Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ОП.04 Основы дизайна и композиции

Приложение 2.23
к ППКРС по профессии
54.01.20 Графический дизайнер

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И КОМПОЗИЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 04 ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И КОМПОЗИЦИИ
1.1 Место дисциплины в структуре примерной основной образовательной
программы: учебная дисциплина «Основы дизайна и композиции» входит в
цикл общепрофессиональных дисциплин примерной основной образовательной
программы и имеет практико-ориентированную направленность. В процессе
преподавания учебной дисциплины осуществляются межпредметные связи с
профессиональными модулями ПМ.01 Разработка технического задания на
продукт графического дизайна, ПМ.02 Создание графических дизайн-макетов.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код

Умения

Знания

различать функциональную,
конструктивную и
эстетическую ценность
объектов дизайна; создавать
эскизы и нагляд- ные
изображения объектов
дизайна; использовать
художественные средства композиции,
цветоведения, светового дизайна
для решения задач дизайнерского
проектирования; выстраивать
композиции с учетом
перспективы и визуальных
особенностей среды;
выдерживать соотношение
размеров;
соблюдать
закономерности соподчинения
элементов

основные приемы
художественного
проектирования эстетического
облика среды; принципы и
законы композиции; средства
композиционного формообразования: пропорции,
масштабность, ритм, контраст и
нюанс; специальные
выразительные средства: план, ракурс, тональность,
колорит, изобразительные
акценты, фактуру и текстуру
материалов; принципы
создания симметричных и
асимметричных композиций;
основные и дополнительные
цвета,
принципы их сочетания; ряды
хроматических и ахроматических тонов и переходные
между ними; свойства
теплых и холодных тонов;

ПК, ОК
ОК01.Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.
ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.
ОК 03. Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в
коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
ОК 05. Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и

особенности различных
видов освещения, приемы светового решения в
дизайне: световой каркас, блики,
тени, светотеневые градации.

культурного
контекста.
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей.
ОК 09. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном
языках.
ПК 4.1.
Анализировать
современные
тенденции в области
графического
дизайна для их
адаптации и
использования в
своей
профессиональной
деятельности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в
часах
Максимальная учебная нагрузка

106

Объём образовательной программы

96

в том числе:
теоретическое обучение

72

практические занятия (если предусмотрено)

24

Самостоятельная работа1

10

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Тема 1.
Основы
дизайна

Тема 2
Типографика

Тема 3
Каллиграфия

Тема
4Шрифт
ы

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала
Объем аудиторной нагрузки
1.1.1Что такое «дизайн». Основные понятия. Истоки возникновения.
1.1.2 Дизайн как профессия
1.1.3 Графический дизайн
1.1.4 Сфера деятельности графического дизайна
Содержание учебного материала
Объем аудиторной нагрузки
2.1.1.1Структура шрифтов в типографике. Композиционные основы в типографике
2.1.1.2Типографика в графическом дизайне
2.1.1.3 Инструменты и средства в типографике
2.1.1.4 Замысел и его практическое воплощение средствами типографики
Содержание учебного материала
Объем аудиторной нагрузки
Практические занятия
3.1.1.1Инструменты и материалы в каллиграфии. Дизайн шрифтовой монограммы.

Объем
часов

4
4
2

Осваиваемы Уровень
е
освоения
элементы
компетенций

ОК1-11 ПК4.1

2
6
6
2
2
2
10
6
4
2

ОК1-11 ПК4.1

ОК1-11 ПК4.1

1
1
1
1

2
2
2
2

2

3.1.1.2 Шрифтовое оформление стихотворения

2

2

3.1.1.3 Каллиграфическая надпись на различном цветовом фоне
3.1.1.4 Шрифтовой плакат
Содержание учебного материала
Объем аудиторной нагрузки
4.1.1.1История развития письменности. Элементы шрифта
4.1.1.2 Гарнитуры шрифта

2

2
2

6
6
2

ОК1-11 ПК4.1

2
2

Тема 5
Книжное
оформление

Тема 6
Фирменный
стиль

Тема 7
Логотипы

4.1.1.3 Однострочная шрифтовая композиция. Двухстрочная шрифтовая композиция
4.1.1.4 Цвет шрифтовой композиции
Содержание учебного материала
Объем аудиторной нагрузки
Практические занятия
5.1.1.1 Художественное оформление обложки книги. Форзац и его художественное оформление
5.1.1.2 Дизайн титульного листа. Оформление начальной страницы
5.1.1.3 Полосная иллюстрация в книге. Оформление концевой страницы книги
Содержание учебного материала
Объем аудиторной нагрузки
Практические занятия
6.1.1.1 Дизайн визитки. Художественное оформление конверта.
6.1.1.2 Дизайн фирменного бланка. Дизайн в оформлении фирменного пакета

2
2
12
8
4
4
2
2
12
8
4
2
2

6.1.1.3 Сувенирная продукция
6.1.1.4 Применение цвета при создании фирменного стиля
Содержание учебного материала
Объем аудиторной нагрузки
Практические занятия
7.1.1.1 Виды логотипов и их типовое художественное оформление
7.1.1.2 Последовательность работы над дизайном логотипа
7.1.1.3 Логотип в газете. Логотип телевизионного канала
7.1.1.4 Логотип на рекламном носителе

2
2
10
8
2
2
2
2
2

Завершение творческих работ
Тема 8
Содержание учебного материала
Визуальные
Объем аудиторной нагрузки
коммуникации Практические занятия
8.1.1.1 Дизайн билбордов. Художественное оформление растяжки (транспарант)
8.1.1.2 Рекламный буклет. Листовые рекламные носители

10
6
4
2
2

2
2

ОК1-11 ПК4.1

ОК1-11
ПК4.1

2
2
2

2
2
2
2

ОК1-11 ПК4.1

2
2
2
2

ОК1-11 ПК4.1

2
2

Тема 9
Плакатная
продукция

Тема 10
Упаковка
товаров

Тема 11
Товарная
этикетка

8.1.1.3 Пиктограммы
Содержание учебного материала
Объем аудиторной нагрузки
Практические занятия
9.1.1.1Рекламный плакат. Социальный плакат
9.1.1.2 Учебно-инструктивный плакат
9.1.1.3 Имиджевый плакат. Постер в журнале и газете
Завершение творческих работ
Содержание учебного материала
Объем аудиторной нагрузки
Практические занятия
10.1.1.1 Жесткая упаковка из картона
10.1.1.2 Комбинированная упаковка – тетра-пак и другие аналоги. Упаковка для парфюма
10.1.1.3 Упаковка ля кондитерских изделий
10.1.1.4 Упаковка для бакалейных товаров
Консультации
Содержание учебного материала
Объем аудиторной нагрузки
Практические занятия
11.1.1.1 Роль и назначение этикетки. Этикетка для фармацевтических товаров
11.1.1.2 Этикетка для продуктов питания
11.1.1.3 Этикетка для бытовых товаров
Итого по учебной дисциплине объем образовательной нагрузки:

Самостоятельная учебная работа при изучении дисциплины «Основы дизайна и композиции»
1. Подготовка докладов, рефератов, презентаций:
«История развития графического дизайна»;
«Стили в дизайне»;
«Современный дизайнер график»;

2
10
6
4
2
2
2
12
8
4
2
2
2
2
2
10
6
4
2
2
2
96

2

ОК1-11 ПК4.1

2
2
2

ОК1-11 ПК4.1

2
2
2
2

ОК1-11 ПК4.1

2
2
2

«Сфера деятельности графического дизайна»
Проработка конспектов занятий
2. Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы 3
Доклад: «Дизайн шрифтовой монограммы.»
3. Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы 5
4. Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы 7
5. Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы 9

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: лаборатория живописи и дизайна, лаборатория
художественноконструкторского проектирования.
Лаборатории «Живописи и дизайна» и «Художественно-конструкторского
проектирования, оснащённая оборудованием» оснащенная необходимым для реализации
программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п 6.2.1 примерной
программы по данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1.Основы теории дизайна: учебник для вузов. – СПб: Питер Пресс, 2013. - 256 с. ISBN 978-5-496-00019-2, ББК 32.988.02-018я7
2. Н. М. Сокольникова, Е. В. Сокольникова. История дизайна: учебник для студентов
учреждений среднего профессионального. – М.: «Академия», 2016. – 239 с.-ISBN:978-5446815654; ББК 30.80я723
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов.Сокольникова
Н.М. - Режим доступа: http://booksee.org/g/Сокольникова%20Н.М., ББК 85.1я723

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
– ряды хроматических и ахроматических
тонов и переходные между ними;

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

–
основные приемы художественного
проектирования
эстетического
облика
среды;
–
принципы и законы композиции;
–
средства
композиционного
формообразования:
пропорции,
масштабность, ритм, контраст и нюанс; –
специальные выразительные средства: план,
ракурс,
тональность,
колорит,
изобразительные акценты, фактуру и
текстуру материалов;
–
принципы создания симметричных и
асимметричных композиций;
–
основные
и
дополнительные
цвета,
принципы их сочетания;

Демонстрировать знание
основных приемов
художественного
проектирования
эстетического облика
среды, принципов и
законов композиции,
средства
композиционного
формообразования,
принципов сочетания
цветов, приемов
светового решения в
дизайне;

Тестирование,
оценка результатов
выполнения
практических работ

Тестирование

–
свойства теплых и холодных тонов; –
особенности различных видов освещения,
приемы светового решения в дизайне:
световой каркас, блики, тени, светотеневые
градации.
–
различать
функциональную,
конструктивную и эстетическую ценность
объектов дизайна;
–
создавать эскизы и наглядные
изображения объектов дизайна;
–
использовать
художественные
средства
композиции,
цветоведения,
светового дизайна для решения задач
дизайнерского проектирования;
–
выстраивать композиции с учетом
перспективы и визуальных особенностей
среды;
–
выдерживать соотношение размеров;
–
соблюдать
закономерности
соподчинения элементов

Экспертное
наблюдение за
выполнением
практических работ

Создавать эскизы и
наглядные изображения
объектов дизайна с
использованием
художественных
средств композиции,
цветоведения, светового
дизайна с учетом
перспективы и
визуальной
особенности среды в
соответствии с
заданием


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».