержание учебного материала
1. Распределение воды в гидросфере; свойства водной среды
1.

8

природе

обитания; вода как компонент внутренней среды организмов;
водные ресурсы, темпы их использования человеком и
возможности пополнения; загрязнения водоемов и пути их
охраны.
Содержание учебного материала
1 В.В Докучаев о почве; почва- богатейшая среда обитания для
живых организмов; строение и составные компоненты почвы;
антропогенные загрязнения почв; значение почвы в круговороте
биогенных элементов и обеззараживания отходов.

2

ОК 7,9

Содержание учебного материала
1 Экологическое определение популяций; пространственная,
половая и возрастная структура популяций; важнейшие
демографические
характеристики
популяций;
колебания
численности популяций и динамика популяций различных
климатических зон.
Содержание учебного материала
1 Экосистемы- совокупность взаимодействующих организмов и
условий среды; учение Сукачева В.Н. о биогеоценозе; размеры и
границы экосистем; общие законы, поддерживающие равновесие
различных частей сообщества; компоненты и состав экосистем;
трофические цепи и группы; автотрофные и гетеротрофные
экосистемы; смена биоценозов под влиянием внешних и
внутренних факторов.

2

ОК 7,10

2

ОК 7, 10

Содержание учебного материала
1 Принцип устойчивости экосистем- экологическое равновесие,
последствие его нарушения; распределение организмов по
экологическим нишам- условие сохранения равновесия в
экосистемах; типы экологических взаимодействий: нейтрализм,
симбиоз, конкуренция (внутри- и межвидовая, хищничество,
паразитизм).
Тема 1.9.
Содержание учебного материала
Автотрофные экосистемы 1 Виды естественных экосистем. Их использование человеком;

2

ОК 7,9

2

ОК 7, 10

Тема 1.5.
Почва как среда
обитания

Тема 1.6.
Популяции, их структура
и экологические
характеристики
Тема 1.7.
Структура и типы
экосистем

Тема 1.8.
Взаимоотношения
организмов в
экосистемах.
Экологическое
равновесие

9

земельные ресурсы и продукты питания; агроэкосистемы и их
компоненты; антропогенные загрязнения в агроэкосистемах и в
сельскохозяйственной продукции; сущность и значение «зеленых
революций».
Содержание учебного материала
1 Общие сведения о биосфере; В.И.Вернадский о биосфере;
биологические циклы углерода, кислорода, азота. Фосфора;
глобальные проблемы биосферы; угроза парникового эффекта.
Разрушение озонового слоя., аридизация суши, истощение
природных ресурсов.
Раздел 2. Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Особенности городских
1. Демографические проблемы и урбанизация; экологическая
экосистем.
ситуация в городах; микроклимат города; состояние атмосферы
Экологические проблемы
в городе; меры борьбы с загрязнениями в городах, роль зеленых
современного города
насаждений в городских экосистемах.

2

ОК 7, 10

2

ОК 7, 9

Тема 2.2.
Влияние шума,
электромагнитного
излучения и радиации на
организм человека

Содержание учебного материала
1. Проблемы шума в городах, радиация и иммунитет;
электромагнитное загрязнение, виды электромагнитных полей;
магнитные бури, нарушения в организме человека и животных
при действии ЭМП; меры защиты от ЭМП.

2

ОК 7, 9, 10

Тема 2.3.
Общие проблемы
адаптации человека.
Адаптивные
биологические ритмы
организмов

Содержание учебного материала
1 Внутренние и внешние ритмы организмов; работы
А.Л.Чижевского, связанные с изучением ритмов солнечной
активности; суточные, годичные, лунный месяц, приливноотливные ритмы; задачи хронобиологии и хрономедицины;
ритмы работоспособности.

2

ОК 7, 9,10

2

ОК 7, 11

Тема 1.10.
Учение В.И.Вернадского
о биосфере и ноосфере

Раздел 3. Рациональное природопользование
Тема3.1.
Содержание учебного материала
10

Научные основы и
принципы
рационального
природопользования
Тема 3.2.
Охрана окружающей
среды. Экологический
мониторинг

Тема 3.3.
Правовые и социальные
аспекты экологии

Понятие природно - ресурсного потенциала и классификация
ресурсов; правила рационального природопользования; задачи
социальной экологии; пути предотвращения истощения
ресурсов:
безотходные
технологии
и
использование
альтернативных источников энергии: солнца, ветра, приливовотливов, геотермальной энергии
Содержание учебного материала
1 Охрана природы - элемент сохранения экологического
равновесия на планете; сведения о Красной книге и внесенных в
нее представителях животного и растительного мира; особо
охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные
парки; охрана и рациональное использование ресурсов Мирового
океана; охрана и рациональное использование лесов,
экологический мониторинг.
1.

2

ОК 7, 9

Содержание учебного материала
1 История Российского природоохранного законодательства;
экологическое право; основные направления современной
государственной
экологической
политики;
обеспечение
экологических законов

4

ОК 7

Комплексный дифференцированный зачет

2
36

Всего

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины «Экология» имеется учебный кабинет химии и
биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- Пособие по делению клеток (магниты)-2шт,
-«Форма сохранности ископаемых растительных и животных организмов»,
- «Вредители с/х культур»,
-«Гомология задних конечностей»,
-«Биоценоз пресного водоема»,
-«Законы Менделя (магниты ;
-«Формы сохранности ископаемых растений и животных»,
-«Характерные черты скелета бесхвостых земноводных»,
-«Характерные черты скелета птиц – 2шт»,
-«Классификация для растений и животных» - динамическое.
-Препарат: «Развитие курицы».
- модели ДНК ;
- раздаточный материал в виде схем и рисунков для выполнения практических работ.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-компьютер,
-экран,
-видеофильмы
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий
Основные источники:
1. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.Для профессий и специальностей технического
и естественно-научного профилей (СПО). 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016 - 336 с.
2.Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.:Академия,2018.
3.Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М.:Академия,2018.
4.Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. –
М.:Академия,2018.
Дополнительные источники:
1.Колесников С.И. Экологические основы природопользования: Учебник – М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 304 с.
2.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ
и колледжей. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. – 320 с.
3.Роева Н.Н., Стрельникова Е.В. Экология. Курс лекций. – М.: МГТА, 2001. – 156 с.
12

4.Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.:
Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
Интернет- ресурсы:
- ЭБС Лань
- http://nacherchy.ru
- http://dwgstud.narod.ru/lib (библиотека Autocad)
Методические разработки:
1. Разработка классного часа на тему: « Семь тайн жизни».
2. Разработка урока на тему: « Что такое СПИД и как он проявляется и передается?»
3. Тема урока: «Вода – основа жизни».
4. Деловая игра на тему: «Суд над табаком» (Внеклассное мероприятие)
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины
используются современные образовательные технологии: информационные технологии
(компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, проблемного обучения
(проблемное изложение, эвристическая беседа, метод исследования), технологии эвристического
обучения(игровые методики, «мозговая атака»). В сочетании с внеаудиторной работой, для
формирования и развития
общих компетенций обучающихся применяются активные,
интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных
ситуаций, ролевые игры, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и
фронтальный), письменный опросы.
Итоговый контроль предусмотрен в форме дифференцированного зачёта по завершению
курса.

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме
устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе
выполнения практических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий
(доклады, рефераты, презентации).
Результаты обучения
(предметные результаты)
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен продемонстрировать
предметные результаты освоения учебной
дисциплины "Экология":
сформированность
представлений
об
экологической
культуре
как
условии
достижения устойчивого (сбалансированного)
развития
общества
и
природы,
об
экологических связях в системе "человек общество - природа";
сформированность
экологического
мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия в
разных сферах деятельности;
- владение умениями применять экологические
знания в жизненных ситуациях, связанных с
выполнением типичных социальных ролей;
-владение
знаниями
экологических
императивов,
гражданских
прав
и
обязанностей
в
области
энергои
ресурсосбережения в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности
жизни;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Входной контроль: собеседование
Оперативный контроль в форме:
-фронтальный устный опрос,

Оперативный контроль в форме:
- индивидуальный устный опрос,
-фронтальный устный опрос,
-проверка и оценка рефератов
сообщений

- сформированность личностного отношения к
экологическим
ценностям,
моральной
Рубежный контроль в форме:
ответственности за экологические последствия
-письменная контрольная работа,
своих действий в окружающей среде;
- проверка и оценка презентаций
сформированность
способности
к
выполнению
проектов
экологически
ориентированной социальной деятельности,
Итоговый контроль –
связанных с экологической безопасностью
дифференцированный зачёт
окружающей среды, здоровьем людей и
повышением их экологической культуры.

14

и

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность
предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты
(личностные и метапредметные)
Личностные результаты
- российская гражданская идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу, чувство ответственности
перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
- нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей;
гражданская
позиция
как
активного
и
ответственного
члена
российского
общества,
осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и
самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и
оценки

- проявление гражданственности, патриотизма;
- знание истории своей страны;
- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

- проявление активной жизненной позиции;
- проявление уважения к национальным и культурным
традициям народов РФ;
- уважение общечеловеческих и демократических
ценностей

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы.

- демонстрация готовности к исполнению воинского долга Своевременность постановки
на воинский учет
Проведение воинских сборов
- демонстрация сформированности мировоззрения,
отвечающего современным реалиям;
- проявление общественного сознания;
- воспитанность и тактичность;
Интерпретация результатов
- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой наблюдений за деятельностью
деятельности
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

15

толерантное
сознание
и
поведение
в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить
общие цели
и
сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том
числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и
мастерами в ходе обучения;
- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при Успешное прохождение
выполнении различного рода деятельности
учебной практики.
Участие в коллективных
мероприятиях, проводимых на
различных уровнях
- демонстрация желания учиться;
Интерпретация результатов
- сознательное отношение к продолжению образования в наблюдений за деятельностью
ВУЗе
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы.
- умение ценить прекрасное;
Творческие и
исследовательские проекты
Дизайн-проекты по
благоустройству
- готовность вести здоровый образ жизни;
- занятия в спортивных секциях;
- отказ от курения, употребления алкоголя;
- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;
Спортивно-массовые
- оказание первой помощи
мероприятия
Дни здоровья

- принятие и реализацию ценностей здорового и
безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек:
курения,
употребления
алкоголя,
наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение
к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и - демонстрация интереса к будущей профессии;
возможностей реализации собственных жизненных - выбор и применение методов и способов решения Занятия по специальным
планов;
отношение
к
профессиональной профессиональных задач
дисциплинам
деятельности как возможности участия в решении
Учебная практика
личных,
общественных,
государственных,
Творческие проекты
общенациональных проблем;
16

- сформированность экологического мышления,
понимания
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни;
метапредметные результаты
умение
самостоятельно
определять
цели
деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать
в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции
других
участников
деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных
методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться
в
различных
источниках

- экологическое мировоззрение;
- знание основ рационального природопользования и Мероприятия по озеленению
охраны природы
территории.
Экологические проекты
- уважение к семейным ценностям;
- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия,
посвящённые институту
семьи.
Мероприятия, проводимые
«Молодёжь+»

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения
общеобразовательных дисциплин;
- умение планировать собственную деятельность;
- осуществление контроля и корректировки своей
деятельности;
- использование различных ресурсов для достижения
поставленных целей

Контроль графика выполнения
индивидуальной
самостоятельной работы
обучающегося; открытые
защиты проектных работ

- демонстрация коммуникативных способностей;
Наблюдение за ролью
- умение вести диалог, учитывая позицию других
обучающегося в группе;
участников деятельности;
портфолио
- умение разрешить конфликтную ситуацию
- демонстрация способностей к учебно-исследовательской Семинары
и проектной деятельности;
Учебно-практические
- использование различных методов решения
конференции
практических задач
Конкурсы
Олимпиады
- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников информации,
включая электронные;
демонстрация
способности
самостоятельно
использовать необходимую информацию для выполнения
17

Подготовка рефератов,
докладов, курсовое
проектирование,
использование электронных
источников.

информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
- умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции
различных социальных институтов;

поставленных учебных задач;
соблюдение
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.

- сформированность представлений о различных
социальных институтах и их функциях в обществе
(институте семьи, институте образования, институте
здравоохранения, институте государственной власти,
институте
парламентаризма,
институте
частной
собственности, институте религии и т. д.)
- умение самостоятельно оценивать и принимать - демонстрация способности самостоятельно давать
решения, определяющие стратегию поведения, с оценку ситуации и находить выход из неё;
учетом гражданских и нравственных ценностей;
- самоанализ и коррекция результатов собственной
работы
- владение навыками познавательной рефлексии как - умение оценивать свою собственную деятельность,
осознания совершаемых действий и мыслительных анализировать и делать правильные выводы
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.

18

Наблюдение за навыками
работы в глобальных,
корпоративных и локальных
информационных сетях.

Деловые игры-моделирование
социальных и
профессиональных ситуаций.

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы
Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».