Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

Приложение 2.1
к ППКРС по профессии
54.01.20 Графический дизайнер

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер,
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии 54.01.20.
Графический дизайнер № 1543 от 09 декабря 2016 года.
1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык»
направлено на достижение следующих целей:
 совершенствование общеучебных умений и навыков студентов:
языковых,
речемыслительных,
орфографических,
пунктуационных,
стилистических;
 формирование функциональной грамотности и всех видов
компетенций
(языковой,
лингвистической
(языковедческой),
коммуникативной, культуроведческой);
 совершенствование умений студентов осмысливать закономерности
языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в
устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
 дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности
к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков;
 воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире;  формирование гуманистического мировоззрения,
национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
 развитие представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, культуры читательского восприятия художественного текста,
понимания
авторской
позиции,
исторической
и
эстетической
обусловленности литературного процесса; образного и аналитического 6
мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве
содержания и формы, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об
историко-литературном процессе;
 совершенствование умений анализа и интерпретации литературного

произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Освоение содержания учебного предмета «Русский язык», обеспечивает
достижение
студентами
следующих
результатов:
личностных,
метапредметных и предметных, направленных на формирование
универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
СОО, а также общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС
СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования.
Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Освоение содержания дисциплины «Русский язык»
обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации
личности;

− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и
письменных высказываний с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
−владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых
явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;
− готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
−умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, информационных и коммуникационных технологий для
решения
когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе
изучения русского языка;
• предметных:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
− сформированность умений создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
– сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Консультации
Итоговая аттестация: комплексный экзамен.

Объем
часов
106
90
50
40
10
6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

разделов и тем

самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

1

2

3

Коды компетенций
и личностных
результатов ,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4

Содержание учебного материала
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и
общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском
литературном языке и языковой норме.
Практические занятия
Проведение беседы о современном состоянии русского языка.
Изучение понятий «язык» и «речь», уровней и функций языка.
Составление таблиц «Уровни языка», «Нормы литературного языка».
Составление монологов и диалогов, их анализ с точки зрения требований к речи
Самостоятельная работа студента № 1:
-наизусть прочитать 2-3 высказывания великих людей о богатстве и выразительности
русского языка. Доказать справедливость этих высказываний;
- определить по словарям и справочникам терминов: русский национальный язык,
русский литературный язык;
- составление обобщающих таблиц: русский национальный язык;
- подготовка сообщения на тему: «Русский язык - один из языков ООН»;
- написать обзор источников по теме «Понятие о русском литературном языке и
языковой норме» (не менее 10 источников).

2

ОК 06.

Входной контроль.

2

Введение

Раздел 1 . Язык и речь. Функциональные стили речи. Текст. (10ч.)
Тема 1.1

Содержание учебного материала

Объем в
часах

ОК5,6,9,10

Язык и речь

Тема 1.2
Функциональные
стили речи

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский
язык в современном мире. Язык как система. Основные уровни языка. Понятие о
русском литературном языке и языковой норме.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные
требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления
языковых средств.
Практические занятия
Проведение беседы о современном состоянии русского языка.
Изучение понятий «язык» и «речь», уровней и функций языка.
Составление таблиц «Уровни языка», «Нормы литературного языка».
Составление монологов и диалогов, их анализ с точки зрения требований к речи.

2

Самостоятельная работа студента № 1:
-наизусть прочитать 2-3 высказывания великих людей о богатстве и выразительности
русского языка. Доказать справедливость этих высказываний;
- определить по словарям и справочникам терминов: русский национальный язык,
русский литературный язык;
- составление обобщающих таблиц: русский национальный язык;
- подготовка сообщения на тему: «Русский язык - один из языков ООН»;
- написать обзор источников по теме «Понятие о русском литературном языке и
языковой норме» (не менее 10 источников).

2

ОК5,6,9,10

2

ОК5,6,9,10

ОК5,6,9,10

Содержание учебного материала
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные
признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового
стиля.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического
стиля. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления
Художественный стиль речи, его основные признаки. Изобразительно-выразительные
средства языка.

Практические занятия
Изучение особенностей функциональных стилей речи.
Составление таблиц «Функциональные стили речи».
Составление текстов различных стилей.
Составление монологов и диалогов.
Проведение беседы.
Стилистический анализ текста. Выполнение упражнений
Самостоятельная работа студента № 2:
- проанализировать какую - либо биографию, написанную писателем (С. Есениным, В.
Маяковским); отметить, чем язык литературной биографии отличается от языка
служебной бумаги такого рода. На основе выбранной автобиографии писателей
составить ее биографию в официально-деловом стиле;
- подумать, какие перефразы можно употребить в рассказе о творчестве какого-либо
писателя (А. Блока, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой), заменяя его собственное
имя: записать эти выражения;
- в письмах какого- либо писателя (А. Пушкина, А. Чехова, М. Горького, А. Блока) к
друзьям, знакомым и официальным лицам отметить факты разговорного стиля.
- познакомиться со статьями "Энциклопедического словаря юного филолога" о языке А.
С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л. Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, А. Блока, В.
Маяковского, подобрать из произведений указанных авторов примеры,
иллюстрирующие основные положения этих статей; подготовить на основе
проделанной работы устные сообщения
Тема 1.3.Текст

ОК5,6,9,10

2

Содержание учебного материала
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое
целое. Абзац. Тема, идея текста. Средства и виды связи предложений в тексте.
Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение.
Выполнение упражнений.

2

Информационная переработка текста. План, тезисы, конспект, реферат, аннотация

2

ОК5,6,9,10

ОК5,6,9,10

Практические занятия
Изучение признаков и структуры текста, типов речи.
Составление таблицы «Функционально-смысловые типы речи».
Составление плана, конспекта, аннотации.
Лингвостилистический анализ текста.
Самостоятельная работа обучающихся №3:
Подготовка письменных сообщений: «Язык в современном обществе», «Мировое
значение русского языка»
Разработка презентации на тему: «Этапы работы над рефератом».
Конспектирование статьи учебника Русский язык. 10-11 классы: учеб. для
общеобразоват. учрежд.: базовый уровень / А.И., Власенков, Л.М. Рыбченкова. _ М.:
Просвещение, 2009 с. 93-109
Лингвостилистический анализ предложенного текста. Разработка презентации
«Функционально-смысловые типы речи».
Конспектирование статей учебника Русский язык.: учеб. для общеобразоват. учрежд.:
базовый уровень / А.И., Власенков, Л.М. Рыбченкова. _ М.: Просвещение, 2019. С. 117 –
120, 127- 129, 137 -138, 169 – 170, 171 (научный публицистический, официально-деловой
и др. стили). Подготовка доклада «Книжные стили речи» на основе
законспектированного материала. Природа и сущность языка. Язык и мышление. Язык
и его функции. Русский язык в современном мире.
Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка.
Раздел 2 . Фонетика и орфоэпия(8ч.)
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Фонетические
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение
единицы
буквы и звука. Фонетическая фраза.

2

ОК5,6,9,10

ОК3-10
2

2
Тема 2.2
Основные правила
произношения

Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное
богатство русской речи. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство.
Ассонанс, аллитерация. Фонетический разбор слова.
Практические занятия
Изучение фонетических единиц.
Работа с таблицами «Звуки речи», «Соотношение букв и звуков».
Фонетический разбор слова.
Выполнение упражнений.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и
согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического
словаря.
Самостоятельная работа№4:
Фонетический разбор слова. Работа со словарями (орфоэпический словарь и словарь
ударений). Разработка электронной презентации на тему: «Орфоэпические словари
русского языка. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка».
Разработка презентации (на выбор): «Правописание гласных в корнях слов»,
«Правописание согласных в корнях слов». Разработка презентации по теме «Гласные
после шипящих». Подготовка схемы-конспекта на тему (по выбору): «Правописание
приставок ПРЕ- и ПРИ-», «Правописание на стыке приставки и корня». Фонетический
разбор слова. Работа со словарями (орфоэпический словарь и словарь ударений).
Разработка электронной презентации на тему: « Орфоэпические словари русского
языка. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка».
Разработка презентации (на выбор) «Правописание гласных в корнях слов»,
«Правописание согласных в корнях слов». Разработка презентации по теме: «Гласные
после шипящих». Подготовка схемы-конспекта на тему (по выбору): «Правописание
приставок ПРЕ- и РИ-», «Правописание на стыке приставки и корня».

2

Контрольная работа по разделу. Тест.

2

Раздел 3. Лексика и фразеология(8ч.)
Тема 3.1

ОК5,6,9,10

Содержание учебного материала

ОК3-10

Лексическая система
русского языка

Тема 3.2
Фразеологические
единицы

Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения
слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы,
синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. Активный и пассивный
словарный запас. Лексические нормы. Лексические словари.
Практические занятия
Изучение лексических групп слов.
Составление таблиц «Лексика современного русского языка».
Выполнение упражнений.
Анализ фрагментов текстов.
Работа с лексическими словарями.
Защита реферативных сообщений.
Содержание учебного материала
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в
речи. Афоризмы.
Практические занятия
Изучение фразеологических единиц.
Составление таблицы «Типы фразеологических единиц».
Составление алгоритма «Отличие фразеологизма от слова».
Анализ фрагментов текста.
Работа с фразеологическими словарями.
Выполнение упражнений

2

ОК2-10

2

ОК2-10

Самостоятельная работа студента № 5:
- составление словарика на основе стилистически окрашенной фразеологии крылатых
слов- оборотов, заимствованных из античной литературы, Ветхого и Нового завета,
произведений русских и зарубежных писателей;
- подготовка сообщений: «Пословицы и поговорки русского народа, как один из
основных источников фразеологии», «Фразеологическое новаторство писателей:
нахождение авторских фразеологизмов в художественных текстах В.Маяковского,
А.Твардовского».

2

ОК5,6,9,10

Контрольная работа по разделу. Тест.
Раздел 4. Графика и орфография(10ч.)

2

Тема 4.1
Графические средства
передачи устной речи
на письме. Типы
орфограмм

Содержание учебного материала

Тема 4.2
Правописание

Содержание учебного материала

Графика и русский алфавит. Орфография. Основные типы орфограмм
Практические занятия
Изучение графических средств передачи устной речи на письме, основных типов
орфограмм.
Составление таблицы «Основные типы орфограмм».
Выполнение упражнений.

2

ОК2-10

ОК2-10

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

2

Правописание приставок. Правописание И – Ы после приставок
Правописание сложных слов. Употребление буквы Ь.
Практические занятия
Изучение правил написания слов. Составление алгоритмов и таблиц по орфографии.
Выполнение упражнений.
Самостоятельная работа№5:
Подготовка доклада «Способы образования слов в русском языке (морфемные и
неморфемные)». Составление и заполнение таблицы «Правописание сложных слов».
Строение русского слова. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий
структуру слов и способы их образования. Способы образования (морфемные и
неморфемные). Словообразовательные нормы.

2

Контрольная работа по разделу. Тест

2

2

ОК5,6,9,10

Раздел 5. Морфемика и словообразование(4Ч)
Тема 5.1
Морфемный состав
слова

Содержание учебного материала
Морфемика. Понятие морфемы как значимой части слова.
Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы.
Практические занятия
Изучение морфемного состава слов.

2

ОК 4,5,9

Тема 5.2
Способы
словообразования

Морфемный разбор слова.
Работа со словарями.
Выполнение упражнений
Содержание учебного материала
Словообразование. Способы словообразования
Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования
профессиональной лексики и терминов.
Практические занятия
Изучение способов словообразования.
Составление таблицы «Способы словообразования».
Словообразовательный разбор слов.
Выполнение упражнений.
Самостоятельная работа№7:
Подготовка доклада (по выбору): «Части речи (самостоятельные и служебные). Имя
существительное как часть речи», «Правописание имен существительных».

Выполнение упражнения №222. Подготовка доклада (презентации) по теме «Имя
прилагательное. Особенности употребления имен прилагательных». Выполнение
упражнения №244. Разработка электронной презентации на тему «Глагол как часть
речи. Ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и
деепричастий». Морфологический разбор глагола. Выполнение упражнения № 290.
Подготовить презентацию по теме «Наречие как часть речи. Особенности
употребления наречий». Морфология как учение о частях речи и грамматических
категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Морфологические нормы.
Основные виды морфологических ошибок.
Раздел 6. Морфология и орфография
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Самостоятельные и
Морфология.
Грамматические
признаки
слова
(грамматическое
значение,
служебные части речи,
грамматическая форма и синтаксическая функция). Самостоятельные и служебные
их правописание
части речи.
Имя существительное.

2

ОК 4,5,9

2

ОК5,6,9,10

ОК 4,5,9
2

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж
существительных. Склонение имен существительных. Правописание суффиксов и
окончаний имен существительных.
Практическая работа :
Изучение грамматических признаков и правописания самостоятельных частей речи.

Тема 6.2. Имя
прилагательное

Тема 6.3. Имя
числительное.

Тема 6.4. Местоимение.

Самостоятельная работа студента № 8:
- прочитать стихотворение О.Мандельштама «Звук осторожный и глухой».
Выписать из стихотворения имена существительные и сделать морфологический
разбор (не менее двух).
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени
сравнения имен прилагательных.
Практическая работа:
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

ОК5,6,9,10
2

2

ОК 4,5,9

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.
Практическая работа: Правописание числительных. Сочетание числительных оба,
обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

2

ОК 4,5,9

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений.
Практическая работа:
Правописание местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

2

ОК 4,5,9

Самостоятельная работа студента № 9:
- провести наблюдение над использованием местоимений для создания комических
эффектов на примере произведений А.П. Чехова "Вишневый сад";
- анализ произведений А. Блока: Стилистическое использование местоимений в
художественной речи;
- провести наблюдение над ролью языковых средств создания эпитетов и
использования постоянных эпитетов в
произведениях фольклора;
- подбор примеров стилистического использования имен числительных в
художественной речи на примере произведений: А. Пушкин "Пиковая дама", Н.
Некрасов " Вчерашний день, в часу шестом...", А. Блок "Двенадцать".
Тема 6.5. Глагол.
Причастие.
Деепричастие.

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных
окончаний глагола.
Причастие как особая форма глагола.
Деепричастие как особая форма глагола.
Практическая работа:
Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание -Н- и –НН- в
причастиях и отглагольных прилагательных. Образование деепричастий совершенного
и несовершенного вида. Особенности построения предложений с причастиями и
деепричастиями
Самостоятельная работа студента № 10:
- объяснить для каких целей в художественных текстах глаголы одного времени могут
использоваться в значение другого времени на примере произведений Л. Толстого;
- привести примеры стилистической функции имен и фамилий героев в
художественных произведениях Ф.М.Достоевского.

Тема 6.6. Наречие.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Отличие
наречий от слов-омонимов. Использование местоименных наречий для связи
предложений в тексте. Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния
от слов-омонимов.

ОК5,6,9,10

2

ОК 4,5,9
2

2

2

ОК5,6,9,10

ОК 4,5,9

Практическая работа:
Правописание наречий. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Предлог как часть речи.Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в
течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Тема 6.7.
Служебные части речи, Практическая работа»
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с
их правописание
предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2

ОК 4,5,9

ОК 4,5,9

Раздел 7 . Синтаксис и
пунктуация

Самостоятельная работа студента №11:
- выписать из рассказа И.Бунина «Легкое дыхание», сочетания существительных и
местоимений с предлогами, распределяя их на две группы: 1) с непроизводными
предлогами; 2) с производными предлогами.
- роль служебных слов и междометий в передачи эмоций и чувств из произведений А.
С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф. И.Тютчева, А. Куприна, А. П.Чехова (подбор примеров)
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с
разными частями речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание
междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

2

Самостоятельная работа студента № 12:
- роль служебных слов и междометий в передачи эмоций и чувств из произведений А.
С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф. И.Тютчева, А. Куприна, А. П.Чехова (подбор примеров)

2

ОК 4,5,9

Тема 7.1.
Основные единицы
синтаксиса

Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение

2

ОК 4,5,9

Виды предложений по цели высказывания. Грамматическая основа простого
двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные
члены предложения. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений.
Полные и неполные предложения.
Осложненное простое предложение. Предложения с однородными, обособленными и
уточняющими членами предложения. Знаки препинания при них.
Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении и междометии.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, цитатах, диалоге.

2

ОК 4,5,9

Самостоятельная работа студента№13:
- подбор примеров экспрессивного использования однородных членов предложения в
художественном тексте на примере произведений Н. Рубцова, А. Чехова, Л. Толстого.
- характеристика интонационных особенностей восклицательных предложений и их
употребления в речи на примере произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова,
А.П. Чехова
- анализ отрывка с указанием примеров инверсии как изобразительного средства языка
в произведениях А. Пушкина "Евгений Онегин", "Осень"

2

словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Предложение. Прямой и обратный
порядок слов.
Практические занятия
Изучение видов простых предложений.
Составление таблицы «Виды предложений».
Составление схем по теме «Знаки препинания в простом предложении».
Синтаксический разбор простых предложений.
Выполнение упражнений.

Тема 7.2.
Простое предложение

Тема 7.3.Сложное

Содержание учебного материала

предложение

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении.

2

Практические занятия
Изучение видов сложных предложений.
Составление таблицы «Виды сложных предложений».
Составление схем по теме «Знаки препинания в сложных предложениях»
Синтаксический разбор сложных предложений.
Выполнение упражнений
Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания
при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2

Самостоятельная работа студента № 14:
- составить три сложноподчиненных предложения с придаточными места на тему
«Петербург М.Ю.Лермонтова»;
-характеристика интонационных особенностей вопросительных предложений:
риторический вопрос и его художественные функции в произведениях М. Лермонтова,
В. Маяковского, С. Есенина.

2

Контрольная работа по разделу. Тест.

2

Всего по дисциплине

90

ОК 4,5,9

ОК 4,5,9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной программы дисциплины «Русский язык» имеется учебный
кабинет русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- учебная мебель,
- рабочее место учителя,
- доска,
- ящики для хранения таблиц.
Технические средства обучения:
- телевизор,
- экспозиционный экран,
- аудио-центр,
- мультимедиапроектор,
- компьютер,
- принтер, сканер.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык 2016 ОИЦ «Академия»
2.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ 2016 ОИЦ
«Академия»
3.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и литература. Литература. Практикум 2016
ОИЦ «Академия»
Дополнительные источники
1. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2013
2. «Современная русская речь. Состояние и функционирование»-Изд.: Эксмо,2014
Интернет-ресурсы
1.
Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
2.
Дистанционная поддержка учителей- словесников: - http://www.ipk.
Методические разработки:
1.
Сложноподчиненное предложение ( деловая игра «Слет специалистов» с
мультимедийным приложением)
2.
Степени сравнения наречий (систематизация изученного материала с
мультимедийным приложением)

4 . КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля
знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного
опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе
выполнения студентами индивидуальных заданий (доклады, рефераты).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
В результате освоения дисциплины студент
должен продемонстрировать предметные
результаты освоения учебной дисциплины
«Русский язык»:
- сформированность понятий о нормах русского
литературного языка и применение знаний о них в
речевой практике
- владение навыками самоанализа и самооценки на
основе наблюдений за собственной речью
- владение умением анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации
- владение умением представлять тексты в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров
- знание содержания произведений русской и мировой
классической литературы, их историко-культурного и
нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой
- сформированность представлений об
изобразительно-выразительных возможностях
русского языка
- сформированность умений учитывать исторический,
историко-культурный контекст и контекст творчества
писателя в процессе анализа художественного
произведения
- способность выявлять в художественных текстах
образы, темы и проблемы и выражать свое отношение
к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Оперативный контроль:
- тестирование, аудиторные
контрольные работы;
Оперативный контроль:
- в форме защиты проектов
Оперативный контроль:
- в форме защиты практических
занятий;
- тестирование
Входной контроль: собеседование
Рубежный контроль:
- аудиторная контрольная работа;
- тестирование
Оперативный контроль:
- в форме защиты практических занятий
Оперативный контроль:
- творческая работа.
Оперативный контроль:
- практическая творческая работа
(исследование).
Оперативный контроль:
- творческая работа.

- владение навыками анализа художественных
произведений с учетом их жанрово-родовой
специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в
единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания
- сформированность представлений о системе стилей
языка художественной литературы

Оперативный контроль:
- в форме защиты проектов

Оперативный контроль:
- в форме защиты практических
занятий;
- тестирование
Итоговый контроль:
- комплексный экзамен

Оценочные средства для всех видов контроля отражены в фонде
оценочных средств (ФОС) по данной учебной дисциплине.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся
не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных
результатов обучения.
Результаты
(личностные и метапредметные)
Личностные результаты
российская
гражданская
идентичность,
патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
- нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей;
гражданская
позиция
как
активного
и
ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля
и оценки

- проявление гражданственности, патриотизма;
- знание истории своей страны;
- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

- проявление активной жизненной позиции;
- проявление уважения к национальным и культурным
традициям народов РФ;
- уважение общечеловеческих и демократических
ценностей

Интерпретация результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы.

- демонстрация готовности к исполнению воинского
долга
Своевременность постановки
на воинский учет
Проведение воинских сборов
- демонстрация сформированности мировоззрения,
отвечающего современным реалиям;
Интерпретация результатов
- проявление общественного сознания;
наблюдений за
- воспитанность и тактичность;
деятельностью
- демонстрация готовности к самостоятельной, обучающегося в процессе
творческой деятельности
освоения образовательной
программы

общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
толерантное
сознание
и
поведение
в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том
числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и
безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью,
неприятие
вредных
привычек:
курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное
отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и
мастерами в ходе обучения;
- сотрудничество со сверстниками и преподавателями Успешное прохождение
при выполнении различного рода деятельности
учебной практики.
Участие в коллективных
мероприятиях, проводимых
на различных уровнях
- демонстрация желания учиться;
Интерпретация результатов
- сознательное отношение к продолжению образования наблюдений за
в ВУЗе
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы.
- умение ценить прекрасное;
Творческие и
исследовательские проекты
Дизайн-проекты по
благоустройству
- готовность вести здоровый образ жизни;
- занятия в спортивных секциях;
- отказ от курения, употребления алкоголя;
- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;
Спортивно-массовые
- оказание первой помощи
мероприятия
Дни здоровья

осознанный выбор будущей профессии и
возможностей реализации собственных жизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности как возможности участия в решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
-сформированность экологического мышления,
понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни;

- демонстрация интереса к будущей профессии;
- выбор и применение методов и способов решения Занятия по специальным
профессиональных задач
дисциплинам
Учебная практика
Творческие проекты
- экологическое мировоззрение;
- знание основ рационального природопользования и Мероприятия по озеленению
охраны природы
территории.
Экологические проекты
- уважение к семейным ценностям;
- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия,
посвящённые институту
семьи.
Мероприятия, проводимые
«Молодёжь+»

- умение самостоятельно определять цели
деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения
общеобразовательных дисциплин;
- умение планировать собственную деятельность;
- осуществление контроля и корректировки своей
деятельности;
- использование различных ресурсов для достижения
поставленных целей

Контроль графика
выполнения индивидуальной
самостоятельной работы
обучающегося; открытые
защиты проектных работ

умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;

- демонстрация коммуникативных способностей;
- умение вести диалог, учитывая позицию других
участников деятельности;
- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью
обучающегося в группе;
портфолио

метапредметные результаты

- владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения
практических
задач,
применению
различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности,
владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться
в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
- умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции
различных социальных институтов;

- демонстрация способностей к учебноисследовательской и проектной деятельности;
- использование различных методов решения
практических задач

Семинары
Учебно-практические
конференции
Конкурсы
Олимпиады

- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников информации,
включая электронные;
демонстрация
способности
самостоятельно
использовать
необходимую
информацию
для
выполнения поставленных учебных задач;
- соблюдение техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.

Подготовка рефератов,
докладов, курсовое
проектирование,
использование электронных
источников.
Наблюдение за навыками
работы в глобальных,
корпоративных и локальных
информационных сетях.

- сформированность представлений о различных
социальных институтах и их функциях в обществе
(институте семьи, институте образования, институте
здравоохранения, институте государственной власти,
институте
парламентаризма,
институте
частной
собственности, институте религии и т. д.)
- умение самостоятельно оценивать и принимать - демонстрация способности самостоятельно давать
решения, определяющие стратегию поведения, с оценку ситуации и находить выход из неё;
учетом гражданских и нравственных ценностей;
- самоанализ и коррекция результатов собственной
работы

Деловые игрымоделирование социальных и
профессиональных ситуаций.

Интерпретация результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

- владение навыками познавательной рефлексии как - умение оценивать свою собственную деятельность,
осознания совершаемых действий и мыслительных анализировать и делать правильные выводы
процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.

Интерпретация результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».