Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ОУД.04 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Приложение 2.4
к ППКРС по профессии
54.01.20 Графический дизайнер

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.04 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

2

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Родная литература
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная
дисциплина
«Родная
литература»
относится
к
общеобразовательному циклу основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер,
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии 54.01.20.
Графический дизайнер № 1543 от 09 декабря 2016 года.
1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература»
направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире; формирование гуманистического мировоззрения,
национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
культуры читательского восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности
литературного процесса; образного и аналитического мышления,
эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов,
художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и
формы, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий; формирование общего представления об историколитературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования - программы
подготовки специалистов среднего звена
Код
ОК 1

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
3

ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.

применительно к различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять
стандарты антикоррупционного поведения.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:

сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общестива; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной
деятельности; 


эстетическое отношение к миру; 

совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного
отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

использование для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы
и др.

4

метапредметных: 

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать
материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы; 

умение
самостоятельно
организовывать
собственную
деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; 

умение работать с разными источниками информации, находить
ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению
различных методов познания.

предметных:

сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познания других культур, уважительного отношения к ним; 
o
сформированность
навыков
различных
видов
анализа
литературных произведений. 

владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью; 

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; 

знание содержания произведений русской, родной и мировой
классической литературы, их историко-культурного и нравственноценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; 

сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения; 

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа художественных произведений с
учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания; 

сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы. 


5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Объем
часов
32
32
32
6

Итоговая аттестация в форме комплексного дифференцированного зачёта.

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родная литература»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII века.
Тема 1.1
Литература русского
Просвещения XVIII
века

Тема 2.1

Тема 3.1
Модернизм
Тема 3.2

Коды
компетенций

4

2

Содержание учебного материала:
Саратовская литература. А.Н.Радищев. Сведения из биографии. «Просвещение» как
общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его
национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении.
А. Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе.
Раздел 2 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX века.
Содержание учебного материала:
А.С.Кайсаров. Сведения из биографии. Поэт, сатирик, пародист. Саратовские годы
жизни. Написание сборника стихов «Саратовские безделки»
Н.Г.Чернышевский. Сведения из биографии. Роман «Что делать?» (обзор с чтением
фрагментов). Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе.
Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе
Н.Г.Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский
вопрос» в романе. Образы «новых людей».
А.А.Потехин. Сведения из биографии. Воин и гуманист. Очерк «Лов красной рыбы в
Саратовской губернии»

2

Раздел 3 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ века.
Содержание учебного материала:
Поэзия Серебряного века В.Хлебников Сведения из биографии. М.Зенкевич, Сведения
из биографии. М.Кузьмин, Сведения из биографии. П.Орешин Сведения из биографии.
Волжские мотивы в произведениях П.Орешина
Н.А.Минх Сведения из биографии. Повесть «Капитан поперечного плавания»

10

ОК 1-11

6
2

ОК 1-11

2

2

ОК 1-11
2

2

ОК 1-11
8

Литература
советского времени

Тема 4.1
Современный
литературный процесс

Л.А.Кассиль Сведения из биографии. Рассказ «Есть на Волге утес»
А.Н.Толстой Сведения из биографии. «Мишутка Налымов» из Заволжья.
К.А.Федин Сведения из биографии. Рассказ «Сазаны»
А.М.Федоров Сведения из биографии. Рассказ «Признание»
К.Симонов, С.Наровчатов, Н.У.Федоров Поэты-фронтовики о Великой
Отечественной войне. Сведения из биографии
Г.Шенеман Сведения из биографии. Рассказ « На старом пароходе»
Г.Д.Ширяева Сведения из биографии «Сашка» Проблема нравственного становления
подростка.
Раздел 4 СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
Содержание учебного материала
Е.А.Грачев Сведения из биографии Легенды: «Река-спасительница», «Легенда об
Изнаире», «Птица-певица»

Н.Е.Палькин Сведения из биографии. Поэзия.
Г.Л.Ступин Сведения из биографии Стихи. Автобиографический очерк «Горячая
земля»
Г.А.Мишин Сведения из биографии «Так они жили» Писатель-краевед
А.И.Слаповский Сведения из биографии. Драматург. Пьесы «Сошедший с поезда»,
«Любовь рядом».
Н.М.Медведева Сведения из биографии
В.А.Кремер Сведения из биографии.
Т.Е. Кекова Поэзия.

2
2

2

12
ОК 1-11
2

2
2
2
2

2

Итоговая аттестация (комплексный дифференцированный зачет)

2

Всего:

32

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Для
реализации
программы
учебной
дисциплины
предусмотрен
кабинет
социально-экономических
дисциплин,
оснащённый оборудованием:
Ноутбук,
Проектор,
Интерактивная доска,
Доска классная (меловая),
Комплект учебно-методической документации
Раздаточный материал
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд колледжа имеет
печатные электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
Основные печатаные издания
1.Обернихина Г.А. Литература: в 2 ч. Ч.1/ Г.А. Обернихина. –М.: .:
ОИЦ «Академия» , 2020 – 384 с.
2.Обернихина Г.А. Литература: в 2 Ч. Ч.2/ Г.А. Обернихина. –М.: .:
ОИЦ «Академия» , 2020 – 375 с.
Основные электронные издания
1. Дистанционная поддержка учителей- словесников: - http://www.ipk.
2. Классика. RU: http://www.klassika.ru
3. www. Libnet.ru/cls/fulltxt/r00105.htm

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
в форме устного и письменного опроса, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий - проектов, рефератов, презентаций.
Результаты обучения
В результате освоения предмета студент должен
продемонстрировать предметные результаты
освоения учебного предмета
« Родная литература»:
- сформированность представлений о системе
стилей языка художественной литературы.
- сформированность устойчивого интереса к чтению
как средству познания других культур,
уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов
анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на
основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;

- знание содержания произведений русской, родной
и мировой классической литературы, их историкокультурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой
культуры;
- сформированность умений учитывать
исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
- наблюдение и оценка выполнения
творческих работ;
-устный ( письменный) опрос

- наблюдение и оценка выполнения
анализа художественных
произведений.
- наблюдение и оценка выполнения
интерпретации художественного
произведения
- наблюдение и оценка выполнения
анализа художественных
произведений.

-устный ( письменный) опрос

- наблюдение и оценка выполнения
составления таблиц по творчеству
писателей и поэтов; анализа
произведения

- способность выявлять в художественных текстах
образы, темы и проблемы и выражать свое
отношение к ним в развернутых аргументированных -устный ( письменный) опрос
устных
и письменных высказываниях;

11

- владение навыками анализа художественных
произведений с учетом их жанрово-родовой
специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в
единстве эмоционального личностного восприятия
и интеллектуального понимания;

- наблюдение и оценка выполнения
творческих заданий; литературных
диктантов.

Итоговый контроль:
- комплексный дифференцированный
зачет

12

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
позволяют проверить у обучающихся не только сформированность
предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных
результатов обучения.
Результаты
(личностные и метапредметные)
Личностные результаты
- сформированность
мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития
науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а
также различных форм
общественного сознания,
осознание своего места в
поликультурном мире;
- сформированность основ
саморазвития и самовоспитания в
соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
готовность и способность к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и
оценки

-потребность в формировании
Интерпретация
мировоззрения, соответствующего
результатов
современному уровню развития
наблюдений за
науки и общественной практики.
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
-потребность в саморазвитии и
самовоспитании в соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества.
-демонстрация готовности к
самостоятельной, творческой
деятельности.

- толерантное сознание и
поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести
диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;

-проявление терпимости и
уважительного отношения к
людям иных национальностей и
культурам других государств:
- желание к сотрудничеству и
взаимопониманию .

- готовность и способность к
образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному
образованию

-проявление готовности и
стремление к
самообразованию как условию
успешной профессиональной и
общественной деятельности;
- демонстрация желания учиться;
- сознательное отношение к

Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Участие в
художественной
самодеятельности.
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Внеклассные
мероприятия,
посвящённые
данной тематике.
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
13

продолжению образования в ВУЗе

- эстетическое отношение к миру;

- совершенствование духовнонравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству ,
уважительного отношения к
русской литературе, культурам
других народов;

использование для решения
познавательных и
коммуникативных задач
различных источников
информации (словарей,
энциклопедий, интернет-ресурсов
и др.);

метапредметные результаты
- умение понимать проблему,
выдвигать гипотезу,
структурировать материал,
подбирать аргументы для
подтверждения собственной
позиции, выделять причинноследственные связи в устных и

- умение
прекрасное.

видеть

программы.
Участие в
ярмарках
профессий.

и

ценить Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Просмотр
художественных
фильмов и
виртуальных
экскурсий в музеи
писателей.
-проявление стремления
Интерпретация
к совершенствованию духовнорезультатов
нравственных и патриотических
наблюдений за
качеств.
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Участие в
мероприятиях
патриотической
тематики.
-стремление к продуктивному Интерпретация
использованию различных
результатов
источников
информации наблюдений за
(словарей,
энциклопедий, деятельностью
интернет-ресурсов и
обучающегося в
др.) для решения познавательных процессе освоения
и коммуникативных задач.
образовательной
программы.
Посещение
библиотеки.
-демонстрация умения приводить
материал в систему ;
- составление докладов ,
сообщений , рефератов и т.д

-оценка
выполнения
презентаций,
анализа
произведений,
составления
устных и
14

письменных высказываниях.

- умение самостоятельно
организовывать собственную
деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными
источниками информации,
находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной
деятельности;
- владение навыками
познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками
разрешения проблем; способность
и готовность к самостоятельному
поиску методов решения
практических задач, применению
различных методов познанания.

письменных
высказываний.
- демонстрация умения
самоорганизации и проявления
творческих способностей
- демонстрация работы с
различными источниками;
- аналитическая работа.
- демонстрация навыков
исследовательской и проектной
деятельности .

-оценка
выполнения
творческих
заданий.
-оценка работы с
первоисточниками.

оценка
выполнения
заданий по
самостоятель ному
поиску материала
и методов решения
практических
задач.

15


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».