Приложение 2.12 к ППКРС по профессии 54.01.20 Графический дизайнер РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.12 ИНФОРМАТИКА СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………… ……..4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……… ………7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……..12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ……………15 ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 «ИНФОРМАТИКА» 1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Информатика» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования для социально-экономического профиля, по профессии 54.01.20 «Графический дизайнер», реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования, Учебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Информатика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей: • формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; • формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; • формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин; • развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; • приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности; 3 • приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации; • владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационнокоммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций. Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика», обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных, метапредметных и предметных, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере личностные результаты: 4 − чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий; − осознание своего места в информационном обществе; − готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационнокоммуникационных технологий; − умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации; − умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций; − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов; − умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту; − готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций; метапредметные: − умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации; − использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания 1 Экзамен проводится по решению профессиональной образовательной организации либо по желанию студентов при изучении учебной дисциплины «Информатика» как профильной учебной дисциплины.7 (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учеб ноисследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; − использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов; − использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет; − умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах; 5 − умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; − умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий; предметные: − сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире; − владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы; − использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки; − владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере; − владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах; − сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими; − сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); − владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования; − сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; − понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам; − применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете 6 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная учебная нагрузка в том числе: теоретическое обучение практические занятия Самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объём часов 108 108 48 60 - 7 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика» Наименование разделов и тем 1 Тема 1. Информационная деятельность человека. Тема 2. Информация и информационные процессы. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы 2 Объем Коды часов компитенций 3 4 Содержание учебного материала 1.1 Правила ТБ на уроках информатики. 1.2 Информатика как научная дисциплина, цели и задачи. 1.3 Основные этапы информационного развития общества 1.4 Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. 1.5 Роль информационной деятельности в современном обществе 1.6 Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств. 1.7 Контрольная работа №1. Практическая работа 1. Автоматизированное рабочее место специалиста. 2. Автоматизированные средства управления различного назначения. 3. Примеры использования АРМ. 4. Поиск информации в глобальной сети Интернет. 4 8 ОК 01, 02, 04, 09, 10, 11 Содержание учебного материала 2.1 Информация и ее свойства 2.2 Информация и управление 2.3. Информация и моделирование 2.4. Структурные информационные модели 2.5. Единицы измерения информации 2.6. Системы счисления 2.7. Модель перевода чисел из одной системы счисления в другую 2.8. Двоичная и шестнадцатеричная системы счисления как модель представления чисел в компьютере 2.9. Кодирование информации 2.10. Носитель информации: понятие, виды, основная характеристика. 2.11. Архив информации: понятие, виды, основные характеристика. 2.12. Определение объёма различных носителей информации. 2.13. Файловая система хранения, поиска и обработки информации на диске. 2.14. Основы алгоритмизации. 2.15. Контрольная работа №2. Практическая работа: 1. Измерение информации. 2. Представление информации в различных системах счисления. ОК 01, 02, 04, 09, 10, 11 6 8 3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. 4. Решение задач. Тема 3. Средства информационных и коммуникационных технологий Тема 4. Содержание учебного материала 3.1. История компьютера 3.2. Архитектура ПК, характеристика основных устройств. 3.3. Периферийные устройства ПК: виды, основная характеристика. 3.4. Программное обеспечение ПК 3.5. Память компьютера 3.6. Операционная система ПК 3.7. Логические функции и схемы — основа элементной базы компьютера 3.8. Логические выражения и таблицы истинности. Логические схемы и логические диаграммы 3.9. Защита информации 3.10. Вирусы и борьба с ними. 3.11. Контрольная работа №3 Практическая работа. 1. История компьютера. 2. Работа с программным обеспечением. 3. Операционная система. 4. Графический интерфейс пользователя. 5. Подключение внешних устройств к компьютеру. 6. Настройка и использование периферийных устройств. 7. Сервисное программное обеспечение компьютера. 8. Создание архива данных и работа с ним. 9. Установка антивирусных программ, диагностика. Содержание учебного материала. 1. Технология обработки текстовой информации 8 12 ОК 01, 02, 04, 09, 10, 11 8 6 ОК 01, 02, 04, 09, 10, 11 Технологии создания и Текстовый процессор 2. Использование шаблонов документов и других средств, повышающих эффективность преобразования работы с текстом информационных Программы для верстки оригинал-макетов объектов 3. Технология обработки графической информации Графика в профессии. Видеомонтаж 4. Автоматизированное проектирование. Технология обработки звуковой информации Синтезаторы звука на компьютере. Система компьютерной презентации Дизайн и оформление компьютерных презентаций. 5. Разновидности форматов звуков и видеоклипов. Использование музыки и анимации при демонстрации слайдов 6. Контрольная работа №4 9 Практическая работа. 12 Изучение клавиатурного тренажера. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Форматирование документов. Редактирование документов. Вставка и создание формул посредством приложения M. Equation 3.0 Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. 7. Вставка графических объектов. 8. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций. 9. Создание собственной презентации с использованием различных объектов. 10. Создание презентации с использованием анимации и демонстрация ее с помощью проекционного оборудования. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема 5. Технологии работы с информационными структурами электронными таблицами и базами данных Содержание учебного материала 1. Компьютер как вычислитель 2. Моделирование электронной таблицы 3. Создание электронных таблиц Microsoft Excel 4. Редактирование и форматирование данных. 5. Формулы и ссылки в ЭТ. 6. Построение диаграмм и графиков 7. База данных как модель информационной структуры 8. Компьютерная база данных — система организации, хранения, доступа, обработки поиска информации 9. Основные возможности СУБД 10. Структура базы данных Аccess. 11. Контрольная работа №5 6 Практическая работа 10 1. 2. 3. 4. 5. ОК 01, 02, 04, 09, 10, 11 Технология обработки числовой информации. Использование стандартных функций. Адресация. Решение прикладных задач с помощью табличного процессора. Построение диаграмм и графиков функции. Создание однотабличной базы данных. 10 6. Создание формы, формирование запросов и отчетов для однотабличной базы данных. Тема 6. Телекоммуникационные технологии Содержание учебного материала 6 ОК 01, 02, 04, 09, 10, 11 2 2 1. Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации 2. Локальная вычислительная сеть 3. Личные сетевые сервисы в Интернете 4. Коллективные сетевые сервисы в Интернет 5. Сетевая этика и культура 6. Понятие сайта. Способы создания сайта. 7. Основные критерии создания веб – ресурсов. 8. Использование Интернет - технологии в профессиональной деятельности. 9. Контрольная работа №6. Практическая работа: 14 1. Браузер. 2. Примеры работы с интернет-магазином, интернет – СМИ, интернет – турагенством, интернет-библиотекой. 3. Локальная компьютерная сеть. 4. Средства создания и сопровождения сайта. 5. Создание ссылок на Web-странице. 6. Работа с электронной почтой и скорость передачи данных. 7. Организация форумов, общие ресурсы в Интернете. Дифференцированный зачет Всего 108 11 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для реализации программы дисциплины «Информатика» имеется кабинет информатики и лаборатория информатики и информационнокоммуникационных технологий. Оборудование учебного кабинета: посадочные места студентов; рабочее место преподавателя; рабочая немеловая доска; наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ). Технические средства обучения: - мультимедийный проектор; - экспозиционный экран, - аудио-центр, - компьютеры, подключенные к глобальной сети Интернет; - принтер, - сканер. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: - персональные компьютеры; - пластиковая доска; - методические пособия для проведения лабораторных работ. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация: правила техники безопасности и производственной санитарии; инструкции по эксплуатации компьютерной техники. Программное обеспечение: текстовый редактор StarOffice Writer; интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Сибкон Коммутатор, NeoPlanet, Opera, менеджеры загрузки файлов Go!Zilla и Regent, FTP-клиенты AceFTP и CuteFTP, off-line браузеры WebDowloader и WebZip; звуковой редактор Cool Edit 2000; растровый графический редактор StarOffice Image; векторный графический редактор StarOffice Player; мульмедийных презентаций StarOffice Impress; проигрователь презентаций StarOffice Player; 3.2. Информационное обеспечение обучения Основная литература 1. Цветкова М. С. Информатика и ИКТ : учебник / М. С. Цветкова, Л. С. Великович. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. 12 2. Астафьева Н.Е. Информатика и ИКТ : практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей : учеб. пособие / Н.Е.Астафьева, С. А. Гаврилова, М. С. Цветкова ; под ред. М. С. Цветковой. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. 3. Малясова С.В. Информатика и ИКТ. Пособие для подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие / С. В. Малясова, С.В.Демьяненко, М. С. Цветкова ; под ред. М. С. Цветковой. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. Дополнительная 1. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.: ил. 2. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию. / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – 174 с.: ил. 3. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Теория / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – 668 с.: ил. 4. Косарева В. Экономическая информатика.- М., «Финансы и статистика», 2001 г. 5. Простейшие методы шифрования текста/ Д.М. Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2007 – 32 с. 6. Тексты демонстрационных тестов по информатике в форме и по материалам ЕГЭ 2004-2011 гг. 7. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 1011 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 246 с.: ил. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович, 2010. – 212 с.: ил. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413" Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з). Интернет-ресурсы: 8. http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование 9. edu - "Российское образование" Федеральный портал 10. edu.ru - ресурсы портала для общего образования 11. school.edu - "Российский общеобразовательный портал" 12. ege.edu "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена" 13 fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования" 14. ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ". 15. obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки" 16. mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации 17. window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам 18. Портал "ВСЕОБУЧ" 19. newseducation.ru - "Большая перемена" 20. rgsu.net - Российский Государственный Социальный Университет. 21. 3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака»). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия). Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады). Итоговый контроль – в форме дифференцированного зачёта по завершению курса. 13. 14 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в форме устного опроса по контрольным вопросам соответствующих разделов, проверки и оценки выполнения практических заданий, а также в ходе проведения промежуточной аттестации и итогового контроля в форме дифференцированного зачёта по завершению курса. Результаты обучения (предметные результаты) В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Информатика": - сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; - владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; - владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; - владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; - сформированность представлений о компьютерноматематических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; - владение компьютерными средствами представления и анализа данных; - овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки; - владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции; - владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ; Формы и методы контроля и оценки Основные показатели оценки результата Оперативный контроль: - проверка качества выполнения практических работ; - проверка индивидуальных заданий; - компьютерное тестирование. 15 - владение опытом построения и использования компьютерноматематических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами; - сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных. - сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. - владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; - сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы; - сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии "операционная система" и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений; - сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; - владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; Оперативный контроль - индивидуальный устный опрос; - тестовый контроль; - письменная контрольная работа; - проверка и оценка докладов. Итоговый контроль зачёт. 16 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения. Результаты (личностные и метапредметные) Личностные результаты - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы - проявление активной жизненной позиции; - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; - уважение общечеловеческих и демократических ценностей Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. - демонстрация готовности к исполнению воинского долга Своевременность постановки на воинский учет Проведение воинских сборов - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - проявление общественного сознания; Интерпретация результатов - воспитанность и тактичность; наблюдений за деятельностью - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой обучающегося в процессе деятельности освоения образовательной программы 17 готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при Успешное прохождение выполнении различного рода деятельности учебной практики. Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях - демонстрация желания учиться; Интерпретация результатов - сознательное отношение к продолжению образования в наблюдений за деятельностью ВУЗе обучающегося в процессе освоения образовательной программы. - умение ценить прекрасное; Творческие и исследовательские проекты Дизайн-проекты по благоустройству - готовность вести здоровый образ жизни; - занятия в спортивных секциях; - отказ от курения, употребления алкоголя; - забота о своём здоровье и здоровье окружающих; Спортивно-массовые - оказание первой помощи мероприятия Дни здоровья - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; - осознанный выбор будущей профессии и - демонстрация интереса к будущей профессии; Занятия по специальным возможностей реализации собственных жизненных - выбор и применение методов и способов решения дисциплинам планов; отношение к профессиональной профессиональных задач Учебная практика 18 деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; метапредметные результаты умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Творческие проекты - экологическое мировоззрение; - знание основ рационального природопользования и Мероприятия по озеленению охраны природы территории. Экологические проекты - уважение к семейным ценностям; - ответственное отношение к созданию семьи Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи. Мероприятия, проводимые «Молодёжь+» - организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ - демонстрация коммуникативных способностей; Наблюдение за ролью - умение вести диалог, учитывая позицию других обучающегося в группе; участников деятельности; портфолио - умение разрешить конфликтную ситуацию - демонстрация способностей к учебно-исследовательской Семинары и проектной деятельности; Учебно-практические - использование различных методов решения конференции практических задач Конкурсы Олимпиады 19 - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение определять назначение и функции различных социальных институтов; - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. - сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.) - умение самостоятельно оценивать и принимать - демонстрация способности самостоятельно давать решения, определяющие стратегию поведения, с оценку ситуации и находить выход из неё; учетом гражданских и нравственных ценностей; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы - владение навыками познавательной рефлексии как - умение оценивать свою собственную деятельность, осознания совершаемых действий и мыслительных анализировать и делать правильные выводы процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы 20