Приложение 2.1 к ППКРС по профессии 54.01.20 Графический дизайнер РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 54.01.20. Графический дизайнер № 1543 от 09 декабря 2016 года. 1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующих целей: совершенствование общеучебных умений и навыков студентов: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой); совершенствование умений студентов осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического 6 мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Освоение содержания учебного предмета «Русский язык», обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных, метапредметных и предметных, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ОК 10. ОК 11. Наименование общих компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Освоение содержания дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: − воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; − понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; − осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; − формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; − способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; − готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; − способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; • метапредметных: − владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; −владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; − применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; − овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; − готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; −умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; • предметных: − сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; − сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения; − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; − сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; − сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; − владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; – сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Консультации Итоговая аттестация: комплексный экзамен. Объем часов 106 90 50 40 10 6 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык» Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, разделов и тем самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) 1 2 3 Коды компетенций и личностных результатов , формированию которых способствует элемент программы 4 Содержание учебного материала Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Практические занятия Проведение беседы о современном состоянии русского языка. Изучение понятий «язык» и «речь», уровней и функций языка. Составление таблиц «Уровни языка», «Нормы литературного языка». Составление монологов и диалогов, их анализ с точки зрения требований к речи Самостоятельная работа студента № 1: -наизусть прочитать 2-3 высказывания великих людей о богатстве и выразительности русского языка. Доказать справедливость этих высказываний; - определить по словарям и справочникам терминов: русский национальный язык, русский литературный язык; - составление обобщающих таблиц: русский национальный язык; - подготовка сообщения на тему: «Русский язык - один из языков ООН»; - написать обзор источников по теме «Понятие о русском литературном языке и языковой норме» (не менее 10 источников). 2 ОК 06. Входной контроль. 2 Введение Раздел 1 . Язык и речь. Функциональные стили речи. Текст. (10ч.) Тема 1.1 Содержание учебного материала Объем в часах ОК5,6,9,10 Язык и речь Тема 1.2 Функциональные стили речи Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире. Язык как система. Основные уровни языка. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Практические занятия Проведение беседы о современном состоянии русского языка. Изучение понятий «язык» и «речь», уровней и функций языка. Составление таблиц «Уровни языка», «Нормы литературного языка». Составление монологов и диалогов, их анализ с точки зрения требований к речи. 2 Самостоятельная работа студента № 1: -наизусть прочитать 2-3 высказывания великих людей о богатстве и выразительности русского языка. Доказать справедливость этих высказываний; - определить по словарям и справочникам терминов: русский национальный язык, русский литературный язык; - составление обобщающих таблиц: русский национальный язык; - подготовка сообщения на тему: «Русский язык - один из языков ООН»; - написать обзор источников по теме «Понятие о русском литературном языке и языковой норме» (не менее 10 источников). 2 ОК5,6,9,10 2 ОК5,6,9,10 ОК5,6,9,10 Содержание учебного материала Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления Художественный стиль речи, его основные признаки. Изобразительно-выразительные средства языка. Практические занятия Изучение особенностей функциональных стилей речи. Составление таблиц «Функциональные стили речи». Составление текстов различных стилей. Составление монологов и диалогов. Проведение беседы. Стилистический анализ текста. Выполнение упражнений Самостоятельная работа студента № 2: - проанализировать какую - либо биографию, написанную писателем (С. Есениным, В. Маяковским); отметить, чем язык литературной биографии отличается от языка служебной бумаги такого рода. На основе выбранной автобиографии писателей составить ее биографию в официально-деловом стиле; - подумать, какие перефразы можно употребить в рассказе о творчестве какого-либо писателя (А. Блока, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой), заменяя его собственное имя: записать эти выражения; - в письмах какого- либо писателя (А. Пушкина, А. Чехова, М. Горького, А. Блока) к друзьям, знакомым и официальным лицам отметить факты разговорного стиля. - познакомиться со статьями "Энциклопедического словаря юного филолога" о языке А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л. Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, А. Блока, В. Маяковского, подобрать из произведений указанных авторов примеры, иллюстрирующие основные положения этих статей; подготовить на основе проделанной работы устные сообщения Тема 1.3.Текст ОК5,6,9,10 2 Содержание учебного материала Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Абзац. Тема, идея текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Выполнение упражнений. 2 Информационная переработка текста. План, тезисы, конспект, реферат, аннотация 2 ОК5,6,9,10 ОК5,6,9,10 Практические занятия Изучение признаков и структуры текста, типов речи. Составление таблицы «Функционально-смысловые типы речи». Составление плана, конспекта, аннотации. Лингвостилистический анализ текста. Самостоятельная работа обучающихся №3: Подготовка письменных сообщений: «Язык в современном обществе», «Мировое значение русского языка» Разработка презентации на тему: «Этапы работы над рефератом». Конспектирование статьи учебника Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учрежд.: базовый уровень / А.И., Власенков, Л.М. Рыбченкова. _ М.: Просвещение, 2009 с. 93-109 Лингвостилистический анализ предложенного текста. Разработка презентации «Функционально-смысловые типы речи». Конспектирование статей учебника Русский язык.: учеб. для общеобразоват. учрежд.: базовый уровень / А.И., Власенков, Л.М. Рыбченкова. _ М.: Просвещение, 2019. С. 117 – 120, 127- 129, 137 -138, 169 – 170, 171 (научный публицистический, официально-деловой и др. стили). Подготовка доклада «Книжные стили речи» на основе законспектированного материала. Природа и сущность языка. Язык и мышление. Язык и его функции. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка. Раздел 2 . Фонетика и орфоэпия(8ч.) Тема 2.1 Содержание учебного материала Фонетические Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение единицы буквы и звука. Фонетическая фраза. 2 ОК5,6,9,10 ОК3-10 2 2 Тема 2.2 Основные правила произношения Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Фонетический разбор слова. Практические занятия Изучение фонетических единиц. Работа с таблицами «Звуки речи», «Соотношение букв и звуков». Фонетический разбор слова. Выполнение упражнений. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Самостоятельная работа№4: Фонетический разбор слова. Работа со словарями (орфоэпический словарь и словарь ударений). Разработка электронной презентации на тему: «Орфоэпические словари русского языка. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка». Разработка презентации (на выбор): «Правописание гласных в корнях слов», «Правописание согласных в корнях слов». Разработка презентации по теме «Гласные после шипящих». Подготовка схемы-конспекта на тему (по выбору): «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-», «Правописание на стыке приставки и корня». Фонетический разбор слова. Работа со словарями (орфоэпический словарь и словарь ударений). Разработка электронной презентации на тему: « Орфоэпические словари русского языка. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка». Разработка презентации (на выбор) «Правописание гласных в корнях слов», «Правописание согласных в корнях слов». Разработка презентации по теме: «Гласные после шипящих». Подготовка схемы-конспекта на тему (по выбору): «Правописание приставок ПРЕ- и РИ-», «Правописание на стыке приставки и корня». 2 Контрольная работа по разделу. Тест. 2 Раздел 3. Лексика и фразеология(8ч.) Тема 3.1 ОК5,6,9,10 Содержание учебного материала ОК3-10 Лексическая система русского языка Тема 3.2 Фразеологические единицы Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические нормы. Лексические словари. Практические занятия Изучение лексических групп слов. Составление таблиц «Лексика современного русского языка». Выполнение упражнений. Анализ фрагментов текстов. Работа с лексическими словарями. Защита реферативных сообщений. Содержание учебного материала Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Практические занятия Изучение фразеологических единиц. Составление таблицы «Типы фразеологических единиц». Составление алгоритма «Отличие фразеологизма от слова». Анализ фрагментов текста. Работа с фразеологическими словарями. Выполнение упражнений 2 ОК2-10 2 ОК2-10 Самостоятельная работа студента № 5: - составление словарика на основе стилистически окрашенной фразеологии крылатых слов- оборотов, заимствованных из античной литературы, Ветхого и Нового завета, произведений русских и зарубежных писателей; - подготовка сообщений: «Пословицы и поговорки русского народа, как один из основных источников фразеологии», «Фразеологическое новаторство писателей: нахождение авторских фразеологизмов в художественных текстах В.Маяковского, А.Твардовского». 2 ОК5,6,9,10 Контрольная работа по разделу. Тест. Раздел 4. Графика и орфография(10ч.) 2 Тема 4.1 Графические средства передачи устной речи на письме. Типы орфограмм Содержание учебного материала Тема 4.2 Правописание Содержание учебного материала Графика и русский алфавит. Орфография. Основные типы орфограмм Практические занятия Изучение графических средств передачи устной речи на письме, основных типов орфограмм. Составление таблицы «Основные типы орфограмм». Выполнение упражнений. 2 ОК2-10 ОК2-10 Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. 2 Правописание приставок. Правописание И – Ы после приставок Правописание сложных слов. Употребление буквы Ь. Практические занятия Изучение правил написания слов. Составление алгоритмов и таблиц по орфографии. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа№5: Подготовка доклада «Способы образования слов в русском языке (морфемные и неморфемные)». Составление и заполнение таблицы «Правописание сложных слов». Строение русского слова. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. 2 Контрольная работа по разделу. Тест 2 2 ОК5,6,9,10 Раздел 5. Морфемика и словообразование(4Ч) Тема 5.1 Морфемный состав слова Содержание учебного материала Морфемика. Понятие морфемы как значимой части слова. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Практические занятия Изучение морфемного состава слов. 2 ОК 4,5,9 Тема 5.2 Способы словообразования Морфемный разбор слова. Работа со словарями. Выполнение упражнений Содержание учебного материала Словообразование. Способы словообразования Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Практические занятия Изучение способов словообразования. Составление таблицы «Способы словообразования». Словообразовательный разбор слов. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа№7: Подготовка доклада (по выбору): «Части речи (самостоятельные и служебные). Имя существительное как часть речи», «Правописание имен существительных». Выполнение упражнения №222. Подготовка доклада (презентации) по теме «Имя прилагательное. Особенности употребления имен прилагательных». Выполнение упражнения №244. Разработка электронной презентации на тему «Глагол как часть речи. Ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий». Морфологический разбор глагола. Выполнение упражнения № 290. Подготовить презентацию по теме «Наречие как часть речи. Особенности употребления наречий». Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Морфологические нормы. Основные виды морфологических ошибок. Раздел 6. Морфология и орфография Тема 6.1. Содержание учебного материала Самостоятельные и Морфология. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, служебные части речи, грамматическая форма и синтаксическая функция). Самостоятельные и служебные их правописание части речи. Имя существительное. 2 ОК 4,5,9 2 ОК5,6,9,10 ОК 4,5,9 2 Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Практическая работа : Изучение грамматических признаков и правописания самостоятельных частей речи. Тема 6.2. Имя прилагательное Тема 6.3. Имя числительное. Тема 6.4. Местоимение. Самостоятельная работа студента № 8: - прочитать стихотворение О.Мандельштама «Звук осторожный и глухой». Выписать из стихотворения имена существительные и сделать морфологический разбор (не менее двух). Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Практическая работа: Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. ОК5,6,9,10 2 2 ОК 4,5,9 Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Практическая работа: Правописание числительных. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. 2 ОК 4,5,9 Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Практическая работа: Правописание местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте. 2 ОК 4,5,9 Самостоятельная работа студента № 9: - провести наблюдение над использованием местоимений для создания комических эффектов на примере произведений А.П. Чехова "Вишневый сад"; - анализ произведений А. Блока: Стилистическое использование местоимений в художественной речи; - провести наблюдение над ролью языковых средств создания эпитетов и использования постоянных эпитетов в произведениях фольклора; - подбор примеров стилистического использования имен числительных в художественной речи на примере произведений: А. Пушкин "Пиковая дама", Н. Некрасов " Вчерашний день, в часу шестом...", А. Блок "Двенадцать". Тема 6.5. Глагол. Причастие. Деепричастие. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола. Практическая работа: Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Особенности построения предложений с причастиями и деепричастиями Самостоятельная работа студента № 10: - объяснить для каких целей в художественных текстах глаголы одного времени могут использоваться в значение другого времени на примере произведений Л. Толстого; - привести примеры стилистической функции имен и фамилий героев в художественных произведениях Ф.М.Достоевского. Тема 6.6. Наречие. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. ОК5,6,9,10 2 ОК 4,5,9 2 2 2 ОК5,6,9,10 ОК 4,5,9 Практическая работа: Правописание наречий. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Предлог как часть речи.Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Тема 6.7. Служебные части речи, Практическая работа» Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с их правописание предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. 2 ОК 4,5,9 ОК 4,5,9 Раздел 7 . Синтаксис и пунктуация Самостоятельная работа студента №11: - выписать из рассказа И.Бунина «Легкое дыхание», сочетания существительных и местоимений с предлогами, распределяя их на две группы: 1) с непроизводными предлогами; 2) с производными предлогами. - роль служебных слов и междометий в передачи эмоций и чувств из произведений А. С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф. И.Тютчева, А. Куприна, А. П.Чехова (подбор примеров) Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. 2 Самостоятельная работа студента № 12: - роль служебных слов и междометий в передачи эмоций и чувств из произведений А. С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф. И.Тютчева, А. Куприна, А. П.Чехова (подбор примеров) 2 ОК 4,5,9 Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение 2 ОК 4,5,9 Виды предложений по цели высказывания. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Полные и неполные предложения. Осложненное простое предложение. Предложения с однородными, обособленными и уточняющими членами предложения. Знаки препинания при них. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении и междометии. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, цитатах, диалоге. 2 ОК 4,5,9 Самостоятельная работа студента№13: - подбор примеров экспрессивного использования однородных членов предложения в художественном тексте на примере произведений Н. Рубцова, А. Чехова, Л. Толстого. - характеристика интонационных особенностей восклицательных предложений и их употребления в речи на примере произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова - анализ отрывка с указанием примеров инверсии как изобразительного средства языка в произведениях А. Пушкина "Евгений Онегин", "Осень" 2 словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Предложение. Прямой и обратный порядок слов. Практические занятия Изучение видов простых предложений. Составление таблицы «Виды предложений». Составление схем по теме «Знаки препинания в простом предложении». Синтаксический разбор простых предложений. Выполнение упражнений. Тема 7.2. Простое предложение Тема 7.3.Сложное Содержание учебного материала предложение Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 2 Практические занятия Изучение видов сложных предложений. Составление таблицы «Виды сложных предложений». Составление схем по теме «Знаки препинания в сложных предложениях» Синтаксический разбор сложных предложений. Выполнение упражнений Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. 2 Самостоятельная работа студента № 14: - составить три сложноподчиненных предложения с придаточными места на тему «Петербург М.Ю.Лермонтова»; -характеристика интонационных особенностей вопросительных предложений: риторический вопрос и его художественные функции в произведениях М. Лермонтова, В. Маяковского, С. Есенина. 2 Контрольная работа по разделу. Тест. 2 Всего по дисциплине 90 ОК 4,5,9 ОК 4,5,9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации учебной программы дисциплины «Русский язык» имеется учебный кабинет русского языка и литературы. Оборудование учебного кабинета: - учебная мебель, - рабочее место учителя, - доска, - ящики для хранения таблиц. Технические средства обучения: - телевизор, - экспозиционный экран, - аудио-центр, - мультимедиапроектор, - компьютер, - принтер, сканер. 3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык 2016 ОИЦ «Академия» 2.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ 2016 ОИЦ «Академия» 3.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и литература. Литература. Практикум 2016 ОИЦ «Академия» Дополнительные источники 1. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2013 2. «Современная русская речь. Состояние и функционирование»-Изд.: Эксмо,2014 Интернет-ресурсы 1. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» http://www.gramota.ru 2. Дистанционная поддержка учителей- словесников: - http://www.ipk. Методические разработки: 1. Сложноподчиненное предложение ( деловая игра «Слет специалистов» с мультимедийным приложением) 2. Степени сравнения наречий (систематизация изученного материала с мультимедийным приложением) 4 . КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения студентами индивидуальных заданий (доклады, рефераты). Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) 1 В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Русский язык»: - сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике - владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью - владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации - владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров - знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой - сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка - сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения - способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 2 Оперативный контроль: - тестирование, аудиторные контрольные работы; Оперативный контроль: - в форме защиты проектов Оперативный контроль: - в форме защиты практических занятий; - тестирование Входной контроль: собеседование Рубежный контроль: - аудиторная контрольная работа; - тестирование Оперативный контроль: - в форме защиты практических занятий Оперативный контроль: - творческая работа. Оперативный контроль: - практическая творческая работа (исследование). Оперативный контроль: - творческая работа. - владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания - сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы Оперативный контроль: - в форме защиты проектов Оперативный контроль: - в форме защиты практических занятий; - тестирование Итоговый контроль: - комплексный экзамен Оценочные средства для всех видов контроля отражены в фонде оценочных средств (ФОС) по данной учебной дисциплине. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения. Результаты (личностные и метапредметные) Личностные результаты российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы - проявление активной жизненной позиции; - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; - уважение общечеловеческих и демократических ценностей Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. - демонстрация готовности к исполнению воинского долга Своевременность постановки на воинский учет Проведение воинских сборов - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; Интерпретация результатов - проявление общественного сознания; наблюдений за - воспитанность и тактичность; деятельностью - демонстрация готовности к самостоятельной, обучающегося в процессе творческой деятельности освоения образовательной программы общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями Успешное прохождение при выполнении различного рода деятельности учебной практики. Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях - демонстрация желания учиться; Интерпретация результатов - сознательное отношение к продолжению образования наблюдений за в ВУЗе деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. - умение ценить прекрасное; Творческие и исследовательские проекты Дизайн-проекты по благоустройству - готовность вести здоровый образ жизни; - занятия в спортивных секциях; - отказ от курения, употребления алкоголя; - забота о своём здоровье и здоровье окружающих; Спортивно-массовые - оказание первой помощи мероприятия Дни здоровья осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; -сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - демонстрация интереса к будущей профессии; - выбор и применение методов и способов решения Занятия по специальным профессиональных задач дисциплинам Учебная практика Творческие проекты - экологическое мировоззрение; - знание основ рационального природопользования и Мероприятия по озеленению охраны природы территории. Экологические проекты - уважение к семейным ценностям; - ответственное отношение к созданию семьи Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи. Мероприятия, проводимые «Молодёжь+» - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - демонстрация коммуникативных способностей; - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности; - умение разрешить конфликтную ситуацию Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио метапредметные результаты - владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение определять назначение и функции различных социальных институтов; - демонстрация способностей к учебноисследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач Семинары Учебно-практические конференции Конкурсы Олимпиады - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. - сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.) - умение самостоятельно оценивать и принимать - демонстрация способности самостоятельно давать решения, определяющие стратегию поведения, с оценку ситуации и находить выход из неё; учетом гражданских и нравственных ценностей; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы Деловые игрымоделирование социальных и профессиональных ситуаций. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы - владение навыками познавательной рефлексии как - умение оценивать свою собственную деятельность, осознания совершаемых действий и мыслительных анализировать и делать правильные выводы процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы