Г'осуларстI]еLlIlое aBTotIoMIroc п1lo(lecc1.1otIaJ]bIIoe образоlза,геJIьllоо уL]режl(еIIие
Саратовсtсой облас,ги
<Саратовсклtй коJUIедж водltого 1,раI]спорта, строитеJIьства и сервиса)
(ГАПОУ СО (СКВТСиС>) _._.
,_ _т*_
. r'
,,
,
СОГЛАСОВАI-IО
, a
дАIо
Педагогический совет ГАПоУ Со (СItВТСиС>
Пр отокол от фд!=ИдzNs
Секретарь
йс
3_
Аrtешина
Nу|3обч-
полоrкеltие
о насl,аl}llI{чес,гве
1. обutие
1.1. Настоящее положение
шолон(ениrI
о
I-Iаставничестве
в
государственном
ав,гономном профессиональном образова,гсJ]I,I{ом учре)кдении СаратовскоЙ
области кСаратовский колле/{}к водного транспорта, строительства и сервиса))
(далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом кОб
образовании в Российской Федераtции> от 29.12.12 года j\Ъ 273-ФЗ (об
образоваttии Российской Федсраrциlл>>, 'I'руловым Ko/_teI(coM РФ, Уставом
государствеI]ного aBTot{oM ного lrро(lессиоLIаJIьIIоt"о образова,l,ел ьного
учре)rдения Сара,говской об:-rас,гlа <С)араt,гоtзсr> (lta;tce - l{о.lr.lrсдirс) и оtlреllсJlяеl, Ilоря/]ок орl,ани:]ации
наставllичестваl д,ля вI-tедре}Iия прак,I,икоориеFIl,ироI]аtIных и гибких
образ о iзаl^еJl ьн ы х,гех rI оJI о гий lз К сl,rtл e/[>rc с,
1,2. Ilолохсение определяе,г LlеJlи, зt}ilачи и rlорядок орl,анизации
наставI{ической деятельности i]едагоI,ических рабо,гников (далее - педаг,оги)
Колледя<а, общеобразова,гельных, rrрофессио}IалI)ЕIых образовательных
организаций, а такlttе специаJIистов IlреlIприятия и организаций разJIичных
форм собствеtlности, юридических и физических лиlI, чья l(еятельностI)
связаI{а с соLiиокульт:урной деяl,сльIIосl,ью на территории Саратовской
области.
l .3. В llо;lожсItии исгIоJ]ьзуIо,гся сJlсдуюIIlие IIо}]я,гия;
[lаставlt1,1чсс,|,во - ),tI14всрсаJII)ная ,гехI{()J]оI,},tя lIередачи опыта,
знаtlий, (lормироI}аl-{ия [l?I}LlI(()B, l(оI\4],]е,генlltаii, пtс,г,акомгlе,l,енtlий tl llенrlос,гей
Через rrеформа.l]ьFlое взаtлмсlобо1,11IIlа|оLItсе обIt(с,ние, ()cIloBalIIIloc lIa /lоверии и
пар,гFlерс,],I]е.
Форпrа Ilас,г:l|}rll{rIествrl - сгtособ реаJlи,]аItи1.1 l(елеlзой модеJlи через
ОрI'аНИЗаЦию работ,ы ttас,га]]]Iи.tескоЙ IIары иJlи I,ругlI]I)I, участники котороЙ
находятсrI ]] задцанной обстояr,ельсl,вами ролевой си,гуации, опредоляlемой
осl-tовной дея],еJlы{остыо и поз]4tцией учаrстt{иков,
Программа
IIаставIIичества
комгtлекс мерогtриятий
и
(lормируIоlltих
их
лсйствий,
взаимоо,гноlr]е[IиЙ нас,гавI]ика
и
IIагIравлеI-tt{I)Iii
в
нас,гавJIяемого
Ila
оргаIIизацию
KoI-I](l)eTHыX сРормах дляr
получения ожидаемых резульl,атов,
Наставляемый
участник программь] нас],авI-IиLIества, который
tlерез взаимодействие с FIаставIJиком и при его помоtци и поддерх(ке
решает
конкре,гные жизненные, JIиI{Hi,Iе и про(lессиоFIальные задачи, приобретает
LIовыЙ опыт и развиI]ает I-IoBbie IlавьIки и компе,геIIции. I3 rсоr;крет,I]ых сРормах
наставляемыЙ может бы,гь оtIрелелен 1,ермиIIом (обуLIаIош{иЙся),
Flаставtlик
успешtгtыЙ опыт
учас,],IIик программы ]]асl,авниLIес,гв€I, имеIощий
в /(осl,и)tсIIt,Il,j )I(1,IзIIснIIоI,о, JIиLlFIос,гноI,о и
гlроQlессио}{аJIьного резулы,ата, готовьriл t{ компе,гсt,t,гltt,tii Ilоltеллlться оIlытом
и навI)Iками, необхо/_[иIчIьII\{и /(ля сl,имуJIя1_1ии Ll гIо/tлер)(ки процессов
самореализации и самосоI]ершеI]ст]]оRаLIия IIастаt]JIяемого,
Куратор - сотрудLt и к орган изации, осу Ltlес,гвJIrIю щей деятол ь нос,гь
по
обшеобразовательнLIм, допоJIнитеJIь}Iым обrцеобразова,гельным
программам и программам среднего гIрофессионаJIь]Iого образоваtlия, либо
оргаIIизаtlии из числа ее гIартIlеров, lсо,горый отвечает за организацию
программы LIастаl]ниLIест]]а.
2, [[е"llи и зrll(il(lи IIас,тавIlичсс,I,ва
2,1 L{сльrо R]Iедрс}lия
I-Iacl,aBIIиLIec,I,I]il яl]JIяеl,ся NIаксимOJILIIо поJIIIое
раскрьIтис IIоl,енtI]4ала J,IиLI}Iос],и нас,гаI]JlясN,Iого, }]еобхо/tимое дJIя усгIешной
личноЙ и rlрофессиона"rtt,tlоil саморсаJlизации в c()l]peM9I-IH],Ix условиях
неопределенности,, а ,гакже созllаIIие усrtовllй ilля фор*ирования
эффектиlзltой системы по/ulержки, самооtIрсl(еле}Iия и просРсссионаJIьной
ориеI-IтаI]ии i]ceХ обу.lпr.,lихся в возрасте от,6 JIет, lIедагогов разных уроlзнеЙ
образования и, молодых сllециалистов, прожиI]аюLцих на территории
Саратовской области.
2.2, Задач и
в
tI
ед
I) е
ll и
rl [Ia cтa
в lt
I,I
lI
есl-Rа
:
-
уJIу.]шIение поI(азат,елей T{o:l.lrelt>tctl, осу]tIсст]I]ляIсl]I{их liеятсл},I]остI;
по образо]]а,геJIьI{],]м IIpoгpaMMaM с]эе/lнеl-о гlроrРессl{оLIалl)IIого образt)l]ания и
дополI] и,I,OJI I)tIbIM обшеобразоI]а,геJ-I I>Il IэIм I,1l]OгpaN4Mt,tI\4 в образовател ьноЙ,
п ро изводствеt-tl;о й, со ци о l(y.lt ы,ур но ii ta с гt ор"l,и tз tt oii c(lepax ;
- подготовIta} обучаtоlllегосrt к
caмoc,I,orr,гcJlLIloй, осозrtанной и
СОЦИаЛЬLtО ПрОllУкr'ивt-tой /]ея,гсльI{ос,1,14 I] ool]pcп4etlIioN4 мире, о,l,JIиt.lи,гсJlьlIыми
особенtrостrIми коl,орого яt]JIяются гtес,габиrtьFlос,1,I), l{соI]редеJlеIll{ость,
изменч
вость, сложность,
и
и н
(popМal
(и о}
I
tIая нас
ь]
цlе
н
tIocTb;
личнос,гного,
творLIеского,
профессионального
раскрытие
по,геI]циаJIа каждого обуqзIоttlегося, ]lод/_(ержrtа формировалIия и реализации
инди видуальной образовательной траектори и;
- создание
среllы /Iля развития
и
- созлаIIие I(aHaJIa эrРсРектi,rI]IIого обмеlла JIttчнос,гtIым, )(изIIонным
профессиоIIальным опытом для ка)кltого субъск,га образовательноЙ
и
комфорl,ноЙ
психоJIоI,LlLI9ски
повыtшения квалификации пе/Iагого1], увеJIиI-{еIIис
профессии пе/(агогических ка/(ров;
п pod)ecc
и()I IaJ I l,гt о Й дея,l,сJ
l 1,I
I
()с,гLl
числа закреIIиI]Iцихся
в
и
;
-
tPopMrlpoBaHиc о,],крI)I,гоI,о и эсРсРеr<,гивIIоt,о сообIцсства вокруг
Колледжа, способного на комIIлексIJуIо поддержку его деятельFIости, в
коl,ором выстроеFIы доверительные и партI,Iерские о,гI]оUIения.
3. [Ia правJIеIIия peajl
I.1за
ци и I[acTa BtI Il [lecTвa
l.
IIa праI}JIеtl ия tl аc,I,a R нIl чес1,1}а :
3.1.1 Образовitl,еJlьIltl - lrро(lессиоllilльtlое tlrlcl,rlBlIlltlccl-Bo:
- оказание пoMolIlIj lз профессlлоtlа;tьной а/tаII,гаrtии к усJIоtsиям
ПРОИЗВОДСТВеI-1]-lо],"I llея,l,еJlLltости и корrlора,гиtзllой K\"JIl)l,y])bl I[ре:trlрия1ия в
период прохождениrI прi1I(,гики t..lJIи tlе.llеlзсlti сl,аil(иl)овки, обу,rающихся
3.
Коrlлед>lса;
-
гIоI]ыш]еljl{е ypoBI-IrI rrpocPeccr,toIIaJ,II)tIo1,o
образования и
професс иоII ?льных коI\4tте,ген ци Й, обу, tаIошlи хся Колл едхса;
- сопрово}кдение обу.tаtоltIихся Itолледжа на Прелприятии при
осуществлеIлии дуального обу,rеrtия
;
- оказание помоlци в пеl]иод подготовки к профессиоIIальным
конкурсам, оJIимпиадам, 1IемпиоI]а,гам гrро(lессrай в LIелях раскрытия
аJIi,ного п oTeI] I иала, обуч а to tt (ихся It олл el-t>tca ;
- оказание Rсестороrtttей помоIIII] и поддер)кки моJ]одому спеIIиалисту
с IIельк) его скорейшlего }зхо)к/iсr{ия в rlрофессиlо;
про
ф ес с и oIl
1
- оказаl{ие помоIttи [Io раtlttей просрессl.tоllальной ориентации
учаIцихся -l l -х классов обtцсобразоtза,гсJI bIl blx орга] rизаt tий.
1
3.1.2
c()llиilJI[,lI()-t]c,]lil0,tlt,plllcclioc
lI:lc,гilI}IlIlLIecl,Bo: проIIесс
ЦеленаIIраt]JIеrIноI,о сРормIJроRаI{иrI JII.1Lltloc,t,иt, сё иIl,l,еjIJIеlt,гtt, сРизичесltих сил,
духов}Iости, по/_(готовки её к )(изни I] I{eJIoM, aK,1,14I]Hoмy уLIастию t]
профессиональной деятел ь] Iости.
В целях планированиrr,, моI{иl,ори}lI,а, оI{енки резуJIьта,го]] процесса
наставtIитlестIза нас,гавник осуItlестRляет cBolo llеятеJIl)tIос,гь на основании
планов и отчетов о работе.
4. Порядцок организация IIаста BIl ичества
4.1 . FlаставляемьIе опрсд(еляло,гсrI ITyl,eM RьIяIвIIеlILIя KoLlKpeTlIblx шроб;rем
У обучаlощихся и педагогов Колледжа, которые мож}{о решить с гIомощью
наставI,Iичества.
4.2, Ifаставникtr ltодбl.tраrо,гся как из l]llyl,peII}tet-(), T,aI( и с внеtrtнего
контура связей Колледхса из наtлбо;tее поltl,о,говJIеII] ILlx, обладаlоrцих
ВЬ]соКИми профессиоtIаJII)I-IьIми и морал],tIыми l(itllестI]ами, ilрояt]ляIощих
Способllости к t]оспи,гате;tl,ной рабо,ге и llоjl],зуtоlцихся автори,гетом в
коллективе.
К работе IIо наставниI{ес1,1]у приI]JIека,гься сту/(еIi],lll и педагоI.и,
вь]I]ускники и специалисты tlреltприятий и оргаIrизаций.
4.З, Ilаставничество устанавливае,гся продоJI)ки,гельностыо от одного
месяца до одного года в зависимости от его IJаправлеL:-ия и формы.
4,4 LIастав1lичество I\,Io)I(eT бы,гь иIIдиIrидуаJIьнь]м (направленIJое на
одного обучающегося) и (или) коJIJIек,гивI,Iым (rсогда наставничество
расп ространя еl]ся I{a I,pyII п у обучаllILIM Ilр},lч1.1Itам IIас,гавника или
лица, ts отl{оtшении KoTopol,o осуLtIес],IJJlяе,гся Hac,I,aBlI1.ILIOc,I,t]o.
4.10. []асr,авлtичесl,во llрекраu]ае,l,ся /lo истс1lеIJия срока, устаtIовленного
приказом Ko"ltrteл>tca иJLи иным /tокуIvlоI],гоIчI, предусl\{оl,ренньlм локальными
актами Кол.llедlжао I} сJIучае FIеI{сгlоJIt{еlIиrI JIиLlом, в о1,}Iоtllении которого
осущес,tt]JIяется I]астав[Iичество, обязалtнос,геii, преl(усмотреrIнь]х настоящим
полоя(ением.
4.11. Исходя из поr,ребности лица, в
о,гI{опIении которого
осу]IIествJIяе,Iся наставниtIоство, в гrрофессиональtlьIх знаниях и на]]ыках, а
таI(же R соо,гветсl,вии с уровнем его lIаLIальIJой подго,гоl]ки и опыl,ом работы
наставник сос,гавляе,г иLчlи]]и/{узлLнLlй пJlаI{ прохожлеII14rI LIаставничес,гва
(далее - иLIдивидуальltый п:rан).
Индивиltуальный
IIJIaI,I
Nlo)(el,
I]l{JIl()LIaTb:
мероIlрия,гия по
Oзlla](oMJl0I-IIlIO J]иIlа, в о,t,IIоLItеtIии которого
осуIIlес,гI]JIяе,гся нас,гавI-IиLIество, с рабочим l\1ec"t,otv{ t{ l(()jiJIеI(,l,ивом;
мероIIрия,гия по ознаI(омJlеFlL,II()
осуLl(ес,гвляется FIас,гавIIиlIестl]о, с
KBa"ll и
сР и
K.1ll и о ЁIH I)Iми
требоlli}н
LI
я
ми
J]ица, в от,I{оLшении котороt,о
/IоJ]жностtIыми обязанностями,
;
совокупность мер по llрофесQионаJIьной lt лолж}Iос,гной адаIIтации лица,
в отношении которого осуl]iес,гвляется настав}Iичесl,во;
и
сгl
LiзуlIеtIие теоретит]есl(}{х и IIра](тиliесI(их
ол I е I I4 я лоj]жI]осl,tl ых об язаtt гл ост,ей ;
I
l]опl)осов,
I(асак)LL(ихся
I
I]ыпоJlI-iеIIие Jl14tloM, в
о,],1Iо1IIеIlt.lи
I(огороl,о
осуUlсс,гt]ляе,гся
IIacTaBI tиl]естI]о, гIрак,г}lIIесtiих за;tагrи il;
IIc]]el-jcIIb мср, tIо закl)еllJIсt][lI()
JlJ,.l1_1()i\,l,
осуIIIес,гI]JIястся }Iасl,авI-{иlIсо,гво, про(tоссlаоI{a.]I},IJых
l] о1,IIошслltIи liоторого
зIlаIмй и rIаRыков;
перече[Iь мер по содействиIо в I]IпгIоJIнеI]ии доJl}к[Iос1,Ilых
обязанностей; другие мероприятия по наетавничеству.
4,12, Иrtдtлвидуальный пла[I составляется I]астаRниItом не позднее
дней со дня утверждения его канllила],уры приказом Колледrка.
10
4.13, Лиtцо, в отноLIIении которого осуществляется наставничество,
знакомится с индивидуальным пJIа]]ом.
4.|4. В зависимости от произRод(с,гвеIIных усJIовий наставник и JIицо, в
отношIении которо],о осуtцествJlяеl,ся настав]Iичество, могу1, быть
периодически освобождеI{ьI о,г выI]оJIl]е]-iия непосре/lственных должностных
обязанtlостей с coxpalIelll.teM зарабоr,гlой llлill,ьj дJlя iIроведения
инl(ивидуtIJlьI-Iых :заня,гиti, ,греIIиIII,оI] |1 иIIых мероприятий по
индивидуаJI ьному пJIану.
4.15. В ,геLIеI{ие 10 дtлеl.i по заверt]]еrlии нас,I,АI]Ilичесl,ва }Iаставник
составJIrtе,г о]]че,], о выII()JII-Iении [IрограN,{I\{LI IIас,гаI]IIиLIес,I,ва JIиtlом, t]
отноIlIеFtии I(о],орого осуш_lест вJIяJlось I{ас,гавниLIеотI]о, в том чисJIе
содерхсащий рекомендащии по его дальнейшrему гlрофессиональIIому
развитиIо.
4,16, В l,ечение 10 дней IIо заверu]оrrии
FIастаI]IIичестI]а лицо, в
отношении ко,горого осуI-Liес,гвJlяJIось FIастalBIIиLlестI]о, составJIяеl, OTLIeT о
проLlессе llрохож/Iения rlроIl]аммы LIастаI]ниLiестRа и рабоr,е нас,гавI]ика,
вI(лIоLIая oIlcHKy l1еятслI)tIости наставIIика.
4.17. Резулы,а,гаtии эфсРекr,иlзllой рабоl,ьI IIacl,aBlll.JI(a сt-lитаю,гся:
-
)/JIучLIIе}]Ltе пока:за,гелей l(ол.llе/tхса: образсlваl,оJIIэtIьlх, сItор,т,иIзI{1,Iх,
кул ь,гу]]]] bIX;
- развитие лиLII]ос,ги LIilcl,ilBJlrleMo1,o, раскры,I,tlс eI-o IIоl,еLillиаJIа;
- рост числа обучаюlt(l.tхся, способных самостоя,геJIьtIо с,гроить
индивидуальные образоваl,еJIьные и карьерIJые траектории;
- )/лучU]еIJие IIсихологиlлеского KJT].iMal,a в l(олледrtсе,
- создание психологиLIески lсомфор,гной и плолотI]орной срелы развития
педагогов;
-при]]лечение дополнителIlных ресурсов и инвестиt\иЙ в развитие
инновациоI]ных образователъFII)Iх и социал ьн ых про грамм Кол-тtедхса.
4.18. В целях пооu{рсIILtя IIас,гаIJtIика за осуLI(сс,гI]JIение IIас,гаRItl,tчес,гва
р аб ото/Iа,геJI
ь
вп
paвe
1
Ip e/_lyc м o,I,p с,гL
:
/loIIJIal,y, размср коr,орсlй ycTartilBJlI-,IBaO,гcrI JIоl(альLI))Iми Ilорма],ивными
актами Коллелхса l] соотl]с,го,гвии с дейс,гвчIоUtLjм ,}акоIlо/lаl,ельством
Российской Федеl]ации ;
обт,яв;tение благодарI{ос,],]{, LIагi]аI(дение IIочеr,rrоiа грамо,гой Itо"lr;rеджа;
п
редставл
eI-I и
е к го судар с,гве
I
l ЁI
ы
м и ведо]\,tс],веrlн
ы
м I]аград(ам
награж/{е}Iие нац)уд\ным знаком IIастаI]ника;
присвоение поче,гного зl]ания "JIy,rru"" FIаставник Кол;lеджа";
;
ма,гериал ьное Irоощрен и е (выпла1,I)I стимул ируюItlего харакl,ера,
ycTarIoBJI е н ные Jl окальI]ым и нор м атиI]I{ ыми ак,гами Колrл едтtа).
4,|9. За ненадлеrt(ащее исIIолнеI]ие обязаннос,гей нас,гавI-Iик может быть
привлечен к дисципJIиIjарI{ой ответс,гвеtItIости.
5. Руково/(с"гl}() llrlc,гal}}l
и lIec,t BOi\,t
5.1 ВrrелреFIие и ])еализаLU4я Нас,гавtлtlчества в Коллсlt)(е возJ]агается на
KypaTo]ra, который наl]}Iачается приказоN,I руководитеJIя.
ItypaTop осуществля е], следуюu tи е фуrr Kr ции
сбор и рабо,га с базой наставl]иI(о]] и I]ilс,I,авляемьIх;
организация обу.lения наставFIиков;
контроль про веltе}Iия п ро гр амм н acTaBI-I иLIества;
уI-Iастие I] oLleI{Ke I]оRJIечсIIнос,ги обу.rаюtцихся в разJIиLIl{ые формы
настаI]FIиIlества;
:
решеIIие организациоI,Iных вопросов,
реализаI
Iи
и Нас,гавI{ичества
Rозl]икаюU{их в
процессе
;
мониториFIг реаJIизации |1 полуLIеI]ие обраr,ной связи от участников
программьI.
,2. ()рт,анизация
tl.-lccl,Ba ]] KoFI I{peтHoM структурном
ПоДразлеJlеLIии КолJtсllжа, в сооl,ве,гс,гtl14LI с ItагIрzII]JlеIIием, возJ]аl,ается FIa
5
Ilастаlзн
отве,гстве]IноI,о данI]ь]м tIaIIpaRJteIILlcM, lсо,горый осуII{ес1,1]JIяет следу]ощие
функttии:
о пр елеJIя ет каIrдида,гуру н ac],ali FI I(a;
опредеJIяот число JIиI], в о,гноlIIении Itоторых нас1,авник ol(HoBpeMeHHo
осущес,гвJIяет [{асr,авниLIество ;
определяет срок Наставrtиtlества;
утI]срждае,г отчет о выполнении программы лицом, в отrIоUIении
которо го о суrлествлrIJIось Нас,гав ни чес,],]]о ;
осу]r_{ествJlяет контроль дея,],еJIьtIости настаRrIика и дея,гельности
закрегIJIеLIного за IIим JILILla, в о,I,IlоItIении ко,горого осушlес,rвляется
FlаставничестI]о, вIlоси1, лtсобхо/lип,tьtе изменел{14я и llополнения в процесс
работы lto Насr:ав[]l]rlес,г]]у;
соз/tае,г необходиIчlь]е усл()tsI4я llJIrI совмсс,гIrой рабоr,ьl нас,гавrIиI(а и лиIJа,
}.I
В О'ГtIОLIrеНии
которого
ос)/I] tес,гвляе,l,ся I [асr,а вн иLIес,гво;
вноси1, пl)елло)кения о :]L}McIle IIас,гtiвIt]4Iiа;
в[{осит прелло)кения о гIооLI{рении г{acTaI]III1Ka;
обесгIе.tи вает своеврем eHI loe пре/]ставл ение н адл ежаще оформлеI-Iных
документов llo итогаN4 Нас,гавлtичесl,ва,
5.3. N4е,го/(ическая слуlrtба Ксlлле7ц>tса осушtестt]JIяе,l,методиLIеское
со провож/],е LII4 е гIроцесса FIacTa вниLI ес,гва
;
оI{ал]ание методиIIеокой и коIIсулL,гtlциоltной [IомоlI(и нас,гавникам, в,гом
числе в 1эазрабо],ке и l)сализаLl]4и ttрог,l)амм;
ПОДГоТоВку просктоI] JIокальных нормативных aK"I,oB
сопрово)Itдающих процесс I-Iаставничества;
аI-IilJlИЗ, обобщение
и
HacTal]I I14ческой деяl,ел ьнос,г]л.
и документов,
распросl,ранение поJIоItительFIого опыта
б. [Iparla ll обязаIlllости нас,гавtlиl(а
6.1. НаставI-tик имеет IIраво:
ЗНаl(ОМРlТЬСЯ В УС'ГаI{ОВJIеIIНОМ ПОРЯДU(е С N/IаТеРИаJIаNIИ JIИI{I{ОГО ДеЛа ЛИца,
в отнош]ении которого осуш(ес,гвляется Наоr:авничес.гRо;
вI]осить предло)кения руководLI,геJIIо cTpyKTypI{o1-o подразделения, в
КОТОРОМ работае'г лицо, в отtlоuIе}lии которого осущестI]ляется
FIаставничестI]о, о создаtIии условий для совместной работы;
,гребовать от
лиllа, в
ol.1lollIe}IиlI которого осуществляется
по BoIlpocaM, связаFIным с его
НаставничестI]о, выIIоJIIIеIIия указаrrлtй
деятеJlьIIостьIо;
ОСУ]]lСС1'l]J'IЯl'L I(()]ITPOJ]b ДСrI'ГСJIl],Il()С] LI ,tI,1I(i}, I] ()'I'FIОItJеГIИИ КОТОРОГО
осУшlес'Гt]ЛяеТся Irlac']'aBIIиLIec']'t]o, в форме,ttачttой tlроверки выпол]]ения
заданий, поруLIенltй и качества вьIг]оJlIIеIjrlой рабоr,ьr;
ОбРаrrДатl)ся с заявJlением к рукоtsодитеJIIо струIrтурного гIодраздеjIения с
ПРОСЬбоЙ о сложениl4 с него обязаFII-Iостей наставника конкреl,ного лица, в
отн о ш ени и ко,горого осуtrlес,гвJlяе,гся llаставниLI ecTвo.
6.2. FIастаRI]ик обязан;
РУ](ОВо/lсТ]]оватьоя
()еlIераl,tии
,гребоваi;
и
иями
JtoI(aJIb]Iыx IIорN,Iа,гивIII)Iх
I [аст,аrзн lл.tеской леяl]оJI bl ос,ги :
закоrIодательс,Iва РоссиЙскоЙ
ак,гов ](о"ltле/l)I(а при осуu(сствJlеI-1ии
I
оltособсr:воI]атl, фоllмироваFILlFсl у
Jlица}, l] о],I-tошеIILtи которого
осушlес,гвJIяется I-IacтaвниLIес],во, I]bIсоких ll1эoc]lccc1,IoHclJII>}{ыx и моральнопсихоJIо I,ических KaLIOC,IB;
окат]ьJI]а,гЬ содеис,l,в1.Iо
JIиtlу, в
O,гlIoI]]etjtI}.{ j(о,I,орого осущес,гвляе,гся
FIаставниl{естI]о, в испол[Iении et,o обязаtlнос,гей, ознакоN,{лении с основными
НаПравJIениями деятеJlьнос,I,ио IIоJIгIомоtIиями и осtIовами корпоративной
куль,гуры;
содеЙствие лицу, в о,гrIоII]ении ](о,I,орого осущес,гвляе,tся
FIаставничестI]о, в изучеFIии закоl{о/]ательстRв Российской Федерации и
ОI(а^ЗыВа'гЬ
J]окальIIых IIорl\{а,гив]Iых ак],ов оргаltизаIiии, l)сгJlамеIrтI4l]уюtllих испоJII-Iение
лоJI)I(Ilос'гIIых обязанност,еЙ JIиLlа, в оl,ноIlIеrIии l(o],opoI,o осуIцес,гl}ляе,гся
}
IacтaBIl иLIестI]о,
способствоватL освоеI,IиIо лицом, в отLIоL]Iении ко,горого осущес,гвляе,гся
FIаставничество, практиI{еских приомоR и способов качесl,венного
выпоJI FIения своих обязан н остей, устра] IеI]иIо до]]уu (ell tIы х оши бок ;
передавать JIицу, в отI-IоlIIенLIи Kol,opo1,o осуIIiестI]J]яс,гся Насr,авничество,
накопленrtый опы,], про(lессиоIlt}лt tIоI,о MacтepoTl]a, обуq4,rо наиболее
рациоLIаJIьI-II)Iм IIриемам, IIepe/lOBLIM и бозогtасгtым меl,одlам рабо,гы;
прl.]вJIеI(аI,ь к учас,гL{}() I] обu{сствсttлtой )I(изtlи коJljIеI(тива l{оrr.цеJIжа;
восllиl,ывать у
лица, в
о,гноIшеIIии Ko],op()I,o осущес,гl]Jlяе,гся
}IаставilичестI]о, дисI{иплиrjированIlосl,ь и испол}IитеJII)I{ость, i]ацеленIJость
на резуJIьтативIIуIо работу, рост Ill]оизl]оlIительносl,и труда, проявлять
требовательность в I]опросах соблюдония FIopM про(lессиоrtальноЙ этики;
периодически докJIадываl,ь руl(оtsодитеJIю с],рукl,урного подраз/]еJIения о
процессе адIап,гации лица, I] отноttIеIIии l(оторого осуrцестI]ляе,гся
I-Iаставниtlестl]о, его
п
/дLIсItиtlJIиIIе и
роd]ессиоII&Jl IэtIого с,гаFIо
вJI
]Iове11еFIии, результатах
eIl иrI.
7. [lpaBa и обязаlltIосl"лI JtLltta,
в oTIloшIell лIи ко,t,о pot,o осу I ItecTBJI
fl
e,I,cfl | lrl с,tа
R
ll и ч
ест,во
7.1. JIицо, ]] отноUIени[{ l(оl,орого осуLцсс,гI]ляе,],ся IJасl,авгIиllес,гt]о, имеет
право:
пользоRаться имеIоц{и мся оборуло
ем, иI{струмеI Iтами, материалами,
документами, литературой и иной инфраструктурой Коллелrка в целях
исполнения своих обязаlлl,tостей R процессе прохо)кlIеI{иrI программы
FIаставничества;
yI{acTBoBal,b в cocTaBJ]e
I
ваFIи
Iи I,I и I IдL{в l,iilyaJI
I)}
tOI"o пл all а;
обрашiаr,ься к }lacTaBIt1,1Ky за I,1oMoIIlbt() IIо IзotIpocatI\4, свrIзанLIым с
реаJItiзаI(ией прогр&ммLI
I Iас,гаtзгt 14Llcc,I,Ba;
обрапдатl)ся к руково/lитеJIIо cTpyl(l,ypIIoI,o поllразделеIIия с хоltатайством
о замене настаt]ника.
1,2, Лицо, в
отI-tоIшении ко,горого осуществJIяется настаI]FIичество,
обязаItо:
изучать законо/]а,гельство Роосийской (>едерации,
IIормотивIIые акты Itоллед>ка
программы НаставничестI]а ;
и руI(овоl(сf,вовоться ими при
I]I)]ПОJIНЯ'ГЬ МеРОItРИЯ'ГИЯ ИНl]ИВИДУаЛЬНОГО ПЛаLIа
сроки;
локальные
исполI{ении
В YCl'aHOBJIetiHbIe В НеМ
собJ]Iодать правила корпоративной куJIьтуры Колледжа;
вы поJItlять. указаl Iия и рекоменl[ации наставI-{ика IIо исПоЛнеНИ Ю
обязанltостей при реализацI4и програN4мI,I FIаст,авничес],ва;
col]epLtIeI]cTt]oBaTb просРессиоtlвJILIlь]с FIaBb]K14, IIрiIк,гl.]ческие приемьI и
способ],] KaLIecTl]e[l I Io],o исI1 олl IeI I 14rI обlt за н l остей,
r
ус],ранять совместIIо с lacTaI]Il
t
и I(oN,I
/\oI IyLI (cI]
lt
ы
е
о
trtиб ки
;
проявлять дисLIиплиIJированнос,гь, орган изованность и куль,гуру в
работе;
обучаться наибо.тtее pallиоrIаJIьнLIм пl]}iемам и гIерсдоBLIM меl,одам
работ,l,t;
coBeplrlaTb поступков, I(о,горь]е могут Hal]ec],l4 вред автори,гету
колл е I{TI.IBa Колледжа ;
I,Ie
y'IacTBo в?l,], в обl цесr,всt lной
8.
В. l .
Формы
)к1.Iз
Ll модсJIи
I I
LI
кол Jle I(,ги lза Кол.; I сltжа,
Hacl,aBllиllecl(oi,i лсяr,ельllости
Формы нас,гавt-tи.tеской /tеяl,ельtIосl,и
- прямое (непосредстI]е]]Itый коrt,гакт с
:
I\4олод(LIм сtlеIIиалистом
и (или)
cTylIOIlToM, общение с ним не только в рабочее время, IJo и в rrеформальной
обстановке) и опосреловаI]I]ое (формальгlый Ko[II,aKT, rly,l,eм советов,
рекоменl(аций, но личные KoI-ITaKTьI сводятся ]( минимуму, а так>Itе влияние
на его о](ружаIощую среду);
- tlI]дивидуzu]ьIrое (за l]аставLIиком закрегIJlяе,гся один молодой
специаjIист и (или) сту,шегr,г) rr груrlпоI]ое (нас,гавtI],ILIес1,I]о распрос,гр;}IJяется
на группу молодьIх с]lециалис,гов и
(иr"lrrа)
с,гу/lсIlr-ов);
- открытое (двустороIIнее взаимоделiс,гllие наставIIика и молодого
специалиста и (или) с,гуде1,1та) ti скрытое (настirвtлик воз/tействует FIa
моJ]одого сIIеLl].1аJlиста и (иlrи) cTy/letI,I,a I]езtlNlе,гFlо
/1.1IrI
в,гtlрого);
-
I(олJIективtIо-индиви/(уаJIьнос (ttасr,авниLlесl,во Ilад одним моJlодым
специалистом и (или) cTylIeHToM осуществJIяет,груловой коллектив и
коллективно-групповое (наставничество трудового }(оJIлекти ва
осу]цес,гt]JIяется над группой с молодых спеI(иzuIис,гоlз и (или) сr:улентов).
8,2. Сr:или наставничества (выбор стилrI взаимодейс,rвия зависит от
уровня подготовки подопеLIFIого 1.I QJlо)к}lосr,и задачи):
-
иIIс,грукта)Ii
* стиJlь, пllи
Ko,I,ol)oмl нас,гавI-Iи]i .цас,г чс,гкие по]I]аговые
указания IIо/(опсtII]оNI)/ ил1.I tI]]сдлill-i]сl,е\l),t(ог]t1l)ове,гt, свои собс,гвенные
дейс,гвtля,
- обт,яснеI]ие - сl,иль, IIри KoToI)oN4 нас,гавI,1ик г]окitзывае,г, I(aK IIравильно
выпоJILIить ту или иную работу, и ltодробно объясняет каждый шаг, дает
обоснование своим действиям;
- развитие - это стиJlь, lIри ко,гором нас,гl}вI]ик
прсдJIаI^ае,I,реUIи],ь
производстRеннуlо задачу и прсдставll,гь резуJl ьl,ат.
В.3. \4оделLI IIастаI]I{иLIсской деят,с;tt)tIосl,и
:
- кПедагог .- педагог);
- <Педагог
-
студент (груrrпа с,гуltентов)>;
<Студегlт
(ltобедите.;ть
олиi\,{пиад, конкурсов
профессиоrIального N,{астерства Абилимпикс, Вор;rдскиллс
(группа сl,у/lеII,гов), штколt,ники, аби,гуриенты>;
- <Рабо,тодатеJlь
-
LIeM п
и т.д.)
-
ионатоI]
студеЕIт
студсII,г, псдагоI,)).
Моl(ель нас],аI]]лиLlес,гва rce работающим в
колледже сотрудникам. Сотру:ttlиt( I1oJlyllaeT cBoeBpeMeHFIylo 1,1oMoll(b на
этапе адапта[(ии в коJtлед)I(е, подltсрх(I(у в просРессиогtаJrьI{ом и карьерном
развитии. Эта модель ]]аставIlичества помоI,ае1, реuIить проблему
недостаточгtой компстентI-1ости сотруl(ников стар]ших возрастов в област,и
инсРорrr,тационных и коммуIликационI]ых техIJологий, гIовI)Iсить их мотивацию
И IIеИ']'РаJIИЗОВаТ], ОIIаСеIIИЯ по гIово/lу своего булуrцего l] оргаI{изации,
наладит,ь взаимопонимаIJI,Iе и l(ру)кеские о,г}Iошения мсжду разными
поколениями. I_{елевая группа: все категории сотрудников, в том числе
молодые специалис,гы, I]tIo]]L прl4[Iя,гI,Iе иJII4 lтереRеденtlI)tе EIa [Iовые
долх(ности работник]{, осt]аиваюLIltпс IlоRые техI-IоJIоI,ии и произl]одс,гвеLIные
пpoLleccbl, I4сIlоJIl)зуемыс Iз IlреIIо/tаваIIии обрirзоваl,ельt{ых IlроГрамм.
Ре:зу.пы,ат,ы и со]IиаJILII1,Iе эtРфсrсr,1,1l сlбlz.tgццg, аlIа]I],ация, уJIуLIIIJеtIие
коN4му}.Iикаltий, coxpaHeIJl,Ie, 1,1epc/laLIi} знаний. ()rtcrrKa эф(lск,гивности
В.3. 1 .
изменеllий,
В.3.2. N4одель Hac,гaB}]I,ILIecl,Ba кlIсl(агоr- * сl,у/\сrr,г (l,pylrrIa сту/tег{тов)> это практики наставFIиLIества без отрыва о,г уrIебt,t для даJIьI-Iейшей
профессиональгtой и социаJlьной а/_(ап,гации, связанные с гrросРессиональным
и карьерI]ым развитием, пе]]еllаLIей зllаtlий, lIавыков, I(омпе,геttцl.tй. f;аrrная
I\4оде"llt, I]аставничес,гва I]оN,Iогае,г таJIаLIтJIи]]ым и амбиlIиозlJь]м студI{rIтам
планироI]ать cBolo карьеру, разI]ивать соо,гвеl,с"гIrуюшlие },Iавыки И
компетенIIии. L{елевая группа; cT}/IeIIT1,I, групIIа с],уllеL{,гов; I)езуllьтат'ы И
социальные эффект1,1: Ilepelta.la tiастаI]FIиком cBot]x rIрофессионаJtьIJЫх
знаttий и rIрак,гических коt\4гIе],онtlий,lерсз сле/]уlоltlие мехаl]иЗN4Ь]:IlОИСк И
pa:]B1,I1,L{c иl IиIlиа],I,IR с,гу,itеIJ],оl], c,1,14MyJ] 14роваl]ис r'lзорчесliой И
,гворческих
профессиональноЙ активrIости в проIlессе обу,lgrr"о и участия l]
мероприятиях (олимпиадах, конкурсах профессио[I&льноI,о маотерства и
чемпиона,гах Абилимпикс, Rо]элдскr4JIлс и ,г.дц); llрак,г1,1]iи IIас,IавI-{ичес,г]]а
t{eN1Il иоIlатов
cTylle}t,гOt], l]обедитеJIеЙ оJlимгIиа/1, KoItKypc()I] и
профессиоtI?лIэЕIого масl,еl]с],Rа Аби:rимгlикс, Вор.ltдсtси.ltitс (кружки оТ
чемпионов),
8.З.3. N4одель нас,гtlвниl{сс,гва <<(J,гу.Itеьl,г (rIобедитель олимпиад,
конкурсов и l]емпионатоI] просРессио]-IаJlьF]оt,,о мастерства Абr,rлимпикс,
ВорллскиJlлс и т.д.) - студен,г (групrrа студеIlтов), шlкольFIики, абитуриеt{ть1))
это вид партнерского FIаставIIичества, направлеrtгtый на поддерЖкУ
деятельности студенческого самоуrIраRления, и слух(ит тlэаекторией
студен,га-наставI-Iика и его
саморазвития
подопечных. f{анrrая моlIель HacTaBI]I{Ilecl,Ba llозвоJ,Iяе,]]: ,граI]сJtироввтIl
л уч UIи е достижеIl ия ; llри R.гtекать луLIII ]4 х студ(еI{то в t< учсб но-,гренерской
деятелыIости; способствов?.,гь коррекции и о}Iя,гиIо эмо1-1ионального
напрях(еI-tlляr, э(l(lсктивносl,1.1 про(lессl,JоIIального развLI,гLIrI cl,ylleItToB
HacTaI]III]KoI]; формироIrа гь лиl{[]оо,т,IlL]е KaI]ocl,l]a, способствуlоц(ие
успеIlIF{ому гrрофесслIона,пьL]ому с,l,tlItоRJIеIlик) cl,y.ltcIl1,oIt-!lacl,i'lBlIиI(()B и ИХ
подопечtIых, I*lелевая гругIг]а: с,гlz719,,,r, (груrrrlа с,гу.llg111,9r;, IJJколI>ники,
,гворqgского
аби,гуриенть])), Ре:зуль,гатьt и социаJIьlIIlIе эtРtРекr,ы: ра: Rития
потеIlциаJIа сl]уде}Iтов и их интегрilции I] rlро(lессиоIl&JIьtIое сообrцество.
f{анная модель r{ас,га)]ничестI]а IIозволяет ооуLllестl]лять: внедрение
,гехI]оJIогии (соIIиаJIьноl,о ;tи(l,га>; проtРориен,гаIlI4оIJньiе меро]Iриятия;
процесс ре&лIl}Iого вклIочеtIиrLItюдей с и}IRаJIj,I/-(ностыо в аI(тивную
обrцес,гвеt{ную жизнь; освоение гибких навыков (эмоlциоllальный иIJтеллект,
кри,гическое мыlшлеlrие); учебнуIо мотивациIо; проек,гI{ую l(еятельностL
научно-исследоватеJI])скуIо работ,у, конкурсы проtРессиоrIаJIьI]ого мастерства,
оJlимI]иадFIое и волон,IсрсI(ое д(l]и)кеF]l,iя.
профессионально_лиLIнос,l]IJого
I
В.3,4. IИо/lель FIac,гaI]lll..ILIcc,I]]]i] <<[)або,гоltа,гсJ]ь - сг},llеI{т, tIедагоI')
времеFIIIос прикl)еllJlеt-Iис I( o]lbl,i,lloMy plбt1,1,Htttc1, ()})t,аl{изаLlиI,1 бизнес-
пapTlJepi], пре/lприя1,1.Iя рсаJII,ног,о сск,г()рА эI(ономиltl.,l I,IJI1,1 соLlиаJlьttой сферы
для вI(JItоLIеIIIIого наб,цlо/.tсlI14я за оссlбоlIгtос,гrII\,1}] и IIрIlсNlамrи работы I]o l]реМя
гIроизводствеtll-tой практиl(l], сl,il)t{иl)о]]Iiи. Llелrевая l,pyllIla: cTy/le1,11,oB (гlэугrгrа
cTyl(eI]ToB), ltе/lагог (гругrгtа пеlIагогов); Резуltl,таl,ьI t] социаJIьIJые эфсрект'ы:
развитие rIрофессиональгtой мотиваI]I4и у подопеч[Iых к труловоЙ
деятельrIости, IlереI(ваJrификаllия пlи повыLI]енис гrрофессrlональFIоГо
мас,герства.
9.
|Jrt lcl l to tI I 1,I,cJI ь II l,l
9.1 . FIастояu{ее Поло>кегtI4е I]cтyl]ael, I]
с rl oJIo)lic
lI
l{ rI
силу с момOtI,га утI]ер)кдеI]I,irI
дирек,го]]ом Кол:tе.llжi] и ztсi,iстrзуеr, бессрсl,t гtо,
9.2. В нilстояIцее
l Io"rttlil(cI-I]40
моr,у,г бьt,l,t, I}llccL'Hbl tlЗмIеFlеНия
И
с вновь IIриI-I']тьIмI4 закоI]оilаl,ельными и иными
нормативlIыми актами [)оссlлйской (Dедераlulи 14 l]tloBb IlрLII{ятыми
дополt]еLIия в соотве,гствие
л
окзл bl IIэIми FIормати]}]
I
ыN{
и ак],аr\4и Коrtлсдtlltа.